Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диспуты и дебаты как разновидности дискуссионных форм




Диспут — это спор с целью глубже и обстоятельнее разобраться в об­суждаемых вопросах. Воспитательное влияние этого мероприятия на становление личности учащегося обусловливается тем, что каждый из участников диспута может высказать и отстоять свою позицию.

Диспуты воспитывают самостоятельность суждений учащихся, расширяют их кругозор, учат глубоко и всесторонне анализировать и оценивать политические и моральные проблемы, мотивы поведения окружающих. Диспуты формируют не только моральные, но и волевые качества учащихся, так как во время их проведения учащиеся не только учатся доказательно отстаивать свои убеждения, но и овладевают уме­нием слушать оппонента. Это воспитывает выдержку, дисциплинирован­ность, чувство такта, терпимость по отношению к мнениям товарищей.

Этап подготовки. Для подготовки диспута целесообразно избрать инициативную группу в составе 3-5 учащихся, которые совместно с классным руководителем (куратором) должны продумать основную программу подготовки диспута, а именно:

ü формулировку темы диспута;

ü широкое оповещение учащихся о предстоящей теме обсуждения;

ü оформление помещения;

ü помощь учащимся класса (группы) в подготовке к диспуту.

Каждый из членов инициативной группы выполняет конкретное по­ручение. Один заботится о выпуске бюллетеня и об оповещении членов коллектива о предстоящем обсуждении, другой подбирает в библиотеке соответствующую теме диспута литературу и организует ее выставку, третий обеспечивает оформление помещения, остальные организуют проведение и обработку анкет, сочинений, приглашение гостей и т.д. Вся подготовительная работа направлена на создание в коллективе атмосфе­ры живой заинтересованности в обсуждении поставленной проблемы.

При подготовке диспута большое значение имеет правильная форму­лировка темы, в которой обязательно должен быть заключен элемент спора, возможность для столкновения разных точек зрения, т.е. сама фор­мулировка темы должна будить мысль учащихся, звучать остро и про­блематично. Интерес учащихся, например, вызывают такие темы: «Че­ловек долга — счастлив ли он?», «Нужно ли учиться властвовать собой?», «Знание и нравственность. Связаны ли эти понятия?», «Знания — долг или радость?», «Твоя активная жизненная позиция — в чем она проявляется?», «Красивая жизнь — какая она?», «Надо ли торопиться жить?», «Как стать интересным человеком?», «Гражданская зрелость. В чем она проявляется?», «Тебе 17. Много это или мало?», «Что значит найти себя?», «Что значит найти место в жизни?», «Нужен ли в жизни план или достаточно мечты?», «Совмести­мы ли следование моральному долгу и личное счастье?», «Душа обязана трудиться. Что это означает для каждого из нас?» и др.

Нельзя навязывать учащимся тему диспута, однако примерный пере­чень тем можно им рекомендовать. При выборе темы важно учитывать воз­раст участников диспута. Юноши и девушки могут обсуждать достаточно глубокие и серьезные проблемы, наподобие предложенных выше. А темы диспутов для учащихся-подростков должны быть более конкретными и до­ступными для их понимания: «Интересно ли ты живешь?», «Кто для тебя является авторитетом и почему?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Всякое ли дело может быть интересным?», «Знаешь ли ты себя?».

В коллективах, где раньше диспуты не проводились, целесообразно за­интересовать учащихся этой формой работы, познакомить их с технологией организа­ции и проведения диспута, а затем предложить учащимся отве­тить в письменной форме на такие, например, вопросы: «Какие проблемы тебя особенно волнуют?», «О чем бы ты хотел поспорить с товарищами, поговорить откровенно в своем коллективе?», «Какие книги или журналь­ные статьи хотел бы обсудить?» и др. Анализ ответов даст возможность определить интересы учащихся и, соответственно, тематику диспутов.

В некоторых случаях тема диспута может быть подсказана сложившейся в классе (группе) ситуацией: отсутствие дружбы в коллективе, факты наруше­ния дисциплины, нерадивое отношение к учебе и выполнению общественных поручений, нездоровые увлечения учащихся, их музыкальные вкусы и т.п. Предметом диспута могут быть также литературные произведения, в которых затрагиваются актуальные нравственные проблемы, волнующие молодежь; кинофильмы и спектакли, решающие острые вопросы современности.

После определения темы диспута нужно помочь учащимся сформу­лировать вопросы. Не надо стремиться к большому количеству вопро­сов. Лучше всего сосредоточить внимание на 3-4. Вопросы к диспуту не должны предполагать однозначных ответов. Так, к теме диспута «Твоя активная жизненная позиция. В чем она про­является?» можно предложить для обсуждения примерно такие вопросы:

1. Единство слова и дела. Является ли это повседневной нормой нашего поведения?

2. Умеете ли вы постоять за свои убеждения?

2. Как отличить достоинство от амбиции, сдержанности, высокомерия?

3. Что для Вас важнее: Ваше мнение о себе или мнение о Вас коллектива?

4. Победить с достоинством... Отступить с достоинством... Нужно ли это уметь? Должна ли быть мера в заботе о личном достоинстве?

5. Можно ли судить о достоинстве человека по его способностям, до­стижениям в учебе, работе, спорте, по внешней культуре?

6. Помогает ли умному, принципиальному человеку чувство собственно­го достоинства формировать свои духовные, волевые и другие качества?

Вопросы диспута должны помочь учащимся разобраться в проблеме, оценить свое поведение и поведение своих товарищей, наметить пути самовоспитания и организации более содержательной жизни коллектива.

После того, как сделано объявление о диспуте, важно поддерживать ин­терес к предстоящему разговору, организовать процесс обдумывания пред­ложенных вопросов, вовлечь в этот процесс весь коллектив учащихся. Этому способствует вывешивание рядом с объявлением (желательно ярко и умело оформленным) специально подобранных газетных вырезок на тему диспута, в которых приводятся примеры, высказываются различные точки зрения по проблеме диспута, приводится список рекомендованной литературы, чтение которой должно стимулировать интерес к теме. Иногда целесообразно про­вести сочинение на тему диспута, а затем отдельные выдержки из сочинений (без указания автора) поместить в специальном бюллетене — «Размышления на тему диспута» или в соответствующем разделе классной стенгазеты.

При подготовке к диспуту можно также организовать анкетирование по вопросам, близким к теме предстоящего разговора, но, как правило, более частным и не требующим пространных ответов. Например, при подготовке к диспуту «Красивый человек. Какой он?» может быть пред­ложена учащимся следующая анкета:

1. Кто Ваш идеал (в жизни, литературе, кино)?

2. Обязательно ли стремление к красоте связано с большими матери­альными затратами?

3. Можно ли считать культурным человека, не знающего полотен И.Е. Ре­пина, В.И. Сурикова, музыки Л. Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова, произведений И.С. Тургенева, Я. Коласа, В. Быкова и т.д.

4. Всегда ли украшения (или любое следование моде) делают девушку красивее? и др.

Диспут, как и любая дискуссионная форма, предполагает формулировку правил общения в ходе встречи. А также предварительное ознакомление с этими правилами участников диспута. Для этого может быть подготовлен плакат со следующими правилами:

· я критикую идеи, а не людей;

· я выслушиваю мнение каждого, даже если я с ним не согласен;

· я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, и только затем делаю выводы;

· я стремлюсь осмыслить и понять противоположный взгляд на проблему моего собеседника;

· я смогу изменить свою точку зрения под воздействием реальных фактов и убедительных аргументов и т.д.

Помещение, где будет проходить диспут, готовится заранее: оформляется стенд с литературой, вывешиваются относящиеся к теме диспута карикатуры со стихами и подписями к ним, плакаты, выска­зывания замечательных людей, правила диспута и т.п.

Проведение диспута. Диспут может начинаться по-разному: со вступительного слова веду­щего, с сообщения анкетных материалов, с выступлений самих учащих­ся, с анализа литературных и жизненных фактов.

Эффективность диспута в значительной степени определяется умением ведущего во вступительном слове ясно и четко «подать» тему диспута, остро, убедительно и дискуссионно поставить вопросы перед аудиторией, сразу же заинтересовать ее, заставить думать, спорить, обсуждать. Недопустимо бес­страстное вступительное слово ведущего: «Вопросы по теме диспута вы знаете. Кто будет выступать?». Такое начало не вызывает желания спорить.

Структура вступительного слова определяется содержанием и воспита­тельными задачами диспута, эрудицией и опытом ведущего, зависит от того, насколько учащиеся владеют искусством спора.

Вступительное слово можно начать с напоминания факта из жизни своего коллектива или с эпизода из хорошо известного художественного произведения. Можно начать диспут с хорошо известного всем изречения и заострить с его помощью внимание собравшихся на узловых вопросах диспута. Оправдало себя и такое начало диспута, когда ведущий сообща­ет, что проведенные анкеты или интервью по теме диспута выявили са­мые разнообразные, порой прямо противоположные взгляды учащихся, с которыми он знакомит аудиторию.

Значительна роль ведущего в диспуте. Сам по себе спор не разгорится. Его нель­зя пускать на самотек, как и нельзя сковывать схемой. Мастерство ведуще­го в диспуте проявляется не только в широкой эрудиции, но и в умении «подо­греть» или «охладить» участников спора. Ведущий должен уметь выявить разнообразные мнения по теме диспута, логически развить и аргументиро­вать любое мнение, даже ошибочное, предусмотреть самые неожиданные вариации выступлений. Важно, чтобы в итоге спора учащиеся осознанно пришли к единому правильному мнению по тому или иному вопросу. Ведущий должен ориентироваться на следующие требования:

· предоставление слова всем желающим, находящимся в зале;

· контроль за соблюдением регламента всеми выступающими;

· ориентация на обучение учащихся логично и доказательно отстаивать свою точку зрения с соблюдением культуры общения;

· регулировка очередности выступлений участников;

· поддерживание эмоционального фона в течение всего диспута.

Роль ведущего в ходе диспута не должна сводиться только к тому, чтобы предоставлять слово выступающим. Он может комментировать очередное выступление, подчеркивая его основную мысль, сталкивать новую точку зрения с высказанной ранее, обращаться к присутствующим с предложени­ем выразить свое отношение к определенному высказыванию, жестом или мимикой реагировать на спорные утверждения или, напротив, выражать солидарность с утверждениями, соответствующими его взглядам. Все это ведущий делает с соблюдением определенной меры и такта, поддерживая и стимулируя начатый разговор, направляя его в нужное русло.

Не следует запрещать на диспуте реплики, полемические выпады, воп­росы с места. Это помогает оживить диспут, повышает эмоциональный накал, интерес аудитории. Ведущий должен умело реагировать на эти реплики и вопросы, переадресовывая их выступающему или приглашая желающих подробнее развить высказанную мысль.

Не следует опасаться высказывания ошибочных мнений по тому или ино­му вопросу. Комментируя такое выступление, ведущий должен привлечь внимание аудитории к нему, возбудить у присутствующих желание противо­поставить высказанной ошибочной точке зрения правильную. Во время дис­пута должна быть создана атмосфера взаимной доброжелательности.

Ведущим может быть педагог или эрудированный, активный, авторитет­ный учащийся. Опыт показал, что двое ведущих лучше справляются с зада­чей. Очень важно, чтобы ведущий знал интересы аудитории, ее отношение к теме диспута, уровень знаний по обсуждаемой проблеме. Если возникает пауза, то ведущему не следует проявлять нервозность, упрекать учащихся. Лучше задать дополнительный, ранее заготовленный вопрос или заполнить паузу небольшим рассказом, относящимся к обсуждаемой теме, зачитать ответы на анкеты, цитаты из сочинений по теме диспута. В целях поддер­жания активности можно иногда допустить обсуждение вопросов не в той последовательности, в какой они записаны в объявлении.

Как бы глубоко не обсуждались вопросы, необходимо заключи-тельное слово ведущего. Причем заключительное слово не всегда кладет конец дискутированию. Иногда в спорах возникают новые, волную­щие проблемы, которые могут стать предметом очередного диспута.

Заключительное слово нельзя строить по строго установленной схеме. Одна­ко весьма желательно, чтобы заключение отвечало следующим требованиям:

ü было кратким, ярким и убедительным;

ü опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута;

ü содержало обобщенные ответы на вопросы, обсуждаемые в ходе диспута;

ü показывало истинность определенной нравственной позиции;

ü вызывало у учащихся интерес к знаниям, культуре, желание совершенствовать свой нравственный облик.

Заканчивая диспут, ведущий благодарит учащихся и гостей, приняв­ших активное участие в дискутировании, всех присутствующих и при­глашает их на новую встречу.

Дебаты — игровая форма упорядоченного коллективного обсуждения какой-либо проблемы в альтернативном варианте, при котором присутствующие груп­пируются вокруг двух противоположных точек зрения — «за» или «против». Дебаты позволяют решить несколько воспитательных задач:

ü формирование коммуникативной и информационной культуры;

ü воспитание толерантности, уважения, терпимости к иным точкам зрения;

ü развитие критического мышления, умений аргументированно, лако­нично высказывать свое мнение и отстаивать его;

ü развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных ситуациях.

Проведение дебатов является эффективным средством обучения уча­щихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившееся положение вещей.

Несмотря на различия в процедуре проведения разных видов дебатов, можно выделить ряд общих рекомендаций к их подготовке и проведению, которые касаются каждого из этапов.

Этап подготовки. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы изначально сформулировать тему дебатов и помочь учащимся разобраться в ней. Тема де­батов может быть сформулирована в виде утверждения (например, «Перевод времени на зимнее/летнее время имеет большое социально-экономическое значение», «Правительство должно запретить рекламу табака и пива», «Эколо­гические проблемы касаются каждого человека», «Генная инженерия неэтич­на»), в виде проблемного вопроса («Конституционно ли применение высшей меры наказания?», «Можно ли предотвратить антропологическую катастро­фу?»), в виде дилеммы («Смертная казнь: за и против»).

Наиболее эффективно дебаты проходят тогда, когда тема для обсуждения выбирается педагогом вместе с воспитанниками и затрагивает значимые проблемы, представляющие интерес для участников. Тема формулируется таким образом, чтобы команда «за» и команда «против» могли одинаково эффективно подготовить свои аргументы в защиту своей позиции.

Распределение ролей. Необходимо распределить учащих­ся на две группы: первая группа — те, кто будет принимать участие в дебатах в роли активных участников; вторая группа — зрители. Участники дебатов де­лятся в свою очередь на две равные команды, защищающие разные точки зре­ния: «за» и «против». Кроме этого, необходимо определить ведущего дебатов и его помощника, который будет следить за соблюдением регламента. Их вы­бор из числа воспитанников может осуществляться на основе желания самих воспитанников, а также по рекомендации педагога, путем жеребьевки (анало­гично может быть решен вопрос деления участников на две команды). Если дебаты проводятся впервые, то распределять роли должен педагог, так как от этого будет зависеть то, насколько эта форма будет интересна и востребована воспитанниками в дальнейшем.

Для привлечения к организации дебатов всех учащихся можно выделить также группу оформителей. Для оценки хода и ре­зультатов поединка может быть создана судейская команда, в состав которой включаются учащиеся, педагоги и другие взрослые. В зависимости от степе­ни подготовки учащихся роль ведущего дебатов может исполнять как один из воспитанников, так и сам педагог.

Подготовка участников дебатов. В этом случае педагогу необходимо определить участникам время, достаточное для изучения проблемы и подго­товки «конструктивных аргументов» (аргументов, основанных на трех-пяти положениях); помочь учащимся понять масштаб проблемы; рекомендовать источники ее изучения. В содержательном плане важно помочь учащимся составить агитационную речь в защиту своей позиции, спрогнозировать воз­можные вопросы и контраргументы оппонентов. В организационном плане следует посоветовать, как распределить роли в команде (кто будет выступать с изложе­нием точки зрения команды, кто будет задавать вопросы, кто будет отвечать на коллективно обдуманные вопросы, кто выступит с заключительной, итоговой речью). В зависимости от опыта участия в дебатах воспитанников может из­меняться и роль педагога: от непосредственного помощника до консультанта.

Организация помещения. В центральной части помещения распола­гаются трибуна для выступающих и ведущего дебатов, слева и справа от них — две команды участников. Напротив расставляются стулья для зри­телей. Оформление дебатов зависит от помещения и темы.

Подбор реквизита. В качестве реквизита может использоваться кафедра для выступающих, песочные часы, гонг, жетоны для голосования (равное количество белого и черного цвета в расчете по 2 жетона разного цвета на каждого зрителя), урна для голосования и шахматная доска с шахматами.

Жетоны для голосования раздаются зрителям перед проведением деба­тов. Подсчет голосов проведет судейская команда.

Этап проведения дебатов. Дебаты начинаются с вступительного слова ведущего, который сооб­щает тему, регламент и правила проведения дебатов. Основные правила ведения дебатов:

· Все выступления каждой команды объединяются в 5 блоков: 1-й блок — из­ложение аргументов в защиту своей точки зрения; 2-ой блок- контраргументы сказанному оппонентами; 3-й блок — вопросы к сказанному оппонентами; 4 - й блок — ответы на вопросы оппонентов; 5-й блок — агитационная речь в защиту своей точки зрения.

· Время выступлений команды жестко регламентировано двумя минута­ми. По истечении этого времени сказанное не учитывается.

· Участники проявляют корректность в отношении друг друга, исключают из своих выступлений все высказывания, касающиеся личности оппонента.

· Каждая команда после своего выступления должна делать ход на шахматной доске. С этой целью ведущий в начале дебатов проводит жеребьевку, чтобы определить, шахматами какого цвета будет играть каждая из команд.

· Ведущий в начале дебатов объявляет о способе под­ведения итогов и выявления победителя. При подведении итогов возможны два варианта:

1. Оценивает ход и подводит итогисудейская команда на основе вы­работанных критериев. По окончании дебатов судьи заполняют судейские прото­колы, в которых фиксируют решение о победе той или иной команды. Основ­ной принцип судейства — беспристрастность. Критерии выбора команды-победителя: аргументация, убедительность способов; полнота и истинность приведенных фактов; логичность, лаконичность доказа-тельства.

2. Итоги дебатов определяются путем тайного голосования жетонами присутствующими зрителями. Зри­тели, получившие до начала игры два жетона (белый и черный), на осно­ве лично принятого решения в пользу той или другой команды опускают в урну для голосования соответствующий жетон. Представитель судейской команды после подсчета жетонов объявляет победителя.

Как правило, вариант подведения итогов определяется заблаговременно, на этапе подготовки дебатов.

Рассмотрим специфику проведения дебатов.

ü Утверждающая команда. В дебатах утверждающая команда пытается убе­дить судей и присутствующих в верности своей позиции, апеллируя к фактам.

ü Отрицающая команда доказывает, что позиция утверждающей сто­роны неверна и приводит в подтверждение свои контраргументы.

ü Аргументы. Аргументация направлена на то, чтобы убедить присутст­вующих игроков, что их позиция по поводу проблемы более сильная и до­стоверная.

ü Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами игроки представ­ляют судьям цитаты, факты, статистические данные, подтвер-ждающие их позицию. Доказательства заранее добываются учащимися самостоятельно путем анализа различных источников, исследования, экспертизы и т.д.

ü Перекрестные вопросы. Дебаты предоставляют возможность каждой команде отвечать на вопросы оппонентов. Вопросы могут быть направле­ны как на уточнение позиции, так и на выявление слабых сторон и оши­бок в аргументации команды-оппонента.

В практике проведения дебатов могут использоваться их различные виды, например:

ü Дебаты Линкольна-Дугласа. Это так называемые «дебаты о цен­ности». Участники концентрируют внимание на ценностях, которые противопоставляются в теме. (Например, «В людях общего больше, чем различного», «В жизни больше хорошего, чем плохого», «Человек в решении любой проблемы исходит, прежде всего, из своих интересов, а не из интересов общества» и др.

ü Политические дебаты. На таких дебатах рассматривается практиче­ская реализация конкретной проблемы. Утверждающая сторона пред­ставляет план достижения цели по решению указанной в теме проблемы.

Отрицающая сторона старается на основе аргументации показать всю бесперспективность предложенной программы.

ü Парламентские дебаты. Эта игра проводится по принципу дебатов в парламенте, где одна команда выступает в роли правительства, а другая — оппозиции.

Этап обсуждения итогов со слушателями. После окончания дебатов все участники включаются в коллективное обсуждение. Они высказываются в пользу той или другой позиции, оценивают аргументы, представленные сторонами.

При подведении итогов дебатов слушатели отвечают на следующие вопросы:

ü Актуален ли тезис дебатов?

ü Почувствовали ли присутствующие, что организаторы дебатов про­вели подготовительную работу? Что свидетельствует об этом?

ü Какова была активность участников дебатов той и другой команды?

ü Чьи выступления понравились и запомнились? Почему?

ü Соблюдался ли регламент дебатов?

ü Какова общая культура участников? В чем она проявлялась?

ü Что можно предложить по совершенствованию проведения дебатов в дальнейшем?

ü Достигнута ли цель дебатов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.