Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование основ профессиональной культуры будущего специалиста

Практическая задача - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства стоит перед человечеством на протяжении всей его истории. Каждая историческая эпоха уже имела унаследованные от прошлых поколений и предлагала свои способы подготовки профессионалов - Мастеров своего дела. [2]

Что же предлагает век нынешний? Наука XXI-го века обязана учитывать изменения особенностей бытия, деятельности и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. В горизонте внешнего мира (по Ю.Хабермасу - одного из трех "основных миров", наряду с социальным и внутренним миром) техническая реальность уже воспринимается как нечто сущее, влияющее на жизнь и деятельность человека [5, с. 28-40]. Поэтому профессиональную деятельность следует рассматривать как систему отношений человека с Миром.

Профессия одновременно и обособляет определенные группы людей и объединяет их внутри этих групп. Сходство трудовой деятельности сказывается и на сходстве образа жизни представителей одной и той же профессиональной группы. Соответственно и отражение окружающего Мира и себя в этом Мире в сознании приобретает внутри социально-профессиональной группы черты общности. В наиболее оформившихся профессиональных группах возникает "корпоративный дух", т.е. совокупность взглядов, убеждений, оценок, разделяемых всеми членами и являющих собой свод правил поведения в группе. Именно в таких сообществах, построенных на идеях солидарности и органичности, впервые зарождается то, что мы называем "профессиональная культура", "профессиональная этика", "профессиональная честь", "профессиональный дух". [3]

Сейчас мы часто слышим, что нужны профессионалы - в сфере обслуживания, образования, на промышленных предприятиях и т.д. Мы понимаем, что поступательное развитие общества возможно лишь в том случае, если основу его будут составлять профессионалы. В то же время мы все чаще сталкиваемся с проявлением непрофессионализма, проникающего практически во все сферы нашей жизни. [6, с.35-37.]

Таким образом, задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности приобретает особую актуальность. Но, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Т.е. профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.

Традиционно под профессиональной культурой понимают совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт. [4].

С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. Особенно в этом плане следует выделить систему профессионального образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания.

Высшая и средняя профессиональные школы переходят на новые государственные образовательные стандарты, идёт работа по их учебно-методическому обеспечению. В этой связи, считает Ананченко М.Ю, особое значение как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне образовательного учреждения, приобретает вопрос о модели выпускника. Для вузов и колледжей это вопрос о модели будущего специалиста, а значит и о факторах его профессионального становления.

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные. Объективное воздействие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе.[1, C.11]

Основные проблемы формирования профессиональной культуры вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы профессионального воспитания и профессионального самоопределения личности. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с коммерциализацией образования, которое ведет к тому, что платное образование становится недоступно широким слоям населения.

Согласно законам нового времени идеалы и герои поменялись: советского рабочего парня сменил преуспевающий банкир. Был проведен опрос старшеклассников в различных школах г. Курска (№42, №31, №6, №27) о наиболее интересной профессии. Ребятам предлагалось оценить предлагаемые профессии по десятибалльной системе. Наиболее интересными для себя ребята сочли такие профессии как юрист, оператор ЭВМ, бухгалтер, а профессии педагог, работник коммунальных служб, токарь, плотник, работник связи, штукатур набрали минимальное количество баллов. Парадокс времени заключается в том, что потребности общественности не совпадают со спросом работодателя - все эти НЕ модные профессии значатся в разделе объявлений "Срочно требуется…".

Данная ситуация порождает внешнюю и внутреннюю "утечку мозгов", вызванную отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации обучающихся целому ряду профессий. На эти специальности идут лишь в том случае, если поступить на престижные не имеется возможности. Если ситуация и дальше будет развиваться по этому сценарию, мы можем оказаться без высококлассных специалистов во многих отраслях народного хозяйства. Частично исправить положение можно с помощью формирования профессиональной культуры.

Среди субъективных факторов выделяется общая культура учащегося.

Имеет место не только влияние общей культуры специалиста на его профессиональную культуру, но и обратное воздействие последней на культуру его разнопланового общения вне производственной сферы.

Так, например, Западные деловые люди ценят в деловом партнере, помимо профессиональной компетенции, умения дорожить своим словом, точного соблюдения сроков и обязательств, еще и знание этикета и умение выглядеть. Это и "официальная" форма одежды - строгий костюм, умело завязанный галстук, и культура пользования столовыми приборами, и культура таких мелочей, как, например, умело отпечатанная визитка.

Общекультурная подготовка, включающая в себя изучение истории, экономики, права, социологии и политологии, иностранного языка, культуры речи являются фундаментом для профессионального становления.

Считается, что формирование общей культуры поведения в целом осуществляется в семье и является задачей семьи. Решающая же роль в формировании профессиональной культуры поведения остается за учреждениями начального профессионального образования (УНПО). Формирование профессиональной культуры поведения способствует достижению профессионального успеха и требует особого внимания при подготовке учащихся в УНПО. Профессиональное образование создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности. Таким образом, среди факторов становления профессиональной культуры специалиста следует назвать культуру образовательного учреждения, где студент получает теоретические знания в избранной сфере профессиональной деятельности, и культуру организаций, где проходит производственная практика.

Проблема формирования профессиональной культуры особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности.

Литература

1. Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста. С.11./ Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. /Сборник статей и тезисов. /Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: Издательство СГМУ, 2003. - 160 с.]

2. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // "Сибирь. Философия. Образование". Альманах СО РАО, ИПК. - Новокузнецк, 2001 (выпуск 5).

3. Каптерев А.И. Информационный анализ профессионального пространства /МГУК.- 1992.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

5. Кудрин Б.И. Философско-технические основания третьей научной картины мира // Техническая реальность в XXI веке: Материалы IV конференции по философии техники и технетике. - М.: Центр системных исследований, 1999.

6. Тощенко Ж.Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, 1995, № 3-4.

С.В. Беспалова

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектоника образования в культуре нового времени | Общая характеристика педагогического общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.