Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изнашивание и разрушение деталей




Изнашивание медленно протекающий процесс отделения материала с поверхности твердого тела или накопления его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров или формы тела.

 

Абразивное изнашивание может сопровождаться усталостным, кавитационно – гидроабразивным. При этом в каждом конкретном случае все же один из видов изнашивания является основным, определяющим ресурс детали. Абразивному изнашиванию подвержены поверхности тормозных и фрикционных пар, ходовых колес, зубьев зубчатых колес, цапф и шеек валов и осей, контактирующих с подшипниками скольжения и др., а так же при трении поверхностей деталей о внешнюю абразивную среду, например, изнашивание челюстей грейфера. Скорость абразивного изнашивания деталей ПТМ может быть значительно снижена повышением твердости трущихся поверхностей путем их наплавки твердым сплавом во время ремонта, смазыванием узлов трения, укрытием этих узлов от внешней абразивной среды. На рабочих поверхностях деталей при абразивном изнашивании всегда видны его следы: риски, царапины, волнистость. Эти следы могут быть грубыми или едва заметными – шлифующее абразивное изнашивание.

Изнашивание при заедании, происходящее в процессе трения в результате схватывания, глубинного вырывания металла, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия неровностей на сопрягаемую поверхность, наблюдается в узлах ПТМ: подшипниках скольжения, шарнирных соединениях, ребордах крановых колес, элементах опорно-поворотных устройств крана, канатных барабанах, блоках и т.д. Для этих узлов трения характерна высокая интенсивность изнашивания. Эффективными методами предупреждения заедания трущихся поверхностей являются: правильная обкатка машины после ее ремонта на пониженных нагрузках и скоростях; применение масел с противозадирными присадками, создающими пленки из поверхностно-активных веществ; механическое упрочнение поверхностей деталей.

 

Усталостное изнашивание, возникающее под действием циклических нагрузок и проявляющееся как результат усталости материала, характерно для узлов трения, защищенных от попадания абразивных частиц, не подверженных коррозии и схватыванию – эти зацепления закрытых передач, подшипники качения, элементы опорно-поворотных устройств крана, беговые дорожки крановых колес и др.

 

Изнашивание при фреттинге происходит при малых колебательных перемещениях поверхностей. Изнашиванию подвержены такие детали ПТМ, как корпуса подшипников, контактирующих со стальными втулками подшипников качения или с самими подшипниками.

 

Пластическое деформирование материала рабочих поверхностей возникает при больших контактных напряжениях. При этом металл пластически деформируется и вытесняется из рабочей зоны, вызывая тем самым изменение размеров элементов деталей и образование вмятин на рабочих поверхностях. Вытесненный металл образует «накат» по кругу катания катков, на зубьях зубчатых колес и т.д.

 

Основные виды разрушений деталей ПТМ: вязкие, хрупкие, усталостные хрупковязкие, вязкохрупкие. Вязкие разрушения возникают у деталей из низко- и среднеуглеродистых сталей: звенья грузовых и тяговых цепей, валы. Хрупкие разрушения происходят внезапно у деталей из высокоуглеродистых сталей (валы, зубья зубчатых колес и сами колеса, проволока стальных канатов) при возникновении напряжений, превышающих предел плотности. Хрупковязкие разрушения происходят в деталях, подверженных поверхностной закалке. Закаленный наружный слой подвергается хрупкому разрушению, а внутренний слой – вязкому. Вязкохрупкие разрушения характерны для деталей, закаленных до определенной твердости (валы, зубья зубчатых колес и др.).

 

Перечисленные виды изнашивания и разрушения деталей ПТМ в условиях эксплуатации вызывают отказы в работе оборудования кранов.

 

6.Изменение технического состояния ПТМ по времени

Для ПТМ как для технического объекта характерны следующие стадии жизненного цикла: проектирование, изготовление и эксплуатация.

При проектировании машины стоит задача разработки работоспособных конструкций, а в процессе эксплуатации необходимо обеспечить поддержание технического состояния ПТМ.

Для решения этих задач в период проектирования необходимо предусматривать возможность оценки технического состояния машины, добиваясь ее ремонтопригодности и контролепригодности.

В процессе изготовления ПТМ необходимо оценивать состояние комплектующих и изготовляемых СЕ и элементов. При эксплуатации требуется периодическая оценка технического состояния для принятия решения о целесообразном периоде эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание или ремонт). При этом большое значение имеет организация их технического диагностирования.

Для оценки технического состояния ПТМ необходимо: во-первых, спроектировать машину, приспособленную к диагностированию; во-вторых, создать технические средства диагностирования; в-третьих, определить роль и функции человека-оператора, участвующего в процессе технического диагностирования.

Основная задача при изготовлении ПТМ – обеспечение требований, предъявляемых к объекту диагностирования и техническим средствам диагностирования. Кроме того, необходимо оценить техническое состояние изготовляемых и комплектующих элементов.

В соответствии с ГОСТ 25866-83 эксплуатация ПТМ включает использование по назначению, хранение, транспортирование, техническое обслуживание и ремонт.

В процессе эксплуатации диагностирование выполняют непрерывное или периодическое, в целях определения работоспособности ПТМ. В зависимости от назначения машин критериями отказов и предельных состояний ПТМ, характеризующих ее работоспособность, могут служить экономические, технические, параметрические характеристики эффективности ее функционирования, их сочетания или адекватные замены.

В процессе функционирования ПТМ техническое состояние отдельных ее элементов меняется, а некоторые утрачивают работоспособность. Одновременно изменяется техническое состояние всей ПТМ в целом. С течением времени наступает период, когда ПТМ имеет явно выраженные признаки утраты работоспособности элементов в виде коррозионного изнашивания, деформации, механических повреждений, усталостных явлений и других дефектов.

Различают пять классов работоспособности технического состояния ПТМ. Пятый класс характеризует непригодность ПТМ к эксплуатации.[1]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.