Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Создание современного конституционного права на основе Конституции России 1993 г

Создание современного конституционного права на основе Конституции России 1993 г.

После принятия конституции 1993 г., закрепившей основы рыночной экономики, новую политическую систему и новый федерализм, права человека на основе общечеловеческих ценностей и общих принципов международного права, введение местного самоуправления, а также доминирование в системе разделения властей фигуры Президента РФ, конституционное право России стало развиваться на новой основе. В сфере регулирования экономики приняты новые законы о порядке приватизации государственного муниципального имущества, налоговый кодекс, законы об акционерных обществах и др., в области социальных отношений - законы о разрешении трудовых конфликтов, о национально – культурной автономии. К сфере политических отношений относятся законы об общественных объединениях, о выборах, о Государственной границе, о воинской обязанности и военной службе и др., духовная жизнь общества регулируется законами о свободе информации, о печати и др.

Активный законодательный процесс развернулся в субъектах Федерации. Во всех них до 1997 г. были приняты конституции или уставы.

Наряду с доминирующими позитивными тенденциями после принятия Конституции 1993 г. развитие федерального конституционного законодательства характеризовалось и некоторыми негативными явлениями.

Во-первых, оно не сумело использовать правовые средства для преодоления рассогласованности ветвей государственной власти. Конституционное законодательство не обеспечивало их баланса, оно закрепляло доминирование исполнительной власти.

Во-вторых, многие важнейшие законы не были подготовлены или не были приняты.

Развитие конституционного законодательства в субъектах Федерации в рассматриваемый период характеризовалось, стремлением в первые годы к всемирному расширению своих прав, к «суверенизации».

Развитие конституционного законодательства во многих субъектах Федерации характеризуется также усилением централизации. Для исключения противоправных действий этого рода приняты поправки к федеральным законам, принимались постановления Конституционного суда РФ. В ряде случаев потребовалось издание указов Президента РФ, обращённых в адрес определённых субъектов Федерации.

 

 

Тема: «Конституция Российской Федерации, конституции

и уставы (основные законы) субъектов Федерации»

 

Российская федеральная Конституция, принятая в 1993 году - это учредительный акт федеративного государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке.

В научной литературе различаются фактическая и юридическая конституция. Первая - это сами основы того строя, который существует в стране. Вторая - особый юридический документ, правовой акт.

Форма и структура конституций. Существуют конституции писанные и неписанные (конституции, где некоторые принципиальные вопросы регулируются устными конституционными обычаями). По способу изменения они жесткие(гибкие изменяются по правилам обыкновенного закона), постоянные(приняты без указания сроков или событий, прекращающих, их действие). По способу принятия конституции и уставы(основные законы) в РФ народные(они приняты избранными учредительными собраниями, иными представительными органами, путем референдума- голосования избирателей, а октроированные конституции провозглашаются монархами, в редких случаях президентами республик или метрополий для колонии, получающей независимость). По своей внутренней структуре Конституция России и основные законы субъектов Федерации характеризуются, с одной стороны, принципиальными чертами, а с другой - определенными особенностями. Почти во всех конституциях и уставах есть три части: преамбула (введение), основная(главы, разделы, статьи), заключительные и переходные положения, посвящение вопросам правопреемства и создания новых органов государственной власти. В преамбулах говорится о целях принятия этих актов и их принципах, затем следует основная часть. В федеральной Конституции и во многих основных законах субъектов Федерации есть заключительные разделы (главы). В конституциях республик и уставах других субъектов Федерации есть главы, не имеющие аналогов в федеральной Конституции: об общественном строе, экономической системе, избирательной системе и т.д.

Сущность конституции. Конституция является результатом соглашений различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, характеризует общественный и государственный строй и т.д.

Федеральная Конституция 1993 года содержит большой демократический потенциал, хотя в ней есть и авторитарные черты. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов Федерации.

Содержание конституции также может быть юридическим и социальным. Юридическое содержание- это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовые институты. Юридическое содержание конституций и уставов субъектов Федерации по принципиальным вопросам конституционного строя, правового статуса личности и др. сходно с содержанием федеральной Конституции.

Социальное содержание зависит от того, какие конкретно классы, социальные слои населения экономически и политически доминируют в данном обществе. Социальное содержание конституций и уставов субъектов Федерации одинакова. Социальное содержание конституций и уставов субъектов Федерации в целом аналогично содержанию федеральной Конституции, но имеются некоторые отличия. Они опять - таки связаны с конкретной ролью тех социальных сил, политических, национальных и иных группировок, которые доминируют в том или ином субъекте Федерации.

Свойства конституции. Они отражают, с одной стороны, качества этого документа как акта, имеющего особое общественное значение, а с другой, - его качества как юридического акта в сравнении с другими юридическими актами. Свойства российской конституции 1993 года как юридического документа выражены в том определении, которое дано выше или вытекают из него.

Принятие Конституции РФ. Указами Президента РФ на 12 декабря 1993 года были назначены референдум по проекту Конституции, одобренному Конституционным совещанием в июне 1993 года. Проект Конституции был вынесен на референдум с некоторой правкой Президента. В голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции голосовали 58,4% принявших участие в голосовании. Новая Конституция была принята.

Изменение Конституции РФ. Конституция РФ 1993 года предусматривает два способа ее изменения: внесение поправок и пересмотр. Первое изменяет те или иные положения Конституции, второе – ее основы, что предполагает принятие новой Конституции. Право внесения поправок и пересмотр Конституции предоставлено Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству, законодательным органам субъектов Федерации, а также группе численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Пересмотр Конституции может осуществить лишь Конституционное собрание. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации.

Действующие конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ приняты в основном в период 1993-1997 гг.

Органы конституционного контроля. Верховенство конституции предполагает, что остальные правовые акты должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Проверку такого соответствия осуществляют различные государственные органы. Существуют как неспециализированные(парламент РФ, Президент РФ, прокуроры, частично этим занимается Минюст России) так и специализированные органы (Конституционный суд РФ, конституционные суды республик и уставные суды других субъектов Федерации). Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации. Конституционный Суд РФ имеет широкие полномочия: разрешает дела о соответствии Конституции РФ, разрешает споры о компетенции, разрешает дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, обращается с посланиями к парламенту.

Конституционные и уставные суды субъектов РФ есть не во всех субъектах РФ, а там где они есть, называются неодинаково. Конституционные и уставные суды субъектов Федерации обладают компетенцией, аналогичной полномочиям Конституционного Суда РФ. Полномочия этих судов распространяются на акты и органы субъектов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционное (государственное) право в условиях тоталитарного социализма | Лекция № 5. Тема: «Основы конституционного строя России»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.