Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двойственная, амбивалентная (доброзлая) природа человека

 

Антропологическая аксиома: если человек в состоянии что-либо совершить, то он обязательно это совершит.

 

То есть всё, что антропологически возможно и доступно, люди (те или иные), непременно (раньше или позже) попытаются проделать.

 

О природе человека: «Человек может все, но хочет еще больше…»

Пассионарность (от фр. passion - страсть) – понятие, введенное Л.Н.Гу­милевым для характеристики массовых отклонений соци­ального поведения от тради­ционных, типовых стереоти­пов и норм.

 

Пассионарность, амбивалентная по своей природе, может порождать подвиги, давать положитель­ные плоды в науке, искусст­ве, политике, военном деле, но она же тол­кает людей к преступлениям.

 

Деструктивность (от лат. destructivus - разрушительный) – центральное понятие в философской антропологии Э. Фромма (1900-1980), обозначающее присущую отдельным людям страсть к разрушению.

 

Склонность людей к деструктивному поведению базируется на врожденной потребности к агрессии. Некрофилия – любовь к смерти. Гитлер – некрофил.

Трансгрессивность (от лат. transgressio - преодо­ление) – сущностное свойство человеческой природы, зас­тавляющее людей стремиться к преодолению препятствий, достижению неведомого, не­познанного, нарушению при­вычных стереотипов.

 

Будучи амбивалентной, трансгрессивность имеет как позитивное, так и негативное измерение. С одной стороны, возникают раз­нообразные продукты творче­ства, создания культуры, научные открытия и т.д.

 

С другой стороны, трансгрессивность про­являет себя как стремление переступать черту дозволен­ного, преодолевать барьеры, отделяющие допустимое от запретного.

 

2. Урбанизация. Город явился социальным пространством, где сконцентрировалось много темного, порочного и преступного.

 

Библейская традиция считает основателем городов и городской цивилизации первопреступника Каина.

 

Город-государство – полис – политика – полиция…

 

Отчуждение является одной из основных предпосылок криминального поведения. Первый систематический анализ проблемы О. принадлежит Ж.-Ж. Руссо, хотя этим термином он не пользовался.

 

В его работе «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755) отчуждение предстает как непременный спутник развитого общества, в котором нормативные системы (нравственно-религиозные, политико-правовые и экономические) насильственно лишают человека возможности определять степень личной свободы.

 

В подобных условиях человек оказывается отторгнутым от собственного нравственного «я» до тех пор, пока не перестроит общество так, чтобы оно позволило ему принимать самостоятельные решения.

 

В «Общественном договоре» (1762) Руссо описывает возможное устройство такого общества. Подробный политический анализ проблемы отчуждения содержится в работах Гегеля и Маркса.

 

Гегель считал, что цель исторического развития состоит в постепенном преодолении разрыва между частным и универсальным сознанием, пока не будет достигнуто их полное слияние (абсолютное самосознание).

 

Этот разрыв является центральным и неотъемлемым элементом отчуждения, и, следовательно, история становится отражением постепенного движения человечества от отчуждения к освобождению.

 

Для Маркса преодоление отчуждения возможно лишь при изменении материальных условий жизни общества, а значит в результате борьбы особого, исторически сложившегося класса. Для Маркса уничтожение капитализма является необходимым условием очищения отчуждения от его извращенных элементов.

 

В философской мысли ХХ века отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к «обесчеловечиванию» личности.

 

Отчуждение является следствием кризиса техногенной цивилизации, утраты смысла жизни и системы ценностей человека и общества.

 

3. Мировая воля – центральное понятие в мета­физике преступления Артура Шо­пенгауэра. Согласно его уче­нию, миропорядок лишен ра­зумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла.

 

Миром правит не благой и муд­рый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная, ирраци­ональная, слепая и злая Мировая воля, выступающая как источник всевозможных бед, несчастий, катастроф, выпадающих на долю человека и человечества.

 

Мировая воля виновна в том, что в мире нет справедливости, а зло пе­реполняет его сверх всякой меры. Она подталкивает лю­дей к активным действиям, которые легко оборачиваются преступлениями.

 

Наделенные жаждой жизни и эгоистиче­скими инстинктами, люди чаще причиняют друг другу страдания, чем достигают ис­тинного счастья. Жизнь боль­шинства из них похожа на су­щий ад.

Таким образом, преступление является отчасти продуктом некой предрасположенности человека к нему, отчасти – продуктом дурного воспитания и столь же дурного влияния со стороны окружающей среды, рассматриваемой как в узком (социальном), так и в широком (космическом, мировом) ее значениях.

 

А преступность рассматривается как выражение неотъемлемого, имманентного свойства, присущего только общественному человеку, т.е. человеку, организованному в ассоциацию под названием «общество». Склонность эта – неистребимая потребность в прегрешениях, стремление отклониться от чего бы то ни было.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О причинах преступлений | Homo kriminalis
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.