КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационный час как основная форма информационно-познавательной деятельности
Тема 11. Организация информационно-познава-тельной деятельности 1. Информационный час как форма информационно-познавательной деятельности. 2. Беседы, конференции, работа лекторских групп: технология подготовки и проведения. 3.Устные журналы, заочные путешествия и проекты в процессе организации информационно-познавательной деятельности учащихся. 4. Презентации и информационно-познавательные сайты: их роль в развитии информационной культуры школьников. Рекомендуемая литература
1. Варшавер, О. Критическое мышление и новые виды грамотности / О. Варшавер. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 80 с. 2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с. 3. Информационная культура школьника /авт.-сост.: Л.М. Волкова, Л.З. Черепко. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с. 4. Модель организации досуга и творчества детей. 5–11 классы: программа интеллектуального клуба /авт.-сост. Е.А. Ципляева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 311 с.
Основная педагогическая цель в процессе вовлечения учащихся в информационно-познавательную деятельность — подготовка личности, способной не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессио-нальной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования. На этой основе — информационная культура человека — это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие ценности. Одной из форм воспитания информационной культуры молодежи является информационный час — форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой, психологической культуры молодежи, формирование ее социального и политического кругозора. Наибольшее распространение получили обзорные и тематические информационные часы. Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных политических, экономических, культурных и спортивных событий, проис-шедших за определенный отрезок времени (чаще всего за неделю) в стране и за рубежом. Для этого отбираются наиболее актуальные вопросы и значимые события общественной жизни республики, других стран СНГ и мира. В обзор могут включаться материалы о государственной внутренней политике (новейшие указы, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития общества), внешней политике (стратегические направления международной деятельности, подписание договоров, участие в решении международных проблем и т.д.), молодежном движении, о главных событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует учитывать, что общее количество обсуждаемых вопросов должно быть небольшим (2-4 вопроса). При проведении обзорного информационного часа, охватывающего широкий круг вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним. Например, такие: 1. «По стране моей любимой», или «Страницы истории Родины». 2. «Наука вчера, сегодня, завтра». 3. «Проблемы развития национальных отношений в СНГ». 4. «Молодежь и современность», «Молодежное движение» и др. Важно, чтобы содержание информационного часа не столько освещало тот или иной факт или событие, сколько пробуждало у учащихся интерес, потребность прочитать о нем в книге, журнале, газете. Одним из вопросов информационного часа может быть еженедельная пятиминутка – «Самое интересное в «Комсомольской правде», «Чырвонай змене» и других газетах. По поручению коллектива поочередно каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические материалы, опубликованные за минувшую неделю, знакомит всех с наиболее интересными из них. Кроме обзоров газетных материалов, можно проводить обзоры по материалам общественно-политических журналов для молодежи – «Встречи с журналами юных». Принцип их подготовки тот же, что и при обзоре газет. Важно, чтобы в этой работе участвовал каждый учащийся. Поочередно они готовят обзоры наиболее интересных материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и т.д. Одна из разновидностей обзорного информационного часа – «С телетайпной ленты». В ней каждый раз участвуют несколько учащихся. Предварительно познакомившись с материалами газет, записав некоторые сообщения радио и телевидения, они во время обзора кратко информируют о сути того или иного события, факта. Тематический информационный час посвящается отдельной наиболее актуальной и злободневной политической проблеме. Определение темы – важный элемент методики подготовки информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшее требование – актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами государства, ведет к снижению воспитательного воздействия политического информирования на учащихся. К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая учащимся литература, готовятся наглядные пособия, магнитофонные записи. В воспитании политической культуры учащихся важно разумное сочетание обзорных и тематических информационных часов: обзорные часы дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические – способствуют более глубокому изучению той или иной общественно-политической проблемы. При любом виде информационный час должен достигать своей главной цели — научить учащихся разбираться в событиях, определять свое отношение к ним, высказывать о них свое мнение, вырабатывать умение отстаивать свои взгляды и убеждения. Эффективность воздействия информации на учащихся во многом определяется четко разработанной методикой подготовки и проведения информационного часа. С целью оказания практической помощи учащимся, учителю, классному руководителю, куратору целесообразно руководствоваться следующим общим планом подготовки и проведения информационного часа: 1. Этап подготовки: ü определение темы (если необходимо), цели, вида информации-онного часа; ü разработка вопросов, конкретизирующих тему; ü определение персональных и коллективных заданий для учащихся с учетом уровня развития их политической культуры; ü подбор литературы по теме информационного часа; ü подготовка наглядных и технических средств; ü индивидуальные консультации; ü разработка плана проведения информационного часа. 2. Этап проведения информационного часа: ü сообщение темы; ü вступительное слово: обоснование актуальности темы; ü сообщение учащегося по одному вопросу, за которым следуют: вопросы класса (группы) выступающему; обмен мнениями среди учащихся, дополнения сообщения с мест новыми фактами, примерами; дополнение, уточнение выступлений учащихся педагогом; постановка ведущим информационного часа перед учащимися проблемных вопросов, позволяющих использовать, применить полученные знания в новой ситуации; подведение итогов обсуждения первого вопроса, формулирование выводов, оценок; ü переход ко второму вопросу, его обсуждение по той же схеме; ü работа с коллективом над усвоением нового политического понятия; ü общий итог информационного часа. Информационный час обычно проводится один раз в неделю. Учащиеся заранее знают тему, получают рекомендации педагога и соответственно готовятся к своим выступлениям. Очень важно научить учащихся отбирать нужный для информирования материал. В огромном потоке поступающей информации должна быть четкая система, а для этого необходимо познакомить учащихся с основными критериями отбора: актуальность, значимость, оперативность, доказательность, убедительность информации. Как правило, материал для информирования берется из периоди-ческой печати. Поэтому нужно организовать продуманную работу учащих-ся с газетами, журналами, книгами, научить их умело использовать соответствующие передачи радио и телевидения, своевременно сообщить им, когда и на какую тему будут выступать политические обозреватели и комментаторы, какие будут демонстрироваться документальные фильмы. Очень важно приучить молодежь систематически слушать телевизионные программы: «Контуры», «Панорама», «Новости», «Наши новости», «Новости-Беларусь», «Новости культуры», «Новости спорта», «Время», «Вести», «Вести недели», «Вести+», «Дыхание планеты», «Человек и закон», «Мир и молодежь», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня в республике, России, странах СНГ, мире. Важно, чтобы каждое сообщение было ярким и интересным. Для этого необходимо рекомендовать ученикам использовать плакаты, фотоиллюстрации и рисунки из журналов и альбомов, сатирические стихотворения, куплеты, киножурналы или учебные кинофильмы, диафильмы, слайды, а также различные таблицы, схемы, диаграммы и прочее. При проведении информационных часов целесообразно использовать политическую карту мира, магнитофонные записи (например, телепередач «Утро республики» и др.), подготовленные заранее. Для каждой возрастной группы учащихся следует использовать специфические формы и методы проведения информационных часов. Например, для учащихся I–IV классов доступной формой является комментированное чтение, беседа о событиях в стране, о жизни народов СНГ, стран далекого зарубежья, о героях Великой Отечественной войны, трудовых успехах людей по материалам детских газет и журналов. Могут быть использованы также и другие формы проведения: чтение и обсуждение статей газет, показ через эпидиаскоп иллюстраций, фотографий с их пояснением, игры-путешествия по страницам газеты и др. Учащихся V–IX классов уже необходимо регулярно знакомить с материалами периодической печати, радио- и телепередачами, давать общие сведения о всех странах СНГ, городах-героях, об исторических, трудовых памятниках родных мест, о земляках-героях войны и труда. Наряду с комментированным чтением в этой возрастной группе могут широко использоваться самостоятельные выступления учащихся по определенным вопросам темы. Ведущую роль в подготовке и проведении информационных часов в коллективе учащихся юношеского возраста (X–XI классы) играет классный руководитель, куратор. Он помогает учащимся в определении формы проведения часа, отборе и изучении необходимого материала, его анализе и систематизации, выявлении узловых вопросов, установлении связи изучаемого материала с жизнью, задачами коллектива, в подготовке необходимых средств наглядности. Педагог заботится о глубине раскрытия обсуждаемых вопросов, поддерживает активность и интерес учащихся к содержанию обсуждаемого материала, направляет коллективное обсуждение общественно-политических проблем. Повышению эффективности информационного часа поможет оформление учащимися стендов, которые могут называться по-разному: «Время, события, люди», «Мир за неделю», «Планета» и др. На стендах выделяются рубрики, например: «Знаешь ли ты?», «Прочти, это интересно», «С телетайпной ленты», «Твой политический словарь», «Наша жизнь глазами карикатуриста» и др. В процессе работы по созданию и оформлению стендов используется технология «информационное зеркало». В процессе реализации названной технологии воздействие на учащихся осуществляется опосредованно, не через прямые действия педагога, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме (стенная газета, бюллетень, альбом и т.д.). Воспитательный эффект технологии – накопление учащимися опыта активного отношения к публичной графической информации. Этот опыт определяется формирова-нием и изменением тех или иных позиций ребят, динамикой отношений учеников в связи с воспринимаемым содержанием, изменением и закреплением отношений детей к источникам и авторам информации. Технологическая основа здесь выстраивается следующим образом: – создание установки на будущую информацию; – включение внимания и восприятия; – удержание – понимание информации; – возникновение отношения к информации (реакция воспринимаю-щего); – действие в отношении информации. Главный прием при создании установки на будущую информацию – это ее появление на видном месте (дверь, доска, над доской), использование присоединяющего обращения («только для вас», «сенсация месяца» и др.). Базовая идея – трехэтажность текста: заголовок, «ядерное обращение», раскрытие. Вспомогательная идея – открытие обратной связи (создание для читателя возможности выразить свое мнение в отношении информации: например, ниже напишите, согласны ли вы с этим и др.). Действие с информаций предполагает предоставление учащимся возмож-ности работы с ней – трансформация, персонификация, расширение. Формами проведения информационного часа могут быть следующие: Ø «Информация +» — ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом (политика. События. Новости науки, культуры, образования, спорта, здравоохранения и др.); Ø «Информдайджест» — еженедельная пятиминутка со свободным выбором темы, каждый ученик готовит выступление по интересным материалам прессы, телевидения, радио и т.д.; Ø «Спрашивали — отвечаем» — обзорный информационный час по заранее отобранным интересующих учащихся вопросам; Ø «Встречи с молодежной прессой» — ежемесячный информаци-онный час по материалам молодежных журналов и газет; Ø «Беседа за круглым столом» — обсуждение социальной проблемы и свободное обсуждение мнений по ней, предполагает изначально выступление ведущего или приглашенного гостя по теме; Ø «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный деятелям культуры, науки, политикам и др. известным людям; Ø «Фотокамера смотрит в мир» — информационный час с оформлением фотостенда с краткими комментариями событий, отраженными на фотографиях; Также эффективными являются нестандартные формы проведения информационного часа, например, в виде пресс-конференции, круглого стола или ролевой игры.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |