Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы опроса

Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Другая часть правды скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выраже­ния в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по со­вокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руковод­ствуется. Опрос позволяет мысленно моделировать лю­бые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека. Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажется почти универсальным методом. Будучи, не­сомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надле­жащих предосторожностей позволяет получить не ме­нее надежную, чем в наблюдениях или в документах, информацию о событиях прошлого или настоящего. Спра­шивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни уви­деть или прочитать никоим образом не удастся.

Опрос – это способ получения информации путем взаимодействия опрашивающего и опрашиваемого. Опросы составляют около 70% из всех социологических исследования. В опросе человек выступает носителем информации. Происходит взаимодействие между опрашиваемым и опрашивающим при существовании посредника – анкеты (схемы интервью). В опросе присутствует двойная интерпретация (опрашивающего и опрашиваемого). Все зависит от личности респондента. Опрос фиксирует вербальное поведение. При опросе все субъективно.

Достоинства метода:

1. Получение универсальных данных о сознании или состоянии людей (субъективизм).

2. Получение данных об отношении людей к определенным событиям.

3. Возможность получения информации о прошлом.

4. Возможность опросить большую совокупность людей.

Недостатки метода:

1. Данные неустойчивы (зависят от ситуации и техники).

2. Информация не очень надежна (мода, социальный контроль).

3. Расхождение между тем, что говорит и что думает опрашиваемый (между его вербальным и невербальным поведением).

4. Ограниченность и избирательность человеческой памяти (особенно в ретроспективных вопросах).

5. Возможны ситуации: «Не знает, но говорит» или «Боится ошибиться».

6. Противоречивость (возможны появления штампов и стереотипных ответов, стремление согласится с группой).

Помимо класса анкетных опросов, среди опросных методов существует и большой класс интервью. Интервью является словесной беседой двух лиц. Откуда интервью – это проводимый по конкретной схеме диалог, свойством которого является непосредственный контакт между интервьюером и респондентом, а запись происходит либо на бумаге, либо механически.

Имеется множество разновидностей интервью.

1. По содержанию беседы: доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений). Особо выделяют­ся интервью со специалистами или экспертами.

2. По технике проведения: свободные (нестандартизированные) и формализованные (полустандартизированные) интервью. Свободные ин­тервью - это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Стандартизованное интервью предполагает, как и «формализованное наблюдение», детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Самый редкий вид интервью – это нарративное интервью или свободный рассказ (повествование о жизни), направляемый интер­вьюером. Текст такого повествования подлежит в итоге качественному анализу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы контент-анализа | Понятие социального действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.