Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 12. Тема: «Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов»

Тема: «Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов»

 

Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношени­ях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противо­положные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т. е. основы их взаимоотношений ме­жду собой.

В мире нет «легких» федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Осо­бенностью России на ее нынешнем этапе развития является теш что ее федерализм переживает переходный период, обретая демо­кратические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отноше­ний. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.

Состав субъектов Федерации

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на госу­дарства и государственные образования, которые в совокупности составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отноше­нию к Федерации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нару­шением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостности Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Фе­дерации, легитимность такого положения опирается на выражен­ную народом волю при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает возможности расширения со­става субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, ес­ли население какого-либо иностранного государства или террито­рии изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на террито­рии, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно

осуществляться в порядке, установленном федеральным консти­туционным законом. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 1.7 де­кабря 2001 г. (ныне действует в редакции от 31 октября 2005 г.).

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и сво­боды человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъ­екта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного ино­странного государства в соответствии с международным (межго­сударственным) договором. В случае принятия в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставля­ется статус республики, если международным договором не пре­дусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на террито­рии нового субъекта РФ. Международным договором может уста­навливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансо­вую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Фе­дерации.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного догово­ра, а затем международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию.

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъ­екта Российской Федерации» должен содержать положения, оп­ределяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливаю­щие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интег­рирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов госу­дарственной власти Российской Федерации.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит выне­сению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения консультаций с Президентом РФ. В случае неодобре­ния вопроса об образовании нового субъекта на референдуме хо­тя бы одного из заинтересованных субъектов РФ инициатива об этом может быть выдвинута не ранее чем через год. Если же затрагивается статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом. В соответствии с указанными нормами 25 марта 2004 г. был при­нят Федеральный конституционный закон «Об образовании в со­ставе Российской Федерации нового субъекта Российской Феде­рации в результате объединения Пермской области и Коми-Пер­мяцкого автономного округа».

Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. образован новый субъект Российской Федерации — в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Федеральным конституционным законом от 14 октября 2005 г. образован новый субъект Российской Федера­ции — Красноярский край — в результате объединения Краснояр­ского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного ок­руга и Эвенкийского автономного округа. Федеральным конститу­ционным законом от 12 июля 2006 г. образован новый субъект Российской Федерации — Камчатский край — в результате объе­динения Камчатской области и Корякского автономного округа.

Большое число коренных малочисленных народов, населяю­щих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с об­щепризнанными принципами международного права и междуна­родными договорами Российской Федерации.

Статус коренных малочисленных народов закреплен в Феде­ральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных на­родов Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.). В Законе закреплены общие принципы организации и деятель­ности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной сре­ды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных ин­тересов этих народов, а также определены правовые основы об­щинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Действует также ряд специальных законов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон РФ «О недрах» предусматривает отчисления на нужды их социально-экономического развития при пользовании недрами в районах их проживания. Определенные льготы введены законами о налого­обложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др. Основы законодательства Российской Федера­ции о культуре гарантируют поддержку в отношении сохранения культурно-национальной стабильности малочисленных народов. И защиту прав и интересов народов Крайнего Севера и прирав­ненных к нему местностей принят ряд актов Президента, Прави­тельства России, законов субъектов Федерации. Федеральным за­коном от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, принятая в Страсбурге 1 февраля 1995 г.

Предметы ведения Российской Федерации

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федератив­ном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государ­ственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее вла­сти тщательно и оптимально проводить разграничение компетен­ции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой пробле­мы, которая состоит в установлении: 1) исключительной компе­тенции федеральных органов власти; 2) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов; 3) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы ха­рактерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.

Российская Федерация следует по этому испытанному пути (хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребля­ется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находя­щихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находя­щихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за преде­лами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Федерации и ее субъектами воз­можно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграниче­ния в неправовых формах или путем произвольного принятия за­конов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь са­мый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. закрепил принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов РФ. Этим актом установ­лен порядок принятия законов по предметам совместного веде­ния, основные принципы и порядок заключения договоров меж­ду органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также соглашений между органами исполнительной власти Рос­сийской Федерации и субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключи­тельной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти, и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных ор­ганов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреп­ленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно раз­делить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития

3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятель­ности

4. Вопросы обороны и охраны границы

5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы

6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и т. д.

7. Государственные награды и почетные звания Российской Фе­дерации

Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут из­даваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы совместного ведения и полномочия органов Феде­рации и ее субъектов, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Консти­туции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития

3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и право­вой системы

4. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), ав­тономной области, автономных округов. Конституция закрепляет) равноправие этих субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Российского федерализма. Общая характеристика современного | Особенности правового статуса автономий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.