Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование украинских корпоративных моделей




В целом управление государственным корпоративным сектором в Украине можно разделить на три блока:

1) создание общей нормативно-правовой базы функционирования экономики;

2) прямое управление государственными предприятиями;

3) управление определенной государственной частью уставного фонда хозяйственных обществ.

Первый блок заключается в разработке законов и подзаконных актов экономической направленности, поскольку все предприятия осуществляют деятельность в этом нормативно-экономическом поле.

Второй блок применяется в случаях, когда государство является единственным владельцем акционерного общества и управляет его деятельностью через менеджмент предприятия.

Третий блок государственного управления влияет на деятельность корпорации соответственно наличию государственного пакета корпоративных ценных бумаг.

Мероприятия, которые принадлежат к первому блоку, осуществляются органами центральной государственной власти, которые имеют право принимать решения, имеющие законодательную силу.

Мероприятия в рамках других двух блоков внедряются лишь органами исполнительной власти. При этом следует иметь в виду на ком лежит ответственность определять перечень объектов, которые подпадают под прямое управление государственной власти.

К таким объектам относят:

• имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, закрепленное за ними на правах полного хозяйственного распоряжения или оперативного управления — акции (паи, части), которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ;

• имущество предприятий, которые находятся в процессе приватизации;

• имущество, переданное в пользование органам самоуправления;

• имущество, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) - имущество государственных предприятий.

В настоящее время достаточно существенную часть государственного сектора составляют государственные акционерные компании. Они являются полностью полноправными субъектами корпоративного сектора, хотя и имеют определенные особенности по сравнению с акционерными обществами в классическом их виде. Так, государственная акционерная компания представляет собой открытое акционерное общество, в котором государству принадлежит пакет акций, которое, соответственно законодательству, обеспечивает правомочность решений общих собраний акционеров.

Существуют три основных пути создания государственных акционерных компаний:

1) акционирование государственных предприятий, которые, соответственно законодательству Украины, не подлежат приватизации;

2) учреждение государственной акционерной компании;

3) приобретение государством соответствующих пакетов акций у других владельцев.

От имени государства основателем и акционером государственной акционерной компании является определенный Кабинетом Министров Украины орган, уполномоченный руководить объектами государственной собственности. В случае, когда государству принадлежат все акции государственной акционерной компании, полномочие общих собраний осуществляет как единственный акционер соответствующий орган, уполномоченный руководить объектами государственной собственности.

Если государственная акционерная компания создана путем акционирования государственных предприятий, которые, соответственно законодательству Украины, не подлежат приватизации, негосударственные инвесторы могут приобретать право собственности на акции дополнительной эмиссии, которые осуществляются за счет прямых инвестиций. Размер такой эмиссии должен обеспечивать правомочность решений общих собраний акционеров.

Акции государственных акционерных компаний могут передаваться в управление уполномоченным лицам. Во время передачи акций государственных акционерных компаний в управление уполномоченным лицам Кабинет Министров Украины может определить особенные условия осуществления управления и обязательный размер дивидендов от прибыли компании, которые направляются в государственный бюджет. Порядок и условия передачи в управление уполномоченным лицам акций государственных акционерных компаний определяет правительство.

Надо заметить, что в Украине долгое время не существовало специального органа, который осуществлял бы управление государственным корпоративным сектором (государственными акционерными компаниями, государственными корпоративными правами и тому подобное.) Эти функции осуществляют почти все органы исполнительной власти. Однако основы такого управления закладываются на уровне Кабинета Министров Украины и других уполномоченных им органов, Фонда государственного имущества Украины, и в его составе — Департамента по управлению государственными корпоративными правами, Национальной академией наук Украины, украинской академией аграрных наук, другими подобными организациями. Сюда относятся также юридические и физические лица, которые осуществляют функции по управлению акциями (паями, частями), которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ (уполномоченные лица).

Достаточно широкие полномочия имеет Фонд государственного имущества Украины, который управляет имуществом государственных предприятий, которые не вошли в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации и корпоратизации, а также целостными имущественными комплексами, переданными в аренду.

Относительно объектов государственной собственности, которые находятся в его управлении, Фонд государственного имущества осуществляет:

• полномочие владельца государственного имущества в процессе приватизации, в том числе — полномочие по управлению государственными корпоративными правами (после ликвидации Агентства по управлению государственными корпоративными правами);

• изменяет организационную форму государственных предприятий в процессе приватизации;

• принимает решение о последующем использовании государственного имущества, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ;

• является арендодателем имущества, которое находится в государственной собственности;

• обеспечивает защиту имущественных прав государственных предприятий, организаций, учреждений на территории Украины и за ее пределами;

• вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения относительно закрепления пакета акций в государственной собственности;

• выступает от имени государства учредителем хозяйственных обществ, в том числе совместных предприятий.

До недавнего времени в Украине существовала государственная структура, которая осуществляла управление государственными пакетами акций (Государственное агентство по управлению государственными корпоративными правами). Отныне эти функции входят в компетенцию Фонда государственного имущества Украины, а также других министерств и ведомств. При этом объектами управления являются государственные пакеты акций акционерных обществ и холдинговых компаний и государственные части, паи в имуществе хозяйственных обществ, в том числе совместных предприятий.

Фонд государственного имущества (через Департамент по управлению государственными корпоративными правами) осуществляет такие функции:

• назначение уполномоченных лиц по управлению государственными частями, паями, акциями;

• заключение с ними соглашений и осуществляет контроль за эффективностью их работы;

• формирование вместе с центральными органами исполнительной власти отдельных перечней хозяйственных обществ, в уставных фондах которых имеются государственные корпоративные права и которые являются стратегическими объектами для экономики и безопасности государства, с учетом принципов деятельности согласно с технологиями выработки конечного продукта.

Поскольку на такой департамент возложены прямые управленческие функции, то он может осуществлять управление хозяйственными обществами через участие своих представителей в работе органов управления этих обществ, принимать решение относительно создания хозяйственных обществ, в том числе совместных предприятий, в уставные фонды которых передаются государственные корпоративные права, вести реестр и проводить оценку государственных корпоративных прав и тому подобное.

Кроме того, департамент должен выполнять специфические функции по управлению государственными корпоративными правами, в частности проводить нормативное и методическое обеспечение управления государственными корпоративными правами, а также контролировать за эффективностью этого управления.

Важным звеном механизма управления государственными предприятиями и государственными пакетами акций является назначение уполномоченных лиц. Так, Кабинет Министров Украины может делегировать полномочия по управлению объектами государственной собственности министерствам, другим центральным и местным органам исполнительной власти, Совету Министров Автономной Республики Крым, объединениям предприятий, организациям (дальше — органы, уполномоченные руководить объектами государственной собственности). Уполномоченными лицами могут быть как юридические, так и физические лица, которые осуществляют управление акциями, частями, паями, которые принадлежат государству. Уполномоченное лицо может осуществлять управление государственными корпоративными правами одного или нескольких обществ.

Органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять управление государственными корпоративными правами, определяют представителя, ответственного за управление государственными корпоративными правами, из числа работников их центральных аппаратов или подведомственных им органов.

Контроль деятельности своих представителей, соответствующие органы исполнительной власти, осуществляют через принятие от них отчетов о результатах их деятельности и деятельности акционерного общества. Органы исполнительной власти проводят анализ деятельности общества и эффективности выполнения функций представителем, готовят предложения относительно последующего функционирования общества и условий управления и информируют вышестоящие органы.

Назначение уполномоченных лиц происходит по конкурсу. Победителем конкурса признается лицо, которое предложило наилучшие условия осуществления управления государственными корпоративными правами или, при одинаковых условиях, попросило меньшее вознаграждение за выполнение таких функций.

Передача функций на управление осуществляется после заключения договора между органом исполнительной власти, который получил полномочие на управление соответствующими государственными корпоративными правами, и уполномоченным лицом, которое берет на себя обязательство осуществлять от имени этого органа управление государственными корпоративными правами.

В договорах регламентируется много аспектов деятельности уполномоченных лиц. В частности: соблюдение устава общества, финансово-экономические результаты деятельности предприятия, эффективность использования и сохранения его имущества, обязательства погашения задолженности предприятия в целом и, в частности, с выплаты заработной платы, осуществление платежей до бюджета и отчислений в пенсионный фонд, реализация инвестиционной, технической и ценовой политики, обеспечение производства конкурентоспособной продукции и др.

Нельзя не видеть слабых сторон, которые есть в механизме назначения уполномоченных лиц, их оценке и стимулировании деятельности.

1. Исполнительная власть, особенно на местах, стремится взять в первую очередь сильные, рентабельные предприятия и не обращает внимание на слабые.

2. Нет четкой оценки эффективности работы уполномоченного лица, надежной системы учета и отчетности по результатам его деятельности, чтобы можно было сделать выводы о положительных или отрицательных последствиях его деятельности.

3. Не существует государством утвержденного эффективного порядка стимулирования за хорошую работу уполномоченного лица.

В мировой практике хорошие оперативные результаты, прогнозные последствия и интуиция уполномоченных лиц учитываются, и имеет место реальная оценка их вклада и соответствующее стимулирование. Хорошо работающие уполномоченные лица, например, имеют преимущественное право на приобретение государственного пакета акций путем вкладывания инвестиций по льготной цене, подавляющее право приобретения при вторичной эмиссии акций, могут получить конверты с солидными вознаграждениями.

Такой подход к оценке и стимулированию уполномоченных лиц, которые подняли эффективность своего управления до больших высот, заинтересовывает их не только материально, но и закрепляет за ними имидж эффективного управленца-менеджера. Потом, когда они уходят с должности, (в нашем государстве случается такое часто), они могут ожидать в будущем перспективных предложений на должность менеджера или даже депутатского места в парламенте, или местных органах власти.

4. Недостаточный учет накопленного в мире опыта создания и деятельности разных форм корпоративных структур, недостатки законодательства, неудачные попытки изобрести особенный путь решения проблем интеграции и инвестирования в Украине привели к затруднительному формированию ПФГ и ФПГ в экономике страны, а также к существованию большого количества неформальных и теневых группировок.

5. Вопрос формирования корпоративной культуры и развития корпоративных отношений на сегодня есть одним из главных факторов реформирования украинской экономки. Лишь благодаря отладке дееспособного механизма корпоративных отношений отечественные акционерные общества могут рассчитывать на привлечение необходимых инвестиционных ресурсов.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные государственные органы и направления регулирования ими корпоративного сектора.

2. Какие законы регулируют деятельность корпоративного сектора?

3. Какая цель и задачи государственного регулирования деятельности корпоративного сектора?

4. Охарактеризуйте основные формы государственного регулирования рынка ценных бумаг?

5. Какие штрафные санкции налагаются на участников корпоративных отношений за несоблюдение требований законодательства?

6. Охарактеризуйте случаи, когда Антимонопольный комитет должен дать согласие на действие хозяйственных обществ.

7. Какие объекты подпадают под непосредственное управление органов государственной власти?

8. Объясните особенности понятия «государственная акционерная компания».

9. Назовите субъекты управления государственными предприятиями и государственными корпоративными правами.

10. Охарактеризуйте основные полномочия и функции Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

11. Какие направления деятельности Департамента по управлению государственным имуществом и корпоративными правами?

12. В чем заключается роль уполномоченных лиц в управлении государственными корпоративными правами?

13. Какие существуют достоинства и недостатки в оценке и стимулировании уполномоченных лиц по управлению государственными корпоративными правами в Украине?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.