Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический и социологический аспекты проблемы досуга как социокультурной сферы

Методологическое обоснование педагогической проблемы формирования личности в сфере досуга дают философские разработки категории свободного времени, его сущности и структуры. Целесообразно принять во внимание, что еще античные философы рассматривали в качестве центральной педагогической задачи воспитание в гражданине «умения пользоваться» досугом как главным средством развития духовности личности. В своем трактате «Политика» древнегреческий мыслитель Аристотель так развивает эту мысль: «Но досуг, очевидно, заключает уже в самом себе и наслаждение, и блаженство, и счастливую жизнь, и все это выпадает на долю не занятых людей, а людей пользующихся досугом. Делающий что-либо делает это ради чего-либо, так как цель им еще не достигнута, между тем как счастье само по себе есть цель, и оно соединяется в представлении всех людей не с горем, но с наслаждением… Отсюда ясно, что для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему научиться, кое в чем воспитаться и что как это воспитание, так и это обучение заключает цель в самих себе, между тем как то обучение, которое признается необходимым для применения его к деловой жизни, имеет в виду другие цели».

Крупнейший представитель философско-педагогической мысли Древнего Рима Марк Фабий Квинтилиан в своем труде «О воспитании оратора» показывает время отдыха как необходимое и целесообразное условие рациональной организации обучения детей: «Детям, каких бы свойств они ни были, следует давать некоторый отдых не только потому, что нет ничего, что могло бы выдержать непрерывный труд и что даже неодушевленные предметы сохраняют свои силы не иначе, как оставаясь на некоторое время в покое, но и потому, что прилежание зависит от доброй воли, на которую нельзя подействовать принуждением. Таким образом, дети после отдыха охотнее принимаются за учение; ум, которому свойственна свобода, становится бодрее … Однако при таких роздыхах надо соблюдать меры или середину, чтобы от недостатка их не возникла ненависть к учению, а от излишества – привычка к праздности». Таким образом, еще в античные времена определился характер использования досуга как необходимого условия духовного развития личности.

Эту идею впоследствии широко использовали представители эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) – социалисты-утописты, раскрыв в своих трудах пути социального использования свободного времени.

Так, Томас Мор в своей работе «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» показывает пути использования свободного времени на благо человека и всего общества. Представленная им картина носит весьма оптимистичный характер. На счастливом острове Утопия у каждого свободного времени в достатке: всего лишь шесть часов в сутки отдает человек физическому труду, и то в соответствии со своими склонностями. Зато почти все остальное время посвящено наукам, образованию, духовному просвещению. Кроме земледелия, которым здесь занимаются все, каждый изучает какое-либо одно ремесло как «специальное», утопийцы особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими. Власти здесь стремятся «обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни». Целенаправленное потребление свободного времени соответствующим образом организуется: «Они имеют обыкновение устраивать ежедневно в предрассветные часы публичные лекции; участвовать в них обязаны только те, кто специально отобран для занятия науками. Кроме них, как мужчины, так и женщины всякого звания огромной толпой стекаются для слушания подобных лекций, одни – одних, другие – других, сообразно с естественным влечением каждого… После ужина они проводят один час в забавах: летом в садах, а зимой в тех общих залах, где совместно кушают Там они или занимаются музыкой, или отдыхают за разговорами. Что касается игры в кости или других нелепых и гибельных забав подобного рода, то они даже неизвестны утопийцам».

Еще больше свободного времени у жителей сказочного Города Солнца, созданного воображением итальянского философа Томмазо Кампанелла. В своей книге «Город Солнца» он выдвинул идею гармоничного развития личности, говоря о физическом, умственном, трудовом, эстетическом совершенствовании людей в условиях досуга. Рабочий день в этом необычном городе сокращен до четырех часов. Но за эти краткие часы общество успевает создать изобилие всевозможных продуктов и предметов потребления, поскольку труд радостен, согрет внутренним огнем творчества, стал первой потребностью человека, делом его чести. В Городе Солнца «того почитают за достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Солярии не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретается еще больше знаний. Более того, здесь разработан целый кодекс, предусмотрены правовые и моральные санкции, порою очень жестокие, против бездельников и развращенных личностей.

Проблемы использования свободного времени продолжали рассматриваться в трудах философов-материалистов, в частности в работах Карла Маркса. Он выдвинул и обосновал тезис, согласно которому свободное время представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности: «Настоящее богатство – такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития».

При рациональном использовании свободного времени субъект вступает в непосредственный процесс производства с новым запасом энергии, сил, замыслов, творчества, что существенно повышает производительность труда и его качество. Отсюда, по мнению Маркса, свободное время есть мера социального богатства личности и общества. При этом социальная направленность использования свободного времени обусловлена тем, что планомерное развитие производства при социализме осуществляется «не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества». Это обусловливает, как говорит Маркс, качественно иной, чем в капиталистическом обществе, характер взаимосвязи рабочего и свободного времени. Философ указывал на сложную диалектическую взаимосвязь между рабочим временем и свободным: «Сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь,… воздействует на производительную силу труда». Таким образом, в работах Карла Маркса категория свободного времени является одной из важнейших, с ее помощью он обосновывает необходимость и возможность перехода к новому способу производства, к коммунистическому образу жизни.

Марксом также было выведено соотношение свободного времени и досуга. Если свободное время, по совам Маркса, – пространство для развития способностей человека, то досуг – та часть времени, где человек наиболее свободно проявляет себя как личность, избирая виды деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами. Но свобода самоопределения личности в сфере досуга не должна пониматься как свобода человека от морального долга и ответственности перед обществом за свое поведение. Осуществляя выбор видов досуга в соответствии с личными вкусами и склонностями, человек не изолирует себя от общества, он продолжает, по мысли ученого, оставаться таким же субъектом общественных отношений, каким он является в качестве труженика и гражданина. Таким образом, Марксом был обоснован тезис о ведущей роли труда на базе досуга в обществе XIX в.

Основывалось на ведущей идее труда и значительное число научных работ, посвященных проблеме свободного времени и создаваемых в условиях становления и развития советского государства после 1917 года. Советские ученые определяли понятие свободного времени на основе принципиального различия в составе суток рабочего и внерабочего времени.

К рабочему времени относили время фактической работы и регламентированные перерывы в труде, простои и непроизводительные затраты рабочего времени. К внерабочему – время, связанное с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени от прихода на предприятие до начала работы и от ее окончания до ухода с предприятия, обеденный перерыв), время на домашний труд и другие бытовые потребности (уход за детьми, покупки различных товаров, приготовление пищи, уход за помещением, за одеждой, обувью и бельем, труд в личном хозяйстве и другие затраты), время удовлетворения естественных физиологических потребностей (уход за собой, питание, сон) и наконец, собственно свободное время (учеба, самообразование, выполнение общественных поручений, воспитание детей, отдых и развлечения, творческая деятельность и любительские занятия, физкультура и спорт и др.), то есть время, которым человек распоряжается по своему усмотрению.

У истоков изучения сущности свободного времени в СССР стоял видный теоретик-экономист, академик С.Г. Струмилин. По его инициативе органы государственной статистики провели в 1922–1924, в 1930 и 1933–1934 годах обследование бюджетов времени семей рабочих и служащих в Москве, Иваново-Вознесенске, Ленинграде, Костроме, Нижнем Новгороде, а также крестьян и колхозников и других отдельных групп населения: инженеров и техников, научных, партийных и комсомольских работников, учителей и студентов.

Обобщая итоги обследования бюджетов свободного времени сельского населения в первое десятилетие советской власти, Струмилин отмечал: «… круг развлечений в деревне настолько ограничен, что чуть ли не три четверти воскресного досуга оказываются вовсе не распределенными». Несложный набор развлечений укладывался в посиделки, вечерки, уличные гуляния. Отправление религиозных обрядов занимало значительную часть свободного времени не только у сельских, но и у городских жителей. По данным Струмилина, в 1922 г. оно составляло 22 % для работающих мужчин и 44,7 % для женщин. О бессодержательном заполнении досуга свидетельствует и такой факт: 11,8% членов рабочих семей регулярно играли в карты, а 69,1% всего свободного времени составлял бездеятельный отдых. Среди мужского населения пользовалось популярностью посещение кабаков и других пивных заведений, что приводило к злоупотреблению алкоголем. Таким образом, уже первый этап изучения бюджетов времени различных категорий населения СССР показал наличие проблемы в его организации и использовании, а также определении содержания досуга

Второй этап исследования бюджетов времени рабочих, служащих и колхозников начался в советской стране в 1958–1959 годах. Его осуществляли ученые-экономисты Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев и социологи Б.А. Грушин, А.В. Неценко, Г.П. Орлов, В.Н. Пименова и другие. Направления исследований бюджетов времени на втором этапе отличались от первого тем, что в 1950–60-х годах объектом изучения являлась не семья, как прежде, а отдельные представители различных групп трудящихся, так как исследователи стремились в первую очередь выявить, за счет каких резервов как рабочего, так и внерабочего времени можно поднять производительность труда.

Наиболее интересны исследования свободного времени Б.А. Грушина. В своей монографии «Свободное время. Актуальные проблемы» он дает определение свободного времени как «части внерабочего времени, свободного от исполнения разного рода непреложных обязанностей». Анализ общественного мнения, проведенный Б.А. Грушиным, позволил ему выделить ряд актуальных проблем свободного времени: нехватка свободного времени и неравенство в его распределении между мужчинами и женщинами; неразвитость отдельных элементов свободного времени, т. е. отсутствие этих элементов в структуре деятельности многих людей, особенно жителей сельской местности (посещение театров, музеев, занятия спортом и др.); качество деятельности в свободное время и культура досуга.

По мнению Грушина, собственно к досугу, прежде всего, относится деятельность, связанная с овладением ценностями культуры (чтение книг, слушание радио, просмотры телепередач, посещение кино и театров, концертов и др.), активным физическим отдыхом (прогулки, туризм), любительскими занятиями (фотографирование, коллекционирование, занятия прикладного характера: вышивание, украшение жилищ и др.), пассивным отдыхом. При этом некоторые представители используют в рамках досуга занятия, связанные с явлениями антикультуры.

Ряд исследований в советский период посвящен проблеме социально-психологического регулирования и прогнозирования поведения личности в свободное время. Так С.Ф. Минаковой предпринята попытка объяснить «парадоксы» досугового поведения. Суть этих «парадоксов» состоит в том, что поведение людей в свободное время не всегда соответствует рациональной, логически правильной схеме взаимодействия внешних и внутренних регуляторов поведения. Социологи установили, что рост благосостояния и уровня материального потребления людей не всегда изменяет характер их времяпрепровождения, что расширение возможностей для духовного развития личности само по себе еще не приводит к сокращению круга занятий, препятствующих развитию.

Подобные противоречия возникают в силу того, что повседневное поведение (выбор любимых занятий, уклонение от нежелательных дел и т. д.) определяется не только воздействием внешних факторов (условиями той или иной деятельности), но и общей направленностью личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. ДОСУГ как сфера социально-культурной деятельности | Социально-педагогическая сущность досуга как компонента свободного времени. Современные концепции досуга и досуговой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.