Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации и деятельности государственного аппарата




Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это основополагающие общепринятые нормы императивного характера, выступающие в качестве непререкаемых требований, предъявляемых к формированию и функционированию государственных органов.

Основные принципы организации и деятельности государствен­ного аппарата:

1) верховенство права, связанность государственного аппарата правами и свободами граждан, их законными интересами — основываются на сложном диалектическом соединении интересов человека и государства, их балансе, согласовании, гармонизации при приоритете прав человека; на соответствии правотворческой, правоохранительной, правозащитной деятельности государства идеям социальной справедливости, свободы, равенства;

2) законность — суровая законодательная регламентация деятельности государственного аппарата: а) полномочия органов и должностных лиц установлены конституцией и другими законами; б) гражданам предоставлено право обжаловать в суде решения государственных органов, требовать возмещения вреда, причиненного их незаконными действиями;

3) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную отрасли — имеет целью не допустить концентрации власти в руках одного органа, класса или личности, предотвратить установление недемократического режима. Каждая из отраслей власти является относительно самостоятельной и независимой от других, придерживается правовых границ собственной компетенции и защищена от неправомерного вмешательства в решение вопросов, отнесенных к ее компетенции, со стороны любых органов, должностных лиц, предприятий, учреждений, объединений граждан;

4) иерархическая соподчиненность органов и должностных лиц — подчиненность по вертикали, что оптимизирует выполнение решений центральных органов исполнительной власти на всех ступеньках сверху вниз — до уровня местных (районных) государственных администраций;

5) соединение выборности и назначаемости — назначение на должности (председатель государственной администрации) соединяется с выборностью ряда должностных лиц (глава государства);

6) соединение коллегиальности и единоначалия — совмещение коллегиального обсуждения проектов решений и единоначалия руководителя органа в принятии решений и его персональной ответственности за них;

7) гласность — открытость и своевременная информированность общественности о своей деятельности, за исключением случаев принятия тайных решений, которые определены законом в связи с требованиями национальной безопасности страны;

8) учет общественного мнения — сверка деятельности государственного аппарата с оценкой общественности в лице органов местного самоуправления и самоорганизации населения, предприятий, учреждений, отдельных граждан и их объединений;

9) научность — концептуальное обоснование государственной политики, осуществляемой центральными органами исполнительной власти, использование новейших достижений науки и техники, организационно-технических средств и информационных технологий;

10) профессиональная компетентность должностных лиц — способность осуществлять установленный конституцией, другими законами и нормативными актами объем властных полномочий (прав и обязанностей) по выполнению задач и функций государства и нести ответственность за качество своей работы;

11) равный доступ к государственной службе, который закреплен в законе как незыблемое право гражданина.

Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Категорию людей, занятых на работе в аппарате государства, определяют как бюрократию (бюрократ — от греческого «столоначальник»). Теоретически понятие «бюрократия» подразумевает точно определенное разделение задач между чиновниками в соответствии с формально установленными правилами и процедура­ми. Бюрократия — это иерархическая структура со строгой дисциплиной, где власть не персонифицирована, а ее источником являются правила, определяющие работу всего бюрократического аппарата.

На практике бюрократии бывают весьма несовершенны, их дея­тельность сопровождают формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность, протекционизм, культивирование угодничества, равнодушие к людям и их запросам, что дало основание для использования данного термина в негативном смысле.

Для преодоления негативных проявлений в работе государственной гражданской службы используются демократические методы и стиль работы, система специально разработанных, реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Эффективными считаются следующие меры: 1) сокращение управленческого аппарата; 2) замещение должностей по конкурсу;
3) перевод управленческого аппарата на работу по контракту; 4) обеспечение гласности и контроля снизу; 5) повышение патриотизма и профессионального уровня работников аппарата; 6) лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности при одновременном установлении для них высокого уровня заработной платы, что обеспечивает заинтересованность в честной службе (так называемая социально-правовая защищенность работников управленческого аппарата).

Государственный аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом.

Для повышения эффективности и качества функционирования государственного аппарата необходимо, чтобы в основе его организации и деятельности находилась система принципов, соответствующая международным стандартам.

Разделение властей — один из основных принципов организации и деятельности государственной власти и одновременно основополагающий принцип организации и функционирования демократического правового социального государства.

Принцип разделения властей — основополагающая норма, со­гласно которой в демократическом правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные отрасли («ветви») государственной власти — законодательная, исполнительная, судебная, каждая из которых осуществляется независимыми друг от друга органами, находящимися в состоянии сдерживания и взаимного контроля.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную имеет давнюю историю и традиционно связывается с именем французского ученого Ш. Л. Монтескье (1689—1755). Что касается широко употребляемой терминологии «ветвь власти», то она является следствием неудачного двойного перевода употребляемого Ш. Монтескье словосочетания «separation des pouvoirs». Более адекватным подлиннику текста труда Монтескье «О духе законов» следует считать перевод данного термина как «отрасль власти».

Политическое обоснование принципа разделения власти на три от­расли («ветви») состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, исключить узурпацию власти — сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Власть в демократическом государстве в виде ее трех отраслей (законодательной, исполнительной, судебной) является политической формой выражения власти народа. Будучи «разделенной», власть в государстве должна оставаться целостной, единой.

Принцип разделения властей был впервые закреплен в Конституции США 1787 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, затем в Конституции Франции 1791 г.

Принцип разделения властей включает систему требований: 1) распределение функций и полномочий между органами различных отраслей государственной власти; 2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа всех отраслей власти при осуществлении своих полномочии; 3) недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния.

Юридическое выражение единства и гармоничности власти состоит в том, что:

1) органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и выполнения задач государства;

2) различные органы государства не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила доведения.

3) наделение органов каждой отрасли власти возможностью проти­вопоставлять свое мнение решению органа другой отрасли власти;

4) исключение сосредоточения всей полноты власти у одной из отраслей, ее органов или отдельного человека либо группы лиц, то есть предотвращение узурпации власти;

5) согласование и взаимный правовой контроль действий органов всех отраслей власти;

6) равенство органов всех отраслей власти перед законом, осуществление полномочий в границах, установленных законами и в соответствии с ними, невозможность изменения компетенции органов государства внеконституционным путем.

Формы и степень осуществления принципа разделения властей зависят от национальных традиций, от конкретной социально-экономической и политической ситуации.

Принцип разделения власти на три «отрасли (ветви)» не абсолютен. Его не следует воспринимать как догму и не учитывать реальные изменения, которые произошли в системе государственной власти после его провозглашения и конституционного закрепления. В большинстве конституционных государств, в которых принцип разделения властей положен в основание организации государственной власти, имеются государственные органы, которые формально не относятся ни к одной из классических отраслей власти. Эти государственные органы обладают особым статусом: в России — Президент как единоличный государственный орган; контрольно-надзорные органы (Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, прокуратура); местные органы власти и др. Некоторые ученые называют их дополнительными отраслями власти, в отличие от основных отраслей — законодательной, исполнительной, судебной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.