Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиционное построение сценария

Композиция – (от лат. Composition – составление связывание), 1) построение музыкального, литературного, живописного и т.д. произведения; 2) построение художественной программы, обусловленное ее содержанием, характером, назначением, во многом определяющим ее восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению (программе) единство и цельность, соподчиняющий ее компоненты друг другу и всему замыслу автора. Компонентом композиции считается «отрезок» произведения (программы), в котором сохраняется один способ изображения (повествование, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев и т.д.) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения (программы).

Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Рассмотрим композиционную основу сценария.

В каждом драматургическом произведении есть его на­чальная часть – экспозиция, которая помогает психологи­чески настроить аудиторию на тему программы, на активное участие в ней каждого человека. Наиболее распространенны­ми видами экспозиции являются афиши, музыкально-худо­жественное оформление, необычная встреча гостей, опреде­ленные действия персонифицированных героев в фойе и т.д.

Иногда в сценариях экспозиция совпадает с прологом, в котором показываются события, жизненная обстановка, предшествующая основному действию, т.е. завязке основного конфликта, благодаря которой получают возможность раз­вития все дальнейшие события. Например, в сценарии программы «Чего хочет женщина?» в прологе, когда Творец создавал женщину, само появление женщины было завязкой всего действия на фоне звучавших следующих слов:

Кувшин остывал, опыт готов,

По дну пробежала трещина.

Кувшин раскололся на сотни кусков.

Так появилась женщина!

Развитие основного действия должно быть подчинено идейно-тематическому замыслу автора сценария, все эпизоды которого логически связаны сценарным ходом, приемом, це­ментирующим действие в его логическом развитии, который «нанизывает» все средства выразительности на единый стержень, определяя степень эмоционального воздействия каждого эпизода.

Музыкальный антракт представляет собой миниатюрную увер­тюру к действию, которое будет развертываться в последующем фраг­менте программы. Однако функциональное назначение музыкального антракта несколько иное, чем у увертюры. Его сценическая особенность не только в том, что он является своеобразным введением, но и заклю­чением предыдущего эпизода, то есть выступает в качестве связующего звена между двумя эпизодами. И в этом отношении музыка – очень гиб­кий материал. Она, как никакой другой вид искусства, легко поддается трансформации. Режиссер одной и той же мелодией может придать ха­рактер торжественности, нежности, скорби и радости, тревоги и возвы­шенной приподнятости. Музыка антракта призвана держать темпоритм программы, организовывать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образах во время перестановок, пауз, перестроений, смены декораций.

Высшая точка развивающегося действия, в которой разрешается конфликт, – кульминация. Это может быть самый сильный по своему воздействию художественный фрагмент, документальный материал, яркое церемониальное действие, например, вынос знамени, обращение с призывом, самый интересный конкурс и т.д.

Все сюжетное построение действия, его темпоритм, на­пряженность должны логично из кульминации перерасти в финал, эмоционально-смысловое завершение программы, несущее особую смысловую нагрузку. Именно здесь идея в концентрированном виде подчеркивает связь с жизнью, людьми, пришедшими на программу. Замечательно, когда удается сценаристу превратить финал в единое коллективное действие сцены и зала: общее исполнение песни, скандирова­ние, подписание обращения. Заключительные поэтические слова чтецов или ведущих, выступающих с призывом к залу или напутствием, могут стать финальной точкой программы.

Музыкальные финалы – значительная часть культурно-досуговой программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но ор­ганически с ними связанная, обычно предназначенная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Это одна из важнейших частей представления. Отсутствие финала остав­ляет ощущение незавершенности всей программы. Он несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возник­ли у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идею программы. Распространенной формой музыкального финала является вы­ступление сводных оркестров, хоров, хореографических коллективов и т.д. с приемами активизации зрительного зала: коллективное пение, скандирование, шествие. Нередко музыкальные финалы перерастают в огромную массовую акцию, втягивающую в праздничное действие де­сятки тысяч людей.

Особо следует подчеркнуть: для того, чтобы подобранный матери­ал был стройным произведением, важно отработать «мостики» от одного эпизода к другому. Удачный стык, или «мостик», создает ощущение це­лостности двух совершенно разных элементов – песни и кинокадра, му­зыки и романтического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление. В результате этого про­исходит творческая работа по осмыслению возможной логики располо­жения фактов, где иногда соединяются диаметрально противоположные вещи.

Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Таким образом, сценарий культурно-досуговой программы – произве­дение сценическое. В нем в достаточной мере присутству­ют все элементы драматургии: композиционное построение действия, драматическая законченность каждого эпизода, нарастание действия, сила его эмоционального воздействия на участников и целостность образной картины.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных элементов сценарной разработки | Методика создания сценария и особенности его построения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.