КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диспуты и дебаты как разновидности дискуссионных форм
Диспут — это спор с целью глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах. Воспитательное влияние этого мероприятия на становление личности учащегося обусловливается тем, что каждый из участников диспута может высказать и отстоять свою позицию. Диспуты воспитывают самостоятельность суждений учащихся, расширяют их кругозор, учат глубоко и всесторонне анализировать и оценивать политические и моральные проблемы, мотивы поведения окружающих. Диспуты формируют не только моральные, но и волевые качества учащихся, так как во время их проведения учащиеся не только учатся доказательно отстаивать свои убеждения, но и овладевают умением слушать оппонента. Это воспитывает выдержку, дисциплинированность, чувство такта, терпимость по отношению к мнениям товарищей. Этап подготовки. Для подготовки диспута целесообразно избрать инициативную группу в составе 3-5 учащихся, которые совместно с классным руководителем (куратором) должны продумать основную программу подготовки диспута, а именно: ü формулировку темы диспута; ü широкое оповещение учащихся о предстоящей теме обсуждения; ü оформление помещения; ü помощь учащимся класса (группы) в подготовке к диспуту. Каждый из членов инициативной группы выполняет конкретное поручение. Один заботится о выпуске бюллетеня и об оповещении членов коллектива о предстоящем обсуждении, другой подбирает в библиотеке соответствующую теме диспута литературу и организует ее выставку, третий обеспечивает оформление помещения, остальные организуют проведение и обработку анкет, сочинений, приглашение гостей и т.д. Вся подготовительная работа направлена на создание в коллективе атмосферы живой заинтересованности в обсуждении поставленной проблемы. При подготовке диспута большое значение имеет правильная формулировка темы, в которой обязательно должен быть заключен элемент спора, возможность для столкновения разных точек зрения, т.е. сама формулировка темы должна будить мысль учащихся, звучать остро и проблематично. Интерес учащихся, например, вызывают такие темы: «Человек долга — счастлив ли он?», «Нужно ли учиться властвовать собой?», «Знание и нравственность. Связаны ли эти понятия?», «Знания — долг или радость?», «Твоя активная жизненная позиция — в чем она проявляется?», «Красивая жизнь — какая она?», «Надо ли торопиться жить?», «Как стать интересным человеком?», «Гражданская зрелость. В чем она проявляется?», «Тебе 17. Много это или мало?», «Что значит найти себя?», «Что значит найти место в жизни?», «Нужен ли в жизни план или достаточно мечты?», «Совместимы ли следование моральному долгу и личное счастье?», «Душа обязана трудиться. Что это означает для каждого из нас?» и др. Нельзя навязывать учащимся тему диспута, однако примерный перечень тем можно им рекомендовать. При выборе темы важно учитывать возраст участников диспута. Юноши и девушки могут обсуждать достаточно глубокие и серьезные проблемы, наподобие предложенных выше. А темы диспутов для учащихся-подростков должны быть более конкретными и доступными для их понимания: «Интересно ли ты живешь?», «Кто для тебя является авторитетом и почему?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Всякое ли дело может быть интересным?», «Знаешь ли ты себя?». В коллективах, где раньше диспуты не проводились, целесообразно заинтересовать учащихся этой формой работы, познакомить их с технологией организации и проведения диспута, а затем предложить учащимся ответить в письменной форме на такие, например, вопросы: «Какие проблемы тебя особенно волнуют?», «О чем бы ты хотел поспорить с товарищами, поговорить откровенно в своем коллективе?», «Какие книги или журнальные статьи хотел бы обсудить?» и др. Анализ ответов даст возможность определить интересы учащихся и, соответственно, тематику диспутов. В некоторых случаях тема диспута может быть подсказана сложившейся в классе (группе) ситуацией: отсутствие дружбы в коллективе, факты нарушения дисциплины, нерадивое отношение к учебе и выполнению общественных поручений, нездоровые увлечения учащихся, их музыкальные вкусы и т.п. Предметом диспута могут быть также литературные произведения, в которых затрагиваются актуальные нравственные проблемы, волнующие молодежь; кинофильмы и спектакли, решающие острые вопросы современности. После определения темы диспута нужно помочь учащимся сформулировать вопросы. Не надо стремиться к большому количеству вопросов. Лучше всего сосредоточить внимание на 3-4. Вопросы к диспуту не должны предполагать однозначных ответов. Так, к теме диспута «Твоя активная жизненная позиция. В чем она проявляется?» можно предложить для обсуждения примерно такие вопросы: 1. Единство слова и дела. Является ли это повседневной нормой нашего поведения? 2. Умеете ли вы постоять за свои убеждения? 2. Как отличить достоинство от амбиции, сдержанности, высокомерия? 3. Что для Вас важнее: Ваше мнение о себе или мнение о Вас коллектива? 4. Победить с достоинством... Отступить с достоинством... Нужно ли это уметь? Должна ли быть мера в заботе о личном достоинстве? 5. Можно ли судить о достоинстве человека по его способностям, достижениям в учебе, работе, спорте, по внешней культуре? 6. Помогает ли умному, принципиальному человеку чувство собственного достоинства формировать свои духовные, волевые и другие качества? Вопросы диспута должны помочь учащимся разобраться в проблеме, оценить свое поведение и поведение своих товарищей, наметить пути самовоспитания и организации более содержательной жизни коллектива. После того, как сделано объявление о диспуте, важно поддерживать интерес к предстоящему разговору, организовать процесс обдумывания предложенных вопросов, вовлечь в этот процесс весь коллектив учащихся. Этому способствует вывешивание рядом с объявлением (желательно ярко и умело оформленным) специально подобранных газетных вырезок на тему диспута, в которых приводятся примеры, высказываются различные точки зрения по проблеме диспута, приводится список рекомендованной литературы, чтение которой должно стимулировать интерес к теме. Иногда целесообразно провести сочинение на тему диспута, а затем отдельные выдержки из сочинений (без указания автора) поместить в специальном бюллетене — «Размышления на тему диспута» или в соответствующем разделе классной стенгазеты. При подготовке к диспуту можно также организовать анкетирование по вопросам, близким к теме предстоящего разговора, но, как правило, более частным и не требующим пространных ответов. Например, при подготовке к диспуту «Красивый человек. Какой он?» может быть предложена учащимся следующая анкета: 1. Кто Ваш идеал (в жизни, литературе, кино)? 2. Обязательно ли стремление к красоте связано с большими материальными затратами? 3. Можно ли считать культурным человека, не знающего полотен И.Е. Репина, В.И. Сурикова, музыки Л. Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова, произведений И.С. Тургенева, Я. Коласа, В. Быкова и т.д. 4. Всегда ли украшения (или любое следование моде) делают девушку красивее? и др. Диспут, как и любая дискуссионная форма, предполагает формулировку правил общения в ходе встречи. А также предварительное ознакомление с этими правилами участников диспута. Для этого может быть подготовлен плакат со следующими правилами: · я критикую идеи, а не людей; · я выслушиваю мнение каждого, даже если я с ним не согласен; · я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, и только затем делаю выводы; · я стремлюсь осмыслить и понять противоположный взгляд на проблему моего собеседника; · я смогу изменить свою точку зрения под воздействием реальных фактов и убедительных аргументов и т.д. Помещение, где будет проходить диспут, готовится заранее: оформляется стенд с литературой, вывешиваются относящиеся к теме диспута карикатуры со стихами и подписями к ним, плакаты, высказывания замечательных людей, правила диспута и т.п. Проведение диспута. Диспут может начинаться по-разному: со вступительного слова ведущего, с сообщения анкетных материалов, с выступлений самих учащихся, с анализа литературных и жизненных фактов. Эффективность диспута в значительной степени определяется умением ведущего во вступительном слове ясно и четко «подать» тему диспута, остро, убедительно и дискуссионно поставить вопросы перед аудиторией, сразу же заинтересовать ее, заставить думать, спорить, обсуждать. Недопустимо бесстрастное вступительное слово ведущего: «Вопросы по теме диспута вы знаете. Кто будет выступать?». Такое начало не вызывает желания спорить. Структура вступительного слова определяется содержанием и воспитательными задачами диспута, эрудицией и опытом ведущего, зависит от того, насколько учащиеся владеют искусством спора. Вступительное слово можно начать с напоминания факта из жизни своего коллектива или с эпизода из хорошо известного художественного произведения. Можно начать диспут с хорошо известного всем изречения и заострить с его помощью внимание собравшихся на узловых вопросах диспута. Оправдало себя и такое начало диспута, когда ведущий сообщает, что проведенные анкеты или интервью по теме диспута выявили самые разнообразные, порой прямо противоположные взгляды учащихся, с которыми он знакомит аудиторию. Значительна роль ведущего в диспуте. Сам по себе спор не разгорится. Его нельзя пускать на самотек, как и нельзя сковывать схемой. Мастерство ведущего в диспуте проявляется не только в широкой эрудиции, но и в умении «подогреть» или «охладить» участников спора. Ведущий должен уметь выявить разнообразные мнения по теме диспута, логически развить и аргументировать любое мнение, даже ошибочное, предусмотреть самые неожиданные вариации выступлений. Важно, чтобы в итоге спора учащиеся осознанно пришли к единому правильному мнению по тому или иному вопросу. Ведущий должен ориентироваться на следующие требования: · предоставление слова всем желающим, находящимся в зале; · контроль за соблюдением регламента всеми выступающими; · ориентация на обучение учащихся логично и доказательно отстаивать свою точку зрения с соблюдением культуры общения; · регулировка очередности выступлений участников; · поддерживание эмоционального фона в течение всего диспута. Роль ведущего в ходе диспута не должна сводиться только к тому, чтобы предоставлять слово выступающим. Он может комментировать очередное выступление, подчеркивая его основную мысль, сталкивать новую точку зрения с высказанной ранее, обращаться к присутствующим с предложением выразить свое отношение к определенному высказыванию, жестом или мимикой реагировать на спорные утверждения или, напротив, выражать солидарность с утверждениями, соответствующими его взглядам. Все это ведущий делает с соблюдением определенной меры и такта, поддерживая и стимулируя начатый разговор, направляя его в нужное русло. Не следует запрещать на диспуте реплики, полемические выпады, вопросы с места. Это помогает оживить диспут, повышает эмоциональный накал, интерес аудитории. Ведущий должен умело реагировать на эти реплики и вопросы, переадресовывая их выступающему или приглашая желающих подробнее развить высказанную мысль. Не следует опасаться высказывания ошибочных мнений по тому или иному вопросу. Комментируя такое выступление, ведущий должен привлечь внимание аудитории к нему, возбудить у присутствующих желание противопоставить высказанной ошибочной точке зрения правильную. Во время диспута должна быть создана атмосфера взаимной доброжелательности. Ведущим может быть педагог или эрудированный, активный, авторитетный учащийся. Опыт показал, что двое ведущих лучше справляются с задачей. Очень важно, чтобы ведущий знал интересы аудитории, ее отношение к теме диспута, уровень знаний по обсуждаемой проблеме. Если возникает пауза, то ведущему не следует проявлять нервозность, упрекать учащихся. Лучше задать дополнительный, ранее заготовленный вопрос или заполнить паузу небольшим рассказом, относящимся к обсуждаемой теме, зачитать ответы на анкеты, цитаты из сочинений по теме диспута. В целях поддержания активности можно иногда допустить обсуждение вопросов не в той последовательности, в какой они записаны в объявлении. Как бы глубоко не обсуждались вопросы, необходимо заключи-тельное слово ведущего. Причем заключительное слово не всегда кладет конец дискутированию. Иногда в спорах возникают новые, волнующие проблемы, которые могут стать предметом очередного диспута. Заключительное слово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение отвечало следующим требованиям: ü было кратким, ярким и убедительным; ü опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута; ü содержало обобщенные ответы на вопросы, обсуждаемые в ходе диспута; ü показывало истинность определенной нравственной позиции; ü вызывало у учащихся интерес к знаниям, культуре, желание совершенствовать свой нравственный облик. Заканчивая диспут, ведущий благодарит учащихся и гостей, принявших активное участие в дискутировании, всех присутствующих и приглашает их на новую встречу. Дебаты — игровая форма упорядоченного коллективного обсуждения какой-либо проблемы в альтернативном варианте, при котором присутствующие группируются вокруг двух противоположных точек зрения — «за» или «против». Дебаты позволяют решить несколько воспитательных задач: ü формирование коммуникативной и информационной культуры; ü воспитание толерантности, уважения, терпимости к иным точкам зрения; ü развитие критического мышления, умений аргументированно, лаконично высказывать свое мнение и отстаивать его; ü развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных ситуациях. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившееся положение вещей. Несмотря на различия в процедуре проведения разных видов дебатов, можно выделить ряд общих рекомендаций к их подготовке и проведению, которые касаются каждого из этапов. Этап подготовки. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы изначально сформулировать тему дебатов и помочь учащимся разобраться в ней. Тема дебатов может быть сформулирована в виде утверждения (например, «Перевод времени на зимнее/летнее время имеет большое социально-экономическое значение», «Правительство должно запретить рекламу табака и пива», «Экологические проблемы касаются каждого человека», «Генная инженерия неэтична»), в виде проблемного вопроса («Конституционно ли применение высшей меры наказания?», «Можно ли предотвратить антропологическую катастрофу?»), в виде дилеммы («Смертная казнь: за и против»). Наиболее эффективно дебаты проходят тогда, когда тема для обсуждения выбирается педагогом вместе с воспитанниками и затрагивает значимые проблемы, представляющие интерес для участников. Тема формулируется таким образом, чтобы команда «за» и команда «против» могли одинаково эффективно подготовить свои аргументы в защиту своей позиции. Распределение ролей. Необходимо распределить учащихся на две группы: первая группа — те, кто будет принимать участие в дебатах в роли активных участников; вторая группа — зрители. Участники дебатов делятся в свою очередь на две равные команды, защищающие разные точки зрения: «за» и «против». Кроме этого, необходимо определить ведущего дебатов и его помощника, который будет следить за соблюдением регламента. Их выбор из числа воспитанников может осуществляться на основе желания самих воспитанников, а также по рекомендации педагога, путем жеребьевки (аналогично может быть решен вопрос деления участников на две команды). Если дебаты проводятся впервые, то распределять роли должен педагог, так как от этого будет зависеть то, насколько эта форма будет интересна и востребована воспитанниками в дальнейшем. Для привлечения к организации дебатов всех учащихся можно выделить также группу оформителей. Для оценки хода и результатов поединка может быть создана судейская команда, в состав которой включаются учащиеся, педагоги и другие взрослые. В зависимости от степени подготовки учащихся роль ведущего дебатов может исполнять как один из воспитанников, так и сам педагог. Подготовка участников дебатов. В этом случае педагогу необходимо определить участникам время, достаточное для изучения проблемы и подготовки «конструктивных аргументов» (аргументов, основанных на трех-пяти положениях); помочь учащимся понять масштаб проблемы; рекомендовать источники ее изучения. В содержательном плане важно помочь учащимся составить агитационную речь в защиту своей позиции, спрогнозировать возможные вопросы и контраргументы оппонентов. В организационном плане следует посоветовать, как распределить роли в команде (кто будет выступать с изложением точки зрения команды, кто будет задавать вопросы, кто будет отвечать на коллективно обдуманные вопросы, кто выступит с заключительной, итоговой речью). В зависимости от опыта участия в дебатах воспитанников может изменяться и роль педагога: от непосредственного помощника до консультанта. Организация помещения. В центральной части помещения располагаются трибуна для выступающих и ведущего дебатов, слева и справа от них — две команды участников. Напротив расставляются стулья для зрителей. Оформление дебатов зависит от помещения и темы. Подбор реквизита. В качестве реквизита может использоваться кафедра для выступающих, песочные часы, гонг, жетоны для голосования (равное количество белого и черного цвета в расчете по 2 жетона разного цвета на каждого зрителя), урна для голосования и шахматная доска с шахматами. Жетоны для голосования раздаются зрителям перед проведением дебатов. Подсчет голосов проведет судейская команда. Этап проведения дебатов. Дебаты начинаются с вступительного слова ведущего, который сообщает тему, регламент и правила проведения дебатов. Основные правила ведения дебатов: · Все выступления каждой команды объединяются в 5 блоков: 1-й блок — изложение аргументов в защиту своей точки зрения; 2-ой блок- контраргументы сказанному оппонентами; 3-й блок — вопросы к сказанному оппонентами; 4 - й блок — ответы на вопросы оппонентов; 5-й блок — агитационная речь в защиту своей точки зрения. · Время выступлений команды жестко регламентировано двумя минутами. По истечении этого времени сказанное не учитывается. · Участники проявляют корректность в отношении друг друга, исключают из своих выступлений все высказывания, касающиеся личности оппонента. · Каждая команда после своего выступления должна делать ход на шахматной доске. С этой целью ведущий в начале дебатов проводит жеребьевку, чтобы определить, шахматами какого цвета будет играть каждая из команд. · Ведущий в начале дебатов объявляет о способе подведения итогов и выявления победителя. При подведении итогов возможны два варианта: 1. Оценивает ход и подводит итогисудейская команда на основе выработанных критериев. По окончании дебатов судьи заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решение о победе той или иной команды. Основной принцип судейства — беспристрастность. Критерии выбора команды-победителя: аргументация, убедительность способов; полнота и истинность приведенных фактов; логичность, лаконичность доказа-тельства. 2. Итоги дебатов определяются путем тайного голосования жетонами присутствующими зрителями. Зрители, получившие до начала игры два жетона (белый и черный), на основе лично принятого решения в пользу той или другой команды опускают в урну для голосования соответствующий жетон. Представитель судейской команды после подсчета жетонов объявляет победителя. Как правило, вариант подведения итогов определяется заблаговременно, на этапе подготовки дебатов. Рассмотрим специфику проведения дебатов. ü Утверждающая команда. В дебатах утверждающая команда пытается убедить судей и присутствующих в верности своей позиции, апеллируя к фактам. ü Отрицающая команда доказывает, что позиция утверждающей стороны неверна и приводит в подтверждение свои контраргументы. ü Аргументы. Аргументация направлена на то, чтобы убедить присутствующих игроков, что их позиция по поводу проблемы более сильная и достоверная. ü Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами игроки представляют судьям цитаты, факты, статистические данные, подтвер-ждающие их позицию. Доказательства заранее добываются учащимися самостоятельно путем анализа различных источников, исследования, экспертизы и т.д. ü Перекрестные вопросы. Дебаты предоставляют возможность каждой команде отвечать на вопросы оппонентов. Вопросы могут быть направлены как на уточнение позиции, так и на выявление слабых сторон и ошибок в аргументации команды-оппонента. В практике проведения дебатов могут использоваться их различные виды, например: ü Дебаты Линкольна-Дугласа. Это так называемые «дебаты о ценности». Участники концентрируют внимание на ценностях, которые противопоставляются в теме. (Например, «В людях общего больше, чем различного», «В жизни больше хорошего, чем плохого», «Человек в решении любой проблемы исходит, прежде всего, из своих интересов, а не из интересов общества» и др. ü Политические дебаты. На таких дебатах рассматривается практическая реализация конкретной проблемы. Утверждающая сторона представляет план достижения цели по решению указанной в теме проблемы. Отрицающая сторона старается на основе аргументации показать всю бесперспективность предложенной программы. ü Парламентские дебаты. Эта игра проводится по принципу дебатов в парламенте, где одна команда выступает в роли правительства, а другая — оппозиции. Этап обсуждения итогов со слушателями. После окончания дебатов все участники включаются в коллективное обсуждение. Они высказываются в пользу той или другой позиции, оценивают аргументы, представленные сторонами. При подведении итогов дебатов слушатели отвечают на следующие вопросы: ü Актуален ли тезис дебатов? ü Почувствовали ли присутствующие, что организаторы дебатов провели подготовительную работу? Что свидетельствует об этом? ü Какова была активность участников дебатов той и другой команды? ü Чьи выступления понравились и запомнились? Почему? ü Соблюдался ли регламент дебатов? ü Какова общая культура участников? В чем она проявлялась? ü Что можно предложить по совершенствованию проведения дебатов в дальнейшем? ü Достигнута ли цель дебатов?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |