КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды самодеятельного творчества
По содержанию деятельности все самодеятельное творчество условно можно разделить на 6 видов: 1. Художественное творчество; 2. Техническое творчество; 3. Прикладное творчество; 4. Естественнонаучное творчество; 5. Социально-политическая самодеятельность; 6. Физкультурно-оздоровительная самодеятельность; Дадим подробную характеристику каждому из них. Техническое творчество. Это процесс по освоению технических знаний и созданию технических систем на основе предшествующего опыта и знаний. Целью технического творчества является развитие технических способностей личности, формирование его технического решения. Содержание технического творчества – моделирование, конструирование, радиолюбительство, электроника, картинг, обобщение всего технического опыта и его пропаганда. Стимул – научно-технический прогресс. Классификация технического творчества: I. По степени связи с техникой: 1. Чисто технические виды (моделирование, конструирование, компьютерное программирование и т.д.); 2. С преобладанием эстетического момента (кино и фотолюбительство, художественное литье, кузнецкое дело и т.п.); 3. Со спортивной доминантой (картинг, авиамодельный спорт, дельтапланеризм и др.). II. По содержанию деятельности: 1. Техническое творчество, связанное с новейшими областями техники (электроника, компьютерная техника); 2. Техническое творчество, связанное с традиционными областями техники (механика); 3. Техническое творчество, связанное с ремеслами, соединенными с простейшей «древней техникой» (плотницкое дело, художественная обработка металла, камня и др.). III. По степени творческого вклада: 1. Конструирование и создание принципиально новых материальных систем. Возможно решение на уровне изобретения. 2. Повторение известных технических систем с небольшими изменениями. 3. Моделирование. 4. Мастерское овладение эксплуатацией чего-либо (починка, виртуозная работа с готовой «покупной» системой). Существует техническое творчество в профессиональной сфере (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов – ВОИР, Бюро рационализаторов и изобретателей при заводах – БРИЗ), а также техническое творчество, не связанное с профессиональной производственной деятельностью. Оно может быть как неорганизованной, так и организованной любительской деятельностью, представленной такими формами как станции юных техников и юношеские технические клубы. Прикладное творчество. Это процесс самостоятельного создания овеществленных предметов, имеющих утилитарное значение. Цели прикладного творчества: – воспитание художественного творчества или создание реальных вещей через внедрение художественного вкуса; – овладение определенными навыками и умениями; – ликвидация профессиональной ограниченности личности. Содержание прикладного творчества – кройка и шитье, вязание, вышивание, выжигание, резьба по дереву, мягкая игрушка, аппликация, икебана, гильоширование (выжигание по шелку), пейчворг (лоскутная техника), таксидермия, плетение соломкой, лепка из соленого теста и др. Прикладное творчество синтезирует в себе художественное и техническое творчество, оно носит утилитарное значение, так как все изделия используются в быту. Коллективы прикладного творчества одними из первых в российской культурно-досуговой практике стали работать на самоокупаемой основе. Естественнонаучное творчество. Это процесс по развитию логических способностей личности. Цель естественнонаучного творчества – дисциплинировать мышление человека, научить его логически мыслить. В культурно-досуговой деятельности элементы научного творчества связаны с: а) гуманитарными исследованиями – объединения краеведческой, поисковой направленности, клубы «Брейн-ринг», искусствоведческие клубы по интересам (клубы любителей чтения, любителей фантастики, поэзии, балета, театра, литературные и музыкальные гостиные и т.д.); б) естественнонаучными исследованиями – объединения экологической направленности, объединения, связанные с такими науками как астрономия, археология, геология, биология, зоология (клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак, экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.). Формы работы – экспедиции, научные конференции, семинары, выставки. Социально-политическая самодеятельность. Два вида объединений социально-политической самодеятельности: 1. Объединения политической направленности ставят перед собой политические цели и задачи. Это могут быть массовые движения, к примеру, Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии. 2. Объединения социальной направленности ставят перед собой цель – защищать социальные права отдельных категорий граждан. К ним относятся Клубы ветеранов Великой отечественной войны и труда, войны в Афганистане, Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узников фашизма, Союз многодетных семей и т.д. Физкультурно-оздоровительная самодеятельность. Коллективы физкультурно-оздоровительной направленности функционируют практически во всех культурно-досуговых учреждениях, которые работают в двух направлениях: 1) пропаганда физической культуры; 2) пропаганда здорового образа жизни. К первому направлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристические клубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубы любителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса, экстремальных видов деятельности и др. Ко второму направлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения, пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название – «Озарение», объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубы трезвости и т.п. Художественное творчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных, общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта и знаний. Цели самодеятельного художественного творчества: – воспитание эстетического художественного вкуса; – развитие творческих способностей личности; – пропаганда искусства. Существует 2 уровня художественного творчества: 1 уровень – репродуктивный (исполнительский) 2 уровень – созидательный (непосредственно творчество).
Классификация художественной самодеятельности. I. По ориентации на основные пласты художественной культуры: 1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.); 2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.); 3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.). II. По типам творчества: 1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы); 2. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубы самодеятельной песни – КСП, театр малых форм и т.п.); 3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.). III. По степени организованности и субъекту организации: 1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.); 2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»); 3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая. IV. По преобладающему виду деятельности: 1. Объединения учебного типа (студии) 2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.); 3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады); 4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»); 5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности); 6. Объединения комплексного типа. V. По месту локализации (расположения): 1. Сельская художественная самодеятельность; 2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном); 3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном). VI. По возрастному составу: 1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество); 2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы); 3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 10590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |