Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые линии метро в Европе появилось в - Лондоне (1863 г.), Будапеште (1896 г.), Глазго (1896 г.)

Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г

В 1880 г. наибольшую протяженность железных дорог в Европе имела Германия - 33 838 км, за ней шла Великобритания - 28 854, затем Франция - 26 189, европейская часть России (с Финляндией) - 23 429 и Австро-Венгрия - 19 512 км.

В 1802 г. английский конструктор Ричард Тревитик сделал паровой автомобиль. Экипаж двигался с грохот и чадом, пугая пешеходов. Его скорость достигла 10 км/ч.

Первый стрелочный телеграф создал российский дипломат и электротехник Павел Львович Шиллинг. Он публично продемонстрировал свою систему осенью 1832 года. Вскоре о телеграфе Шиллинга узнал император Николай I, после чего появились первые линии связи в Петербурге.

Патент на изобретение англичанином Уитстоном электрического телеграфа был получен в 1837 году.

Принято считать, что ученому Александру Беллу, уроженцу Шотландии, впоследствии переехавшему в Канаду и затем в США, в 1876 году впервые удалось передать речь из одной точки в другую посредством электрического сигнала. Это стало началом телефонной связи

С 1838 года газом освещали улицы, железнодорожные станции, предприятия, театры и жилые дома России.

В современных справочниках изобретателем электрической лампочки часто называют Эдисона. Между тем в конце 1870-х годов в Европе на слуху было другое имя – Павел Яблочков. Лампы русского инженера первыми стали применяться в Европе для освещения улиц, а французы даже прозвали новый тип искусственного освещения «русским светом» – la lumiere russe

 

 

[4] В настоящее время все перечисленные термины могут употребляться. Современный термин, обозначающий проблему равенства полов и включающий в себя борьбу за половое равноправие –гендерная идентичность.

[5] В данном разделе дается только общий обзор развития культурологи в 19 веке. Более подробно о научных концепциях перечисленных в этом разделе философов можно прочесть в учебнике Культурология под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана Также полезно обратиться и к словарям.

[6] Об эволюционизме в дополнение можно прочесть раздел лекции М.Ю.Шмелевой «Культура первобытного общества».

[7] Так, например, даже в более консервативной православной культуре допускается украшение храмов скульптурой, отход от строгого канона живописного украшения храма, а в редких случаях и изменение положения алтаря.

[8] Не забывайте, что говоря о тиражировании и доступности культуры, мы имеем в виду не только бурное развитие типографского дела, но и появление звукозаписи, фотографии, развитии сферы услуг, наконец, кинематографа. С 1839 года, благодаря изобретению Луи-Жака Манде Дагера человечество начало запечатлевать себя на фотографиях (первые фото назывались в честь изобретателя –дагерротипы).В 1877 году Томас Эдисон (США) изобрел способ звукозаписи, а уже с 1887года, когда Эмиль Берлинер (США) запатентовал свое изобретение граммофон, звукозапись можно было слушать у себя дома или в общественных местах. 1895 год – год изобретения радио А. Поповым. В этом же 1895 году в Париже состоялся первый публичный киносеанс братьев Луи и Огюста Люмьеров.

Развитие капиталистического производства также тесно связано с формированием бытовой массовой культуры. Например, переход производства мебели с дорогого ручного и мануфактурного способа к фабричному был вызван стремлением удовлетворить спрос на мебель быстро растущего населения промышленных городов. Такие процессы не всегда означали снижение качества и художественной ценности промышленно произведенных товаров. Так, венскому мебельщику М.Тонету удалось приспособить известную в 18 века технику гнутья древесины под паром к промышленному производству. Миллионные тиражи мебели Тонета в 19 веке с одной стороны были доступны для городского населения, и в то же время сохраняли неповторимый изящный художественный облик, формирующий новое жилое пространство городского жителя.

 

[9] Старейшие музеи Европы – музеи Ватикана, Уффици во Флоренции, Лувр в Париже, Прадо в Мадриде, Дрезденская картинная галерея. Все эти художественные собрания создавались как закрытые для публики сокровищницы. Британия, во многом показывавшая пример развития современной культуры, первая начала создавать музеи доступные для публики и несущие неоценимый просветительский, эмоциональный и эстетический потенциал. В 1753 году был основан Британский музей, а в 1824 году Национальная галерея в Лондоне. Вслед за Британией свои двери для публики открывают Лувр (1791), Прадо (1819), Эрмитаж (1852).

Старейшие филармонические (греч. люблю гармонию)общества начали возникать в Италии и Германии. В 19 веке они получили широкое распространение в Европе. В 1802году такое общество возникло в Петербурге, объединяя профессиональных музыкантов и любителей музыки, ставящее своей целью распространение музыкальной культуры. В 1859году в России по инициативе А. Рубинштейна было создано Императорское русское музыкальное общество.

Развитие капитализма в Европе влекло за собой тенденции к унификации производства, обмену опытом, к расширению рынков сбыта. Для удовлетворения этих задач в 1851 году в Лондоне была организована «Великая выставка изделий промышленности всех наций». С этого времени Всемирные промышленные выставки станут традицией. Каждая страна, участвуя в таком мировом показе, стремилась преподнести сюрпризы публике, удивить впечатляющими экспонатами, заключить выгодные сделки. С решением этих задач помогали справится художники, оригинально оформлявшие экспозиции, привлекая и завлекая посетителей в национальные павильоны. Некоторые из таких произведений стали национальными символы и вошли в историю культуры. Например, Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона в Лондоне (выставка 1851 года) или Эйфелева башня инженера Александра Гюстава Эйфеля в Париже высотой 123 метра (выставка 1889 года).Широкий спектр представляемых на выставках достижений вскоре позволил характеризовать их не просто как промышленные, а художественно-промышленные выставки.

Всемирные выставки, даже те, что проводились на далёком Американском континенте (1893 г.- Чикаго), привлекали колоссальное внимание публики. Осмотр все более и более увеличивающихся экспозиций с одной стороны увлекал, а с другой мог утомлять посетителя. Именно в практике проведения всемирных выставок зарождается такая форма массовой культуры как индустрия развлечений. Организация отдыха – театры, рестораны, аттракционы, доходные зрелища, а ещё и «подвижный тротуар» (его впервые продемонстрировали в Чикаго), чтобы посетитель не уставал передвигаться по выставке, позволяли устроителям с лихвой возместить расходы.

Внутри стран, в том числе и в России, подобные выставки хозяйственно-культурных достижений также получили широкое распространение во второй половине 19 века.

 

[10] Не следует забывать, что классицизм, включая ампир, является большим общеевропейским художественным стилем, поэтому его проявления, характерные художественные образы мы видим во всех сферах жизни, включая бытовую культуру и манеру поведения.

[11] Вы помните, что традиции христианской православной культуры отрицали скульптуру как напоминание о языческом прошлом. Европеизация русской культуры в 18 веке познакомит россиян с этим видом искусства.

[12] Цит. по Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины ХIХ века. Лениздат,1990, с21.

[13] См.раздел этой лекции «Живопись», с. 52-53

 

[14] См. раздел данной лекции посвященный культурологической теории «Философия жизни» - с.12-13

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бориса Годунова | Тема 5. Структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками обра-зовательного процесса на разных этапах онтогенеза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.