Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вечера в структуре культурно-рекреационной деятельности

Тема 13. Специфика организации культурно-рекреационной деятельности

1. Вечера в структуре культурно-рекреационной деятельности.

2. Балы и дискотеки: технология подготовки и проведения.

3. Гостиная как культурно-рекреационная программа.

4. Фестивали, концерты и конкурсные программы: особенности содержания и проведения.

Рекомендуемая литература

 

1. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.

2. Когда закончились уроки / авт.-сост.: В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич, Е.П. Семенова. — Минск: Красико-Принт, 2009.

3. Когда заканчиваются уроки: конкурсы, викторины, праздничные вечера / авт.-сост. Г.В. Погорелова и др. — Волгоград: Учитель, 2008. — 175 с.

4. Литературно-музыкальный серпантин: сборник сценариев. — Минск: Красико-Принт, 2011.

5. Школьные конкурсы / авт.-сост.: А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик, Е.В. Гурская. — Минск: Красико-Принт, 2010.

 

Культурно-рекреационная деятельность имеет своей целью содержательную организацию досуга личности; развитие ее интересов и склонностей в рамках свободного времени, реализацию творческого потенциала. В данном случае досуг мы можем рассматривать и как отдых, и как развлечение, и как потребление культурных ценностей. В то же время сопутствующая задача досуга – восстановление физического и психологического потенциала личности. Этим целям и задачам служат определенные формы социокультурной деятельности, к которым относятся балы и вечера, дискотеки, конкурсно-развлекательные программы, гостиные, фестивали, концерты и др. Рассмотрим далее технологическую основу подготовки названных форм работы.

Одни из самых популярных и любимых мероприятий молоде­жи — вечера. Вечер имеет сам по себе многосторонний характер. В ненавязчивой, увлекательной, эмоционально-выразительной форме он позволяет знакомить молодежь с национальными традициями, с историей Отечества, достопримечательностями различных стран, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, воспитывать чувство прекрасного, чувство долга и т.д. Вечера расширяют кругозор учащихся, создают условия для формирования их нравственно-эстетических качеств.

Как правило, вечер посвящается определенной теме. Однако в рамках некоторых вечеров тема не просто присутствует, а раскрывается в определенной, логической и композиционной последовательности. Такие вечера принято называть тематическими. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер или массовое представление.

Тематика вечеров разнообразна. Одни из них могут быть приурочены к памятным датам календаря (например, ко дню Победы: «Памяти павших будем достойны», «Звучи, памяти набат», «Этот праздник со слезами на глазах»); другие — посвящены интересным фактам истории страны, различным проблемам социально-культурной жизни, литературе, искусству, природе («Песни года», «Свет их таланта», «Достопри-мечательности родной земли», «Отчизны голос — голос лучшей музы», «Боль матери-Земли», «Спасибо тебе, учитель») и т.д.

Тематический вечер — по форме многожанровое явление, дающее простор творчеству, инициативе, выдумке. К наиболее распространенным жанрам тематического вечера относятся: вечер-рассказ, вечер-репортаж, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал.

Вечеру-рассказу свойственна спокойная повествовательная форма. Выступления ведущих и приглашенных лиц, скомпонованные с литературно-художественным материалом, последовательно освещают какое-либо важное событие, информируют об исторических фактах и новых явлениях социальной и культурной жизни.

К вечерам-рассказам примыкают вечера-репортажи, объединяющие короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных знаменательных событий. Вечера-репортажи отличаются особой оперативностью в освещении актуальных вопросов жизни и быта людей. В них активная роль принадлежит ведущему. Такие вечера могут вести учащиеся, занимающиеся в кружках журналистики.

Вечера-портреты позволяют подробно рассказать о конкретном человеке, показать достоинства и раскрыть его характер всеми имеющимися средствами. Кроме того, на вечере-портрете можно рассказать о целом коллективе. Сценарий вечера-портрета – это яркий образец документальной драматургии. К каждому такому вечеру собирается большой фактический материал, на основе которого и составляется сценарий. В нем могут быть использованы коллективный рассказ и интервью, кинофрагмент, фоторепортаж и демонстрация фотографий, чтение документов, стихов, исполнены песни и инсценировки.

Вечер-митинг имеет свои специфические отличия. Все выступления на таком вечере носят митинговый характер. Каждое выступление – это короткое, страстное обращение к зрителям, призыв к действию. Посвящаются такие вечера событиям особой значимости, например «Вечер памяти жертвам Чернобыля».

Большое распространение за последние годы получили вечера-ритуалы, т. е. вечера, отмечающие то или иное важное событие в жизни человека или целого коллектива. Наряду с элементами митинга вечер-ритуал содержит в себе элементы торжественного акта. Причем этому, жанру свойственны традиционно повторяющиеся, общеустановленные составные элементы и церемониальные действия, которые могут носить и юмористический характер (вечер «Посвящение в старшеклассники»).

Несмотря на огромное разнообразие форм проводимых вечеров, методика их подготовки и проведения практически мало чем отличается.

На этапе подготовки вечера создается творческая группа, в состав ко­торой включаются наиболее инициативные, активные учащиеся. Задача творческой группы — разработать программу предстоящего вечера. В ней должно быть предусмотрено:

ü информирование учащихся о вечере (подготовка текста объявле­ния, изготовление пригласительных билетов, организация специальных радиопередач, размещение информации в стенгазете и др.);

ü разработка сценария, литературно-музыкальной композиции вечера;

ü оформление помещения, где будет проходить вечер;

ü организация репетиций.

Успех вечера во многом обеспечивается содержательностью, яркостью и убедительностью представленной на нем информации, организационной чет­костью его проведения. Поэтому главная задача педагога — помочь учащимся собрать интересный материал и на его основе разработать сценарий. Важно учитывать следующие моменты, обеспечивающие реализацию шоу-технологии, на основе которой строится вечер: яркое, эмоционально вырази­тельное начало вечера, умелое и целесообразное сочетание текста ведущих с инс­ценировками, фрагментами художественных произведений, чтением стихов, выступлением гостей, просмотром кинофрагментов, слайдов, показом иллю­страций, демонстрацией документальных материалов, проведением всевоз­можных конкурсов, викторин, музыкальным сопровождением. При этом необходимо подумать о том, чтобы не перегрузить вечер обилием материала, приемов и средств его реализации, а также не обеднить его эмоциональную выразитель­ность.

В программе вечера всегда присутствуют две важнейшие линии— информационно-логическая и эмоционально-образная. В самом деле, трудно представить себе массовое мероприятие, которое не несло бы никакой новой информации человеку или было построено без учета его стремления отдохнуть на вечере, испытать здесь радость. Однако, обязательно присутствуя на любом вечере отдыха, эти две линии могут быть не слиты органически в единое целое, а прослеживаться в отдельных его частях. Скажем, в торжественной или деловой части может быть сосредоточена, вся новая информация, а в художественной и массовой человек получит возможность отдохнуть, встретиться с героями любимых произведений искусства. В самом общем виде в вечерах можно различить следующие три вида деятельности — информационную, коммуникативную (массовую), художественную. Преобладание той или иной деятельности формирует тип вечера. Если центральное место в нем занимает информационная часть, то мы можем отнести такой вечер к разряду вечеров науки и техники, исторических вечеров и т.д. Если преобладает художественная часть, то это может быть вечер-концерт, литературный, музыкальный или киновечер. Если же в рамках вечера отдано предпочтение массовой части, то он относится к вечерам отдыха, аттракционов, танцев.

Популярной формой культурно-рекреационной деятельности выступает вечер отдыха — многопрограммная форма отдыха и раз­влечений, состоящая из познавательных и развлекательных компонентов. Отличается определённой структурой, разно­образием содержания, средствами эмоционального воздействия, способами активизации аудитории и специальным художе­ственным оформлением.

Сценарий вечера отдыха, как правило, вклю­чает несколько компонентов: познавательный, коммуникатив­ный, зрелищный, игровой, танцевальный. Такая структура позволяет полнее учитывать принцип дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, где каждый включается в различные виды деятельности, имеет возмож­ность самовыражения.

Познавательный компонент включает в себя выступле­ния заслуженных людей, дискуссии по актуальным вопросам современности, культуры, эстетики быта, этикета. Проводят­ся консультации специалистов (парикмахеров, модельеров, психологов и др.).

Коммуникативный компонент заключается в создании особой атмосферы демократичности и лёгкости в отношениях. Собравшиеся обсуждают те или иные события, делятся ново­стями, вспоминают прошлое.

Зрелищный компонент включает в себя небольшие кон­цертные номера, капустники, презентации, эксцентричные пародии, пантомиму, показы-демонстрации моделей одежды, причёсок и т. д.

Игровой компонент предполагает использование самых разнообразных игр. Наибо­лее распространённые «игры с эстрады»: игры с плакатами, игровые конкурсы, аттракционы с участием нескольких человек, поднявшихся из зала на сцену, и т. д. Типичный пример игры с плакатами — мегаграммы и анаграммы. Суть мегаграмм сводится к тому, чтобы, заменив в слове одну букву другой, получить новое слово. Решение анаграмм предполагает комбинации расположения букв в слове.

К наиболее освоенным видам массового затейничества в условиях вечера от­носятся игровые конкурсы. Специфическую разновидность игр пред­ставляют игры музыкальные, суть которых в большинстве случаев сводится к тому, чтобы по отрывку определить произ­ведение и его авторов, иногда задание усложняется.

Многие игры органично сочетаются с танцами: игры, связан­ные с приглашением партнёра на танец, построенные как танец с препятствиями (лавирование между расставленными предмета­ми, проход под постепенно снижающейся рейкой и т. п.) и др.

Особую группу игр и аттракционов составляют развлекатель­ные занятия, не требующие участия ведущего. Часто на вечере организуют специальную комнату или уголок, функционирую­щие под девизом «Играйте сами!». Здесь можно найти ребусы, занимательные задачи, кроссворды, простейшие металлические, деревянные, шнуровые и прочие головоломки. На стенах раз­вешиваются игровые плакаты, весёлые изречения, шуточные правила поведения. Желающие принимают участие в конкурсе на лучшее стихотворение по заданным рифмам, на лучшую под­пись к рисунку, фотографии и т. п. В конце вечера жюри рассмат­ривает итоги конкурса и объявляет победителей. Популярность любительского пения и караоке также позволяет включить их в любое развлечение при любом составе при­глашённых на вечер.

Танцевальный компонент. Как правило, составной частью вечера является танцевальная программа. В бытовой хореографии используются танцы всех видов: народные, классические, танцы общепринятого современ­ного международного репертуара. Среди них выделяют парные, массовые, исполняемые группой без разделения на пары. Танцы обеспечивают возможность самого широкого общения отдыхаю­щих. Особенно удобны в этом отношении танцы хороводного ти­па и танцы, предполагающие периодическую смену партнёров.

Интерес к предлагаемым танцам в большой степени за­висит от их разнообразия и продуманного чередования. Не рекомендуется давать подряд несколько танцев с одинаковым музыкальным размером, быстрые танцы должны перемежать­ся медленными, сложные — простыми.

В организации танцев велика роль распорядителя вечера. Выступая в первой паре, он демонстрирует правильную и красивую манеру исполнения, демонстрирует способы пригла­шения на танец, проводит показы и разучивание, организует конкурсы на лучшее исполнение и т. д.

Всё шире сегодня применяются на вечере показательные выступле­ния танцевальных ансамблей, участников хореографических студий и кружков, часто специально подготовленные пары танцуют наравне со всеми.

Сценарий многопрограммного вечера соединяет все культурно-рекреационные компоненты через развитый сюжетно-игровой ход — стержень, связывающий все компоненты вечера и позво­ляющий удержать интерес посетителей до конца программы.

Вечера дают высокий воспитательный эффект в том случае, если они проводятся не от случая к случаю, а регулярно и по определенному плану. Эта форма внеучебной работы положительно сказывается на расширении кругозора учащихся, создает условия для формирования их нравственно-эстетических качеств.

Одной из популярных форм организации отдыха молодежи являются вечера отдыха — «Огоньки». Чаще всего они посвящаются знакомству воспитанников друг с другом или какому-либо празднику, который отмечается классным коллективом (учебной группой). Структура «Огонька» предполагает поздравительную и конкурсную (концертную) части, а также чаепитие (возможно со сладостями и десертом).

В одну из первых суббот в начале учебного года учащиеся могут провес­ти «Огонек» дружбы, цель которого помочь лучше узнать друг друга, под­ружиться. Готовясь к «Огоньку», коллектив делится на творческие группы (команды) по 6-7 человек. Каждая группа придумывает свое название, де­виз, эмблему, приветствие и защищает их на «Огоньке». Творческие груп­пы заранее получают задания по подготовке к «Огоньку», при выполне­нии которых они должны проявить как можно больше выдумки, фантазии: группа оформителей продумывает оформление помещения, где будет про­водиться «Огонек»; группа «кулинаров» готовит стол для коллективного чаепития; группа «затейников» готовится к проведению конкурсов, игр, ат­тракционов и т.д. Заранее подбираются лучшие номера самодеятельности, готовится музыкальное оформление, необходимая техника.

Если «Огонек» проходит в начале учебного года, то можно включить в его программу рассказы воспитанников об их летних впечатлениях, об интересных поездках, путешествиях, подготовить к «Огоньку» фотога­зету и творческий отчет, посвященный летнему отдыху и труду, показать снятый во время похода любительский кинофильм.

В программу «Огонька» могут быть включены: конкурс «ромашка», на лепестках которой написаны творческие задания, требующие фантазии и выдумки (например, с помощью пантомимы показать духовой оркестр, зоопарк, живую скульптуру, цирковое представление, инсценировать песню и т.д.); кольцовка песен (про Беларусь, туристические песни и т.д.); лучшие номера художественной самодеятельности; тематические викторины и пр.

«Огонек» может быть посвящен поздравлениям именинников — членам коллектива. Каждая творческая группа готовит свои подарки именинникам и инсценированное представление. Оно может быть представлено, напри­мер, от имени любимых литературных героев (по выбору группы) и испол­нено в разных жанрах (опера, балет, пантомима, рисованное кино и проч.).

Если «Огонек» проводится к Международному женскому дню 8 Марта, юноши готовят поздравительный концерт или литературную компози­цию для своих педагогов и девушек. В этот день уместно провести кон­курс «А ну-ка, девушки!».

На «Огоньке» могут обсуждаться вопросы культуры поведения, новые кинофильмы и спектакли после коллективного их просмотра и др.

«Огоньки» как форма воспитательной работы с молодежью могут стать эффективным средством воспитательного воздействия на учащихся, если они приобрели характер традиционного мероприятия, и воспитанникам ясна их цель и назначение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нетрадиционные формы проведения дискуссии | Балы и дискотеки: технология подготовки и проведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.