Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование клубных коллективов как объединений самодеятельного творчества

Наиболее распространенной формой организации самодеятельного творчества является клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики девиантного поведения учащихся, так и в целях их социальной реабилитации и коррекции личностных качеств.

Клубная работа – один из видов социально-культурной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Напомним, что рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая – восстановительный и творческий; клубная же деятельность, будучи творческой, имеет созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей членов клуба.

Первым организатором клубной деятельности в российской педагогике является С.Т. Шацкий, создавший в начале ХХ в. в Москве клуб для детей рабочей бедноты «Сетлмент». По его мнению, чтобы соперничать с улицей, клуб должен был создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы. Назначение современной клубной работы заключается в следующем:

· включение ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности;

· формирование опыта социального поведения, необходимого для успешного вхождения в систему общественных отношений;

· выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, инструментальных способностей.

Основные характеристики клубной работы:

· использование игровой формы усвоения детьми социальных ролей;

· осуществление разнообразной по характеру деятельности, позволяющей решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

· удовлетворение потребности в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов);

· развитое самоуправление, относительная автономия от взрослых;

· построение гуманистически ориентированных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

В содержательном плане клубная деятельность может представлять собой свободное общение, совместное проведение досуга либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные и т. п.). Клубы по месту жительства могут работать по следующим комплексным программам:

– «Отечество» – патриотическая программа;

– «Семья» – совместная деятельность и отдых детей и родителей;

– «Здоровье» – валеологическая программа;

– «Ты и наркотики» – профилактическая и социально-педагогическая программа;

– «Надежда» – работа с детьми-инвалидами, лечебная педагогика;

– «Дворы нашего детства» – программа предметно-пространственной реабилитации жизненного пространства подростков;

– «Истоки» – поисково-краеведческая программа;

– «Подросток и закон» – профилактика правонарушений.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как учреждения дополнительного образования детей. Работа в них ведется через кружковые и студийные формы.

Кружок – объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т. п.).

Студия – объединение для одаренной молодежи. Студия дает основы специальной подготовки к профессиональной деятельности.

Другие клубы действуют как сугубо досуговые учреждения либо как общественные организации.

Цели и направления клубной работы.

Цели организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений и т. д.) могут быть такие:

– социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов; защита прав ребенка; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

– увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

– создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные творческие возможности;

– адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

– компенсация дефицита общения в школе, в семье, в среде сверстников;

– дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Условия эффективности клубной деятельности.

Базовыми учреждениями системы образования для организации клубной работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства; центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества; центры и станции юных туристов, техников; детско-юношеские спортивные школы.

К условиям эффективности клубной деятельности относятся

1) организационно-педагогические условия:

· изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;

· наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;

· наличие или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;

· целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его стабильного функционирования;

· создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;

2) психолого-педагогические условия:

· изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;

· создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;

· учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности;

· обеспечение личностной значимости содержания клубной деятельности;

· стимулирование активности и формирование субъективной позиции воспитанников;

· реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;

3) педагогические условия:

· адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;

· комплексный характер деятельности воспитанников клубного коллектива, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;

· сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;

· оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления участниками клубной деятельностью;

· стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;

· создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды самодеятельного творчества | Направления деятельности клубных объединений в подростково-молодежной среде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.