КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Избирательная система: понятие, виды, основные черты
Понятие избирательной системы. Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле. В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д. В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. Видыизбирательной системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. В 40-е гг. XIX в. проекты пропорциональных избирательных систем предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран. Смысл данного вида избирательной системы заключается в том, что число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. К началу XX в. насчитывалось 152 ее разновидности и в настоящее время она существует более чем в 60 странах мира. Полупропорциональные системы стремились сгладить недостатки мажоритарной системы, не переходя к пропорциональной. Данная система направлена на обеспечение частичного меньшинства, для чего применяяись системы ограниченного вотума, система единственного непередаваемого голоса, система комуляяивного вотума. В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса, смешанные системы. Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Основные черты избирательной системы. Рассмотрим три вида мажоритарной системы. Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один избиратель, то выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он сччтается избранным без голосования Недостаток этой системы в том, что пропадает большое число голосов политических партий малых и средних по своему влиянию. Вместе с тем такая система обеспеччвает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство. Данную систему применяют в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента 43 государства, в том числе США. Мажоритарная система абсолютного большинства - это система, которая для избрания требует абсолютного большинства голосов, т. е. более половины общего их числа. Такое исходное общее число может исчисляться тремя способами: от общего числа зарегистрированных избирателей; от общего числа поданных голосов, от общего числа поданных действительных голосов. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаютсяянедействительными или несостоявшимися. Достоинством данной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составлял один голос. Недостаток же ее в том, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов, а также специфический дефект - частая нерезультативность выборов, что наиболее вероятно при большой конкуренции кандидатов. Это происходит тогда, когда из-за раскола голосов ни один из баллотирующихся кандидатов не получил требуемого большинства. Такая не результативность преодолевается следующими способами: • проведение второго тура (повторное голосование), когда баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Например, в России во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победителем признается кандидат, набравший относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов от числа избирателей, внесенных в списки. Для победы кандидату также необходимо относительное большинство поданных голосов избирателей; • проведение альтернативного голосования, т. е. избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Такая система применяется в Австралии при выборах палаты представителей, а также на парламентских выборах в штатах. Мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Эта система применяется редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа. Система пропорционального представительства политических партий - это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательнаяясистема гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной системе правления создает сложные проблемы при формировании правительства. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента: так избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используются метод избирательной квоты и метод делителей. Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. В любом случае использование метода квоты требует дальнейшего распределения неиспользованных голосов и нераспределенных мандатов. Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе и по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов на определенную серию делителей. Делителе эти различно. После проведенного деления мандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше. Можно отметить, что наименьший делитель в сущности всегда представляет собой избирательную квоту. Система единственного непередаваемого голоса заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т. е. относительное большинство). Эта система требует от партий уменияяточно прогнозировать свой электорат, так как, если выдвинутых партией кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Система ограниченного вотума - система, при которой у избирателей меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Суть этой системы в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Система кумулятивного вотума характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (число голосов у всех избирателей одинаково) и распределяет свои голоса между кандидатами, как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу или одному из кандидатов отдать все голоса. Такая система применяется при выборах органов местного самоуправления в Баварии. Смешанные системы используются в ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или существенно смягчить их недостатки. Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию страны, по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5-процентным заградительным пунктом распределением по правилу наибольшего остатка. Похожие системы действуют в Болгарии, Грузии, Литве, Италии, России. Источники избирательного права Российской Федерации Обращаясь к рассмотрению источников избирательного права, следует обратить особое внимание на различие в составе источников избирательного права в качестве института конституционного права и избирательного процесса, о котором говорится как о самостоятельной правовой отрасли. Отметим, что наличие собственных источников права является несомненным доказательством сформировавшейся отрасли права. Не подлежит сомнению роль Конституции РФ в качестве основного источника избирательного права. Данный институт - один из наиболее значимых институтов конституционного права России и представляет собой базовый элемент демократического строя современного России. Конституция РФ в данном случае, во-первых, определяет конституционно-правовой статус выборов и референдума, указывая их в качестве высшего и непосредственного выражения народовластия, во-вторых, регулирует отношения, опосредующие природу права избирать и быть избранным, определяя основное содержание данного права (раскрывая через него право на участие в управлении государством) и ограничения для его осуществления, в-третьих, устанавливает основные принципы выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ. Непосредственно в Конституции Российской Федерации устанавливаются общие принципы разграничения предметов ведения Федерации и субъектов федерации в данной сфере правоотношений. При этом в ст. 71 закрепляется, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина - исключительное ведение Российской Федерации. Нельзя не назвать в качестве источников избирательного права общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые отнесены к таковым непосредственно Конституцией РФ (ст. 15). Это, например, Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, в соответствии с которым "каждый гражданин без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность: 1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; 2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей". Данные нормы не просто являются частью российской правовой системы, но и зачастую восполняют пробелы в российском конституционном законодательстве. Так, Конституция РФ не содержит принцип всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, применительно к обеспечению избирательных прав граждан на выборах всех уровней. Данные положения закрепляются конституционными нормами лишь в отношении выборов Президента РФ, а также в федеральном законодательстве, что, как представляется, не соответствует уровню регулирования данных отношений. Таким образом, вышеприведенные принципы международного права логично имплементированы в конституционное право России и составляют конституционно-правовое регулирование в надлежащей иерархии норм сообразно уровню и важности регулируемых отношений. Среди международно-правовых актов, составляющих источники конституционно-правового института выборов следует также упомянуть Европейскую Хартию местного самоуправления, которая закрепляет основные принципы осуществления местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти. Хартия устанавливает, в частности, что местное самоуправление осуществляется демократически избранными органами... советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Несомненно, к источникам избирательного права следует отнести основные принципы проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, которые содержатся в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Их включение в состав норм конституционного права связано с большой важностью указанных положений, принципиальным, основополагающим их характером, стабильностью регулирования и непосредственным воздействием, что отличает именно конституционно-правовые нормы. Источником избирательного права являются также договоры о разграничении полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и субъектами Российской федерации. В связи с подписанием 31 марта 1992 г. федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации вопросы формирования высших представительных органов получили договорно-правовое оформление в виде субъектных квотных моделей избирательных взаимоотношений в рамках Российской Федерации. Здесь среди источников избирательного права следует назвать конституции (уставы) субъектов Российской федерации, устанавливающие принципы осуществления избирательных прав граждан уже применительно к определенной избирательной системы, существующей в субъекте федерации и конкретизирующие содержание активного и пассивного избирательного права граждан, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Как уже говорилось, к источникам избирательного права мы относим и решения Конституционного Суда РФ. Акты Конституционного Суда не только развивают правовое содержание того или иного института, но и формируют правовое пространство, в котором должны действовать все участники избирательного процесса... а также избирательное законодательство субъектов федерации через механизм конституционного правосудия. Что касается источников избирательного процесса, то их состав и сила воздействия принципиально отличаются от вышеперечисленного круга источников избирательного права. Так, Конституцию Российской Федерации следует рассматривать в качестве источника избирательного процесса исключительно как основополагающий акт, воздействующий на все сферы общественной жизни и являющийся источником практически всех отраслей права постольку, поскольку ее нормы распространяются на регулирование отношений предмета данных отраслей. Конституция выступает формой конституционного права, и если ее нормы могут быть распространены на какие-либо иные правовые отношения, то как бы мало не было их число, Конституция в целом будет являться формой этой отрасли права. Поскольку предмет избирательного процесса составляют отношения, опосредующие порядок проведения выборов и референдума в Российской Федерации, к основным источником избирательного процесса следует все же относить: * Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года; * Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года; * Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 года; * Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Нормами данных законов закладываются основы избирательной системы, порядок проведения выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами России. Избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов в Российской Федерации и тем самым оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования рассматриваемого демократического института в конституцировании субъектов политической власти. Нельзя не согласиться с мнением ряда ученых о необходимости его распространения на формирование Конституционного Собрания. При этом, если нормы, определяющие основы формирования и деятельности Конституционного Собрания логично составят конституционно-правовой институт, то порядок и процедуры выборов его членов несомненно останутся в рамках избирательного процесса. Следует отдельно рассмотреть воздействие норм избирательного права и процесса на отношения, возникающие при осуществлении местного самоуправления. Несмотря на то, что основные гарантии права граждан на избрание органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации и названным законодательством, нельзя не учитывать конституционного положения о самостоятельности населения при осуществлении местного самоуправления и, в частности, при определении структуры органов местного самоуправления. Помимо конституционного запрета на ограничение прав местного самоуправления следует учитывать природу данного института, который предполагает саморазвитие и самообеспечение механизмов, необходимых для осуществления муниципальной власти. В данном случае, нормы избирательного законодательства не должны препятствовать созданию на местном уровне условий для становления и развития собственных избирательных процедур и форм организации муниципальной власти. Если нормы конституционно-правового уровня регулирования есть общая и непоколебимая основа для обеспечения избирательных прав граждан на выборах любого уровня, то нормы избирательного процесса должны быть существенным образом дифференцированы, поскольку их воздействие не может в одинаковой мере распространяться как на процесс формирования органов государственной власти, так и на муниципальные выборы. Таким образом, источники избирательного процесса более многослойны и разнообразны в отличие от источников избирательного права. Важным источником избирательного процесса являются конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Ими определяются порядок назначения и проведения выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Как правило, законодательство субъектов состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования. В некоторых субъектах федерации приняты собственные избирательные кодексы, что, на наш взгляд, характеризует как нельзя лучше потребность в создании надлежащего избирательно-процессуального законодательства субъектов Российской Федерации на основе федеральных норм, регулирующих избирательный процесс. Возможно, в данном случае есть смысл воспользоваться опытом советского законодательного регулирования, когда на уровне Союза принимались Основы законодательства, а в республиках - собственные кодексы. Следует также отметить, что среди источников избирательного процесса значительную часть занимает судебная практика (автор в целом разделяет высказываемую в литературе точку зрения о необходимости разделения понятий "судебный прецедент" и "судебная практика" как источников права, однако в рамках настоящей работы не видит необходимости вдаваться в рассмотрение данной проблемы, поэтому понятие судебная практика употребляется здесь как обобщающее). Несомненно, необходимо отметить ведущую роль Конституционного Суда РФ в обеспечении эффективного правового регулирования отношений в сфере избирательного процесса. Здесь следует обратить особое внимание на наличие научной доктрины в качестве источника права, что наиболее наглядно усматривается в решениях Конституционного Суда и находит выражение в его правовых позициях по конкретным делам. Не меньший вес в составе источников избирательного процесса занимают решения судов общей юрисдикции, которые формализуются в Обзорах судебной практики в определенной сфере правоотношений, в данном случае, в области реализации избирательных прав граждан. В заключение необходимо подчеркнуть, что научные споры о терминологии и составе источников права в настоящее время ведутся очень активно и целостного подхода к упомянутой проблеме не существует. Представляется, что данное исследование на примере анализа источников избирательного права и процесса позволит в той или иной мере обозначить приемлемый вариант ее решения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |