Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции государства

Функции государства — главные направления деятельности государства на конкретном историческом этапе функционирования, обусловленные целями и задачами и конкретизирующие его сущность.

Функции государства отражают динамическую сторону государ­ственного бытия.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по территориальному признаку «в пространстве»: внут­ренние — обеспечивают его внутреннюю политику; внешние — обеспечивают внеш­нюю политику.

Внутренние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности):

1) политическая — выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

2) экономическая — регулирование сферы экономических отно­шений, создание условий для развития производства; организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики. При этом вмешательство государства в экономику имеет определенные пределы;

3) фискальная (налогообложения и финансового контроля) — организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная — гарантирование социальной безопасности граж­дан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая — обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная, идеологическая) — консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию са­мобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; поддержка развития науки и культуры; охрана культурного наследия;

7) информационная — организация и обеспечение системы полу­чения, использования, распространения и хранения информации; дос­туп к широкому диапазону развитого программного обеспечения (компьютерная сеть с файловыми серверами и сетевыми принтерами);

8) правоохранительная — обеспечение охраны, предотвращение правонарушений, конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений;

9) правозащитная — обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина, восстановление прав в случае нарушения, наказание правонарушителей.

Внутренние функции государства по правовым средствам также можно разделить на три основные группы: регулятивные, охранительные, защитные.

Внешние функции государства по сферам общественной жизни (объектам деятельности):

1) политическая (дипломатическая) — установление и поддержание дипломатических отношений с иными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая — установление и поддержание торгово-экономических отношений с иными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая — поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) — поддержание и развитие куль­турных и научных связей с иными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная — участие в развитии мирового информаци­онного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства — защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) сотрудничество с международными организациями — под­держание интеграционных процессов в мире, участие в мировых и регионально-континентальных международных организациях, межгосударственных союзах;

8) поддержание мирового правопорядка — а) подготовка и участие миротворческого контингента и миротворческого персонала страны в международных миротворческих операциях (пребывание российских миротворческих сил в Югославии и других государствах); б) борьба с международными преступлениями (Интерпол, Европол).

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность.

Каждая функция государства характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Правоприменительная — деятельность компетентных органов и должностных лиц, которая выражается в совершении юридически значимых действий по рассмотрению и решению индивидуальных юридических дел, завершающаяся изданием правоприменительного акта. Субъекты правоприменительной деятельности — государственные органы и должностные лица.

Правоохранительная — деятельность, которая выражается в со­вершении юридически значимых действий, направленных на охрану от нарушений общественных отношений, урегулированных правом, пре­дотвращение правонарушений (правоохранительный аспект), защиту индивида от совершенных правонарушений и привлечении виновных к ответственности (защитный аспект).

Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную и правозащитную деятельность, поэтому их можно считать разновидностями правоприменительной деятельности. Вместе с тем существуют и такие органы, для которых правоохранительная и правозащитная деятельность является основной — органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы рыбоохраны, лесной государственной охраны. Это органы принудительного поддержания правопорядка. Правоохранительная, как и пра­возащитная, деятельность осуществляется не только государственными органами, но и негосударственными организациями (адвокатура, правозащитные общественные организации).

Интерпретационно-правовая — деятельность компетентных ор­ганов и должностных лиц, которая состоит в совершении юридически значимых действий по официальному толкованию (интерпретации) правовых норм, завершающаяся принятием актов толкования (интерпретационных актов). Право толковать нормы права имеют все: как государственные органы и должностные лица, так и граждане. Однако специальными полномочиями официально толковать нормы права наделены по закону определенные коллегиальные органы и должностные лица.

Внутренние и внешние функции государства существуют «во времени»: их содержание изменяется на разных этапах его развития. Например, в период становления буржуазного государства экономическая функция была слабо развита. С середины XIX века, особенно в XX веке, с конца 50-х годов, в странах Западной Европы и Северной Америки ее роль значительно возросла как по значимости, так и Ш объему.

С определением курса на построение социального правового госу­дарства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной, правозащитной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция — создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Формы осуществления функций государства (правовые формы деятельности государства)

Осуществление функций государства происходит в процессе его деятельности и выражается в правовых и организационных (фактических) формах.

Правовая форма осуществления функций государства — влас­тная деятельность государства, выражающаяся в совершении юридически значимых действий в порядке, определенном законом, и влекущая правовые последствия. Деятельность в границах права всегда подчинена правоотношениям и характеризует содержание действий их участников.

Функции государства (деятельность государства) осуществляется в таких правовых формах:

Правотворческая — деятельность компетентных органов и долж­ностных лиц, которая выражается в выполнении юридически значи­мых действий по официальному установлению, санкционированию, изменению, отмене норм права, завершающаяся изданием нормативно-правовых актов и иных источников (форм) права (нормативно-правовых договоров, правовых прецедентов и др.), а также в их систематизации. Субъекты правотворчества в России — народ, Государственная Дума, Законодательные собрания субъектов РФ, Президент, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные органы власти и управления.

Учредительная — деятельность, которая выражается в соверше­нии юридически значимых действий по формированию, преобразова­нию или упразднению органов государства, их структурных подразделений, должностных лиц. Такая деятельность осуществляется только теми органами государства (парламент и др.) и должностными лицами (президент, премьер-министр и др.), которые наделены соответствующими полномочиями по закону.

Непосредственное назначение учредительной деятельности — кадровое обеспечение всех звеньев государственной власти и управления. Определяющей стадией учредительной деятельности является избирательный процесс, состоящий в реализации избирательных прав граждан по формированию представительных органов государства и высших должностных лиц.

Контрольно-надзорная — деятельность, которая выражается в совершении юридически значимых действий по наблюдению (проверке) за соблюдением подконтрольными субъектами правовых норм и пресечением правонарушений определенными организационно-правовыми средствами. Контрольные структуры России: Президент, Кабинет Министров, Конституционный Суд, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Счетная палата законодательного органа, аудиторские структуры Центрального банка РФ и др. Контрольную деятельность осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти — в разном объеме, различных вопросах и сферах правового регулирования.

Организационная форма осуществления функций государства — властная деятельность, лишенная юридической оболочки: не требует строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, которые влекут за собой правовые последствия. Однако это не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Она подзаконна, осуществляется в рамках действующего законодательства и компетенции того или иного органа. Правом здесь регулируется только общая процедура совершения действий.

Организационные (фактические) формы осуществления функций государства:

Организационно-регламентирующая— разработка научных рекомендаций; подготовка проектов документов; организация выборов; подбор и расстановка кадров, другая текущая работа по обеспечению деятельности органов государства;

Организационно-хозяйственная — организация бухгалтерского учета, статистики, снабжения и другая оперативно-техническая и хозяйственная работа;

Организационно-контролирующая — организация негосударственного контроля в различных сферах общественных отношений как объектах деятельности государства;

Организационно-идеологическая (информационная) — организация информирования о нормативных актах, их разъяснения, формирования общественного мнения и другой пропагандистской работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность государства | Типология государств: формационный и цивилизационный подходы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.