Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный аппарат как центральная часть механизма государства




Возможно двоякое понимание государственного аппарата: в узком и широком смысле. Государственный аппарат (в узком смысле) — собственно управленческий аппарат или аппарат исполнительной власти, который состоит из чиновников и возглавляется исполнительными высшими органами. Государственный аппарат (в широком смысле) — наряду с собственно управленческим аппаратом включает главу госу­дарства, парламент, местные органы управления, вооруженные силы, милицию (полицию), дипломатические представительства за границей и др., то есть все государственные органы и должностные лица.

Государственный аппарат — это наиболее важная часть механизма государства, отделенная от общества, специально созданная и юридически оформленная система органов государства выполняющая его функции и наделенная для этого государственно-властными полномочиями[9].

Сферы отношений государственного аппарата:

1)управленческие, властно-субординационные отношения, которые являются традиционными;

2) отношения по оказанию «административных услуг» физическим и юридическим лицам.

Административные услуги — публично-правовая обя­зательственная деятельность органов исполнительной власти и орга­нов местного самоуправления, их должностных лиц по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые обращаются к ним с этой целью. Их следует оценивать как выполнение обязанностей государства перед гражданами по созданию условий, обеспечивающих осуществление их прав и свобод.

Государственный аппарат обладает исключительным правом представлять государство, стимулировать, возлагать юридическую ответственность, разрешать и запрещать определенные действия и др. Только по специальному разрешению государственного аппарата негосударственные структуры и их представители могут осуществлять его некоторые частные функции.

Орган государства: понятие, признаки, виды.

В литературе используются термины: «орган государства» и «орган государственной власти». Это взаимозаменяемые термины, рассмотренные в разных срезах. В первом случае акцентируется внимание на структурной организации государства, во втором — на сущности власти (властеотношениях), которая ярче проявляется в высших эшелонах его структурной организации.

Орган государства — относительно самостоятельная часть государственного аппарата, состоящая из одного лица или организованной группы дол­жностных лиц и государственных служащих, обладающая юридичес­ки установленной государственно-властной компетенцией и опреде­ленными материальными средствами для выполнения задач и функций государства.

Каждый орган государства является частью государственного аппарата и создается для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. Статус органа государства определяется законами, а также подзаконными актами.

Признаки органа государства:

1) формируется государством или непосредственно народом (например, выборы в парламент) в соответствии с законом и функционирует на его основе;

2) имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные задачи и функции, которые он осуществляет от имени государства;

3) обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему совершать юридически обязательные действия: а) издавать нормативные и индивидуальные акты; б) осуществлять контроль за точным и неуклонным выполнением требований, предусмотренных этими актами; в) обеспечивать и защищать эти требования от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, стимулирования, государственного принуждения — в случае необходимости;

4) взаимодействует с другими органами в процессе реализации своих полномочий, руководствуясь принципом «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Принцип «разрешено все, что не запрещено законом и не посягает на права других людей» не относится к деятельности государственных органов. Этот принцип действует в сфере имущественных отношений граждан, юридических лиц;

5) состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях с органом и друг с другом: объем полномочий, порядок их использования устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

6) имеет необходимую материальную базу — казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; свой счет в банке; источник финансирования — государственный бюджет;

7) имеет организационную структуру (строение по видам отдель­ных служб и численному составу), территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину.

§ 3. Государственные предприятия и учреждения в механизме государства:
их отличие от государственных органов. Вооруженные силы

Специфическое место в механизме государства занимают государственные предприятия и учреждения.

Государственные предприятия — самостоятельные уставные организации, основанные на государственной собственности, имеющие права юридического лица, осуществляющие производственную деятельность на началах хозрасчета и самоокупаемости с целью создания материальных ценностей и получения соответствующего дохода.

Государственные учреждения — организации, осуществляющие социально-культурную, научную, учебно-воспитательную и иную непроизводственную деятельность с целью создания духовных ценностей и финансируемые полностью или частично из средств государственного бюджета.

Государственные предприятия и государственные учреждения отличаются от государственных органов рядом признаков:

1) не имеют государственно-властных полномочий, то есть не являются носителями государственной власти;

2) непосредственно создают материальные или духовные блага;

3) имеют специфическую организационную структуру — представляют собой организованные государством трудовые коллективы рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, действующим на основе единоначалия;

4) имеют строго обозначенный круг полномочий: управленческие функции осуществляются администрацией предприятий и учреждений исключительно в сфере своей деятельности, не выходя за пределы предприятия или учреждения;

5) руководствуются в своей деятельности собственным уставом, составленным в соответствии с законодательством;

6) содержатся не исключительно за счет средств государственного бюджета.

Таким образом, государственные предприятия и государственные учреждения следует отличать от органов государства, но их нельзя

Кроме государственных, в стране функционируют другие предприятия: частные — основаны на собственности физического лица; коллективные — основаны на собственности трудового коллектива предприятия; коммунальные — основаны на соб­ственности соответствующей территориальной общины; хозяйственные общества; пред­приятия, основанные на собственности объединения граждан.

Виды органов государства по способу образования: выборные (представительные органы); назначаемые (органы прокуратуры, ис­полнительно-распоряди­тельные органы); наследуемые (наследствен­ный монарх).

По времени функционирования полномочий: постоянные — создаются без ограничения срока действия; временные — создаются для достижения краткосрочных целей.

По территориальной сфере деятельности: общие — распространяют свою власть на всю территорию страны: а) высшие (президент, парламент, правительство); б) центральные (отраслевые министерства, комитеты); региональные — распространяют свою власть на территорию субъектов федерации и регионов (в федеративных и сложных унитарных государствах); местные—действуют в административно-территориальных.

По объему компетенции: органы общей компетенции (парламент, правительство, советы и др.) — решают вопросы общего профиля; органы специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов и др.) — решают вопросы отраслевого значения.

По форме осуществления компетенции (в России): коллегиальные — Государственная Дума, Правительство РФ, суды высшей инстанции; единоначальные — Президент, министерства, департаменты, отделы.

По правовым формам осуществления функций государства: правотворческие; правоприменительные; правоохранительные; контрольно-надзорные; интерпретационные; учредительные.

По функциональному назначению (по принципу «разделения властей»): законодательные; исполнительные; судебные.

В механизм государства входят вооруженные силы.

Вооруженные силы — военная государственная структура, которая предназначена для обороны государства, защиты его суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности. До середины XIX века вооруженные силы обычно назывались армией.

Вооруженные силы, с точки зрения международного права, — это регулярные (сухопутные, военно-морские, военно-воздушные и др.) и нерегулярные (ополчение, партизаны и восставшее население) военные формирования государств. Наемники не входят в понятие вооруженных сил. Собственно профессиональная армия имеется в немногих государствах (например, в США, Великобритании).

Обязанность верховного главнокомандующего вооруженными силами, общее руководство деятельностью вооруженных сил на основе действующих законодательных актов возлагается на глав государств или правительств. Непосредственное руководство армией осуществляет министерство обороны. Личный состав вооруженных сил включает военнослужащих и лиц гражданского персонала вооруженных сил.

Вооруженные силы могут применяться государством в порядке самообороны только в случае вооруженного нападения на него.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.