Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы правления современных государств

Монархия (гр. monacrhia) — форма государственного правления, при которой государственная власть со­средоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от народа (не утверждается им).

Абсолютная монархия — монарх не ограничен конституци­ей; осуществляет законодательную деятельность; руководит правитель­ством, которое формирует сам; кон­тролирует правосудие, местное са­моуправление, то есть вся государ­ственная власть сосредоточена в его руках (характерна для рабовладель­ческих и феодальных обществ).

Сохранилась в первозданном виде (без конституции и парламента) в единичных странах (султанат Оман). Современная абсолютная монархия, как правило, имеет и конституцию, и парламент. Конституция устанав­ливает, что власть исходит от монар­ха, то есть утверждает его абсолют­ную власть. Парламенту отводится роль консультативного совета при монархе (Кувейт, Саудовская Ара­вия), который в любое время может быть распущен (в Бахрейне распу­щен через полтора года после созда­ния) власть монарха ограничена кон­ституцией, он не может прямо вли­ять на состав и политику правитель­ства, которое формируется парла­ментом и подотчетно ему; парла­мент осуществляет законодатель­ную деятельность.

Парламентская — характерна для современных монархий, постро­енных на принципе парламентариз­ма: Великобритания, Испания, Да­ния, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония и др.

Дуалистическая — характерна для переходного периода от феода­лизма к капитализму, служит фор­мой примирения интересов феода­лов (их преимущественно выражает монарх) и интересов буржуазии (их представляет парламент): кайзеров­ская Германия в 1871—1918 гг., Ту­нис, Таиланд, Ливия, Эфиопия и др. В некоторых современных странах (султанат Бруней, королевство Тон­га) сохранились отдельные черты дуалистической монархии. Практи­чески она себя изжила.

В дуалистической монархии юридически и фактически власть имеет двойственный характер: она разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом. Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений. Он обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, издаваемым парламентом и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности ограничена, символична.

Монарх формально сохраняет статус главы государства — исключительно с представительскими полномочиями. Он только подписывает законодательные акты, принятые парламентом. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним, а не монархом. Фактическим главой государства (премьер-министр) становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте.

Республика (лат. res publica) форма государственного правления, при которой выс­шая государственная власть осуществляется предста­вительным общенациональ­ным ор­ганом власти (парламентом), избранным народом на определенный срок.

Парламентская республика — глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президент — глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны.

Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия)

Президентская республика — глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.)

Президент избирается внепарламентским путем — прямыми или непря­мыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швей­цария, Иран, Ирак).

Смешанная форма правления (президентско-парламентская) — глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над деятельностью правительства (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не столько президенту, сколько премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Румыния, Словения, Хорватия)

Рассмотрим роль президента в президентской, парламентской и «смешанной» республиках.

Президентская республика характеризуется, прежде всего, тем, что президент обычно избирается независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием) и совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Правительство, как правило, слабо влияет на парламент, не зависит от парламента — парламент не может провозгласить недоверие правительству или досрочно прекратить его полномочия. Пост премьер-министра либо отсутствует, либо играет вспомогательную, координационную, роль (так называемый «административный» премьер в некоторых странах «третьего мира»).

Президент способен отстаивать интересы исполнительной власти благодаря своему высокому статусу (осуществлять активную исполнительную политику, использовать право на издание исполнителъных актов, ини­циировать создание законов, использовать право вето на принятие законов, применять разнообразные средства влияния на законодательную власть) с целью достижения баланса властей. Президентом в этих государствах становится, как правило, лидер партии, победившей на президентских выборах, из числа членов которой чаще всего и формируется правительство. Классической моделью президентской республики являются США.

Президент в парламентских республиках, в отличие от главы го­сударства в президентских республиках, обычно не располагает реальной исполнительной властью, и его правовой статус в значительной мере напоминает статус монарха в парламентской монархии. Полномочия главы государства, за исключением сугубо церемониальных (представительских), здесь обычно осуществляются с согласия и по инициативе правительства, образуемого на парламентской основе.

Если в президентских республиках глава государства формирует правительство по своему усмотрению, независимо от расстановки сил в парламенте, то в парламентских республиках глава государства чаще всего может назначить такое правительство, которое располагает поддержкой парламентского большинства. Члены правительства являются одновременно и членами парламента, то есть состав правительства отражает реальную расстановку сил в парламенте, что позволяет пра­вительству влиять на принятие парламентских решений. Пост пре­мьер-министра, как правило, автоматически занимает лидер партии (блока партий), победившей на выборах. Существует парламентская ответственность правительства, которая зачастую носит солидарный характер — недоверие одному члену кабинета влечет за собой отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать роспуска парламента и назначения новых выборов. Функция главы государства отделена от функции главы правительства.

Президент в «смешанной» республике, сочетающей в себе эле­менты президентской и парламентской республиканских форм правле­ния, является верховным главнокомандующим, как в президентской республике, однако не во всех странах наделен полномочиями главы исполнительной власти. Президент не отвечает за действия правительства, он назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте; по рекомендации главы правительства он назначает других членов правительства. Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства; имеет право созывать заседания для рассмотрения того вопроса, который счита­ет первоочередным; имеет право утверждать декреты и постановления, принятые правительством; имеет право возвратить эти декреты и постановления на повторное рассмотрение правительства. Однако исполнительная власть президента ограничена: 1) он не является главой правительства; 2) само правительство фактически формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте, опирается на парламентское большинство; 3) правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие формы государства и ее структура | Формы государственного устройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.