Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового статуса автономий

Правовой статус субъектов Российской Федерации

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституция ей РФ, изменения гл. 3—8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;

2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными закона­ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения Рос­сийской Федерации, определяются федеральными законами, из­даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак­тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Федеральные законы, указы Президента РФ, договоры о раз­граничении полномочий и соглашения, определяющие полномо­чия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов, порядок и источники финансирования осуществления соответст­вующих полномочий, не могут одновременно возлагать анало­гичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соот­ветствовать другим требованиям закона.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут переда­вать, исключать или иным образом перераспределять установ­ленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Феде­рации, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ­ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федера­ции и единства системы государственной власти в Российской Федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле­нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу­ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. В со­ответствии с решением самих республик в январе и феврале 1996 г. указами Президента РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ бы­ли включены новые наименования субъектов РФ — Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия вместо прежних наименований, указом от 25 июля 2003 г. включено новое наименование — Ханты-Мансийский ав­тономный округ — Югра.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Феде­рального Собрания (по два представителя от каждого субъек­та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи­телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле­ны государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законода­тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу­дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асиммет­ричности российского федерализма.

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71—-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать­ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно­гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе­дерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен­ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова­ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест­влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч­ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совме­стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст­венной власти.

Особенности правового статуса республик

В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство сис­темы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Россий­ской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из со­става Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этиче­ский характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик дав­но носит смешанный характер, вследствие чего выделение том или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отстава­нию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоре­чит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.

В период «парада суверенитетов», т. е. до принятия Конститу­ции РФ в 1993 г., ряд республик — Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. — закрепили в своих конституциях ста­тус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федера­ции, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией». В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто в России некая Федерация является объединением, получившим полномо­чия из рук независимых республик, что противоречит историче­ским фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством. Республики, как и дру­гие субъекты Федерации, равноправны только между собой но взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных орга­нов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.

В Российскую Федерацию входят одна автономная облаем, (Еврейская автономная область) и десять автономных округом. Что касается автономной области, то ее сохранение является ско­рее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней поч­ти нет. По численности и структуре населения все округа невели­ки и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной. национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наи­меньший — в Ханты-Мансийском (1,4%).

Еврейская автономная область входит в Российскую Федера­цию непосредственно (Законом РФ от!5 декабря 1990 г. все ав­тономные области были выведены из краев и включены в Рос­сийскую Федерацию непосредственно). Автономные округа име­ют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении и Российскую Федерацию непосредственно и через другой субъект Федерации (край, область). На этом основании, например, Чу­котский автономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственно вошел в состав Российской Федера­ции. Напротив, как указывалось выше, Коми-Пермяцкий авто­номный округ объединился в 2004 г. с Пермской областью, со­ставив новый субъект РФ — Пермский край. 17 апреля 2005 г. состоялся референдум, утвердивший объединение Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским автономными округами. Другие же округа сохраняют прежнее состояние. Конститу­ция РФ предусматривает, что по представлению законодатель]!их и исполнительных органов автономной области, автономного ок­руга может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Принятие такого закона, следователь­но, необязательно, это зависит от желания самой автономии.

Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить «в состав края или области» (большинство являются как раз такими). С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект РФ. Это пример коллизии в конституционном праве. Чтобы разрешить это противоречие, Конституция РФ пре­дусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области (могут, но не должны!). Такой договор тем не менее был заключен между администраци­ей Тюменской области и администрациями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, но он не снял напря­жения между сторонами в отношении понимания самостоятель­ности округов. Договорная форма отношений «вхождения» не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования орга­нов государственной власти области (края).

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъ­екта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.

Автономия как способ защиты национальных интересов граж­дан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего националь­но-культурного развития нашла отражение в Федеральном зако­не «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.). Национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляю­щая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их доб­ровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образова­ния, национальной культуры.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональ­ными, федеральными. Они учреждаются соответственно на об­щих собраниях, конференциях и съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирова­ния, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объ­единениях. Регистрация национально-культурной автономии про­ходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законода­тельством Российской Федерации.

Национально-культурная автономия имеет право:

• получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для со­хранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

• обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, пред­ставляя свои национально-культурные интересы;

• создавать средства массовой информации в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

• сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценно­стям;

• следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

• создавать образовательные и.научные учреждения, учрежде­ния культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• участвовать через своих полномочных представителей в дея­тельности международных неправительственных организаций;

• устанавливать на основании законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных госу­дарств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), закона­ми субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не мо­жет служить основанием для ограничения их участия или неуча­стия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-тер­риториальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 12. Тема: «Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов» | Избирательная система: понятие, виды, основные черты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.