Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Балы и дискотеки: технология подготовки и проведения

На современном этапе традиция проведения балов практически полностью ушла в прошлое, хотя в последнее время появились попытки ее возродить. В настоящее время бал понимается довольно широко. Однако, обра­щаясь к этой форме культуры, важно проследить ее исторические истоки, исконный смысл.

В дворянском сословии XVIII — начала XIX века балы были важнейшей формой общения во внеслужебное время. Организация и построение бала всегда были задачами исключительной важности — они учили фор­мам общения между кавалерами и дамами, определяли нормы поведения, принятые в дворянском обществе. Бал представлял собой целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в зал до разъезда) соответствовали опреде­ленные эмоции и стили поведения.

Какой бы ни был бал, придворный, общественный или частный, пра­вила его проведения были незыблемы: основным элементом бала были танцы, но нельзя было танцевать под фортепиано — только под оркестр (бал обязательно предусматривал большой зал для танцев). Каждый танец имел свой характер и темп, зада­вал определенный стиль не только движениям, но и разговорам, состав­лявшим не менее важную его часть. Бальный разговор был далек от интел­лектуальной игры, но при этом имел свою прелесть — оживленность, сво­боду и непринужденность общения между мужчинами и женщинами.

Бал традиционно открывался торжественным польским танцем — полонезом, танцем благородства и чести. Второй по значимости бальный танец — вальс. Завершался бал котильоном. Котильон — это скорее не танец, а игра. Основу котильона чаще всего составляли или вальс, или мазурка, а игры могли быть самыми разнообразными: с литературными героями, когда пары подбирались по заранее розданным карточкам (Татьяна — Онегин, Ленский — Ольга и т.д.), или разбивались слова на две части («Ялик» — «я» и «лик» и т.д.), различные забавные игры.

В стенах современной школы, колледжа, вуза невозможно абсолютно точ­но воспроизвести бал XVIII — середины XIX века, да это и не требуется. В программе современного молодежного бала могут воспроиз-водить­ся отдельные элементы указанной структуры традиционного бала, но в то же время есть и кардинальное отличие — он начинается с развер-нутой концертной части, которая на балах прошлого века отсутствовала.

Рассмотрим как описывает школьный бал А. Олексенко в своей статье «Бал умер? Бал жив!»:

«Совет бала» обошел все старшие классы с информацией о том, что на бал каждый класс должен подготовить бальный танец, приготовить пары для участия в конкурсе «самых изысканных барышни и кавалера».

Классы шумели, совещались, принимали решения. Наконец, выбраны танцы. Начались репетиции. Репетировали везде: в классах, коридоре, актовом и спортивном залах. Учащимся помогали учителя, родители, родственники, добрые друзья школы.

Итак, этот день настал. Зал празднично украшен. Гости в сборе. Красивые туалеты изменили внешность даже самых неуверенных в себе. Все оживлены, взволнованы в ожидании радости.

Программа школьного бала включала:

ü представление гостей распорядителями бала;

ü концертную часть: «Полонез», «Романтический вальс», «Гавот», пес­ню «Что происходит на свете...» (Музыка С. Никитина, слова Ю. Леви-танского) в исполнении вокального ансамбля, «Вальс» (Показательный танец), Итальянская народная песня «Санта Лючия», «Мазурка», «Медленный вальс», «Падеграс»;

ü показательные выступления гостей из студии бальных танцев;

ü обучение бальным танцам;

ü общие танцы;

ü заключительная концертная часть: «Полечка», Романс (слова И. Анненского, музыка А. Суханова) «Моя звезда», «Менуэт», «Вальс», «Восточный танец», Песня «Кавалергарды» (слова Б. Окуджавы, музыка И. Шварца) в исполнении вокального ансамбля.

Таким образом, современный бал — это своеобразный танцевальный вечер, включающий как концертную часть, так и обучающие танцевальные фрагменты.

Дискотека (от греч. diskos диск и theke вместилище, хра­нилище) — 1) собрание граммофонных пластинок (дисков); 2) по­пулярная форма культурного отдыха и развлечений, а также спе­циально оборудованное помещение для проведения танцевально-развлекательных вечеров; 3) музыкальный молодёжный клуб.

Первые дискотеки возникли в 1950-х гг. во Франции, в 1960-х гг. — в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодёжи. В середине 1970-х гг. появился музыкальный стиль диско, главная особенность которого состоит, прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность диско — его танцевальность, поэтому и в настоящее время самой массовой разновидностью дискотеки является танцевальная.

Дискотека — многовариантная форма, которая носит синтетический характер и требует специальной художественно организованной среды. Основное отличие дискотеки от обычных танцев в том, что она при­звана на новом техническом уровне синтезировать различные виды ис­кусства: музыку, эстраду (живое слово, конферанс), цветомузыку, иногда кино, пантомиму или театр.

Дискотека выполняет несколько функций: информационную, раз­влекательную, коммуникативную. Это своеобразный музыкаль­ный клуб, который является средоточием многих видов клубной активности. В дискотеке можно увидеть и танцплощадку, и концертный зал, и лекторий, и полиэкранное кино, и экспериментальный театр, и художественную студию, где никогда нельзя провести чёткую грань между работой, обучением и развлечением. Диско-программы можно условно разделить на четыре направления: 1) танцевально-развлекательные; 2) диско-ток-шоу; 3) диско-лектории; 4) диско-театр.

Наиболее массовыми являются танцевально-развлека­тельные дискотеки. Их ближайшим аналогом являются вечера отды­ха. Информационный компонент зависит от темы программы и связан прежде всего с музыкальными произведениями, пред­назначенными для демонстрации: это характеристика произве­дения, биографические данные композитора или исполнителя, презентация альбома или книги. Специфической особенностью танцевально-развлекательной программы являются:

ü динамичность;

ü энергичный темпоритм;

ü синтез различных видов искусства: музыки, эстрады, живого слова, конферанса, цветомузыки;

ü артистизм и профессионализм ди-джея.

Массовые танцы чередуются со зрелищными отделениями, играми, музыкальными антрактами, вокальными номерами. Основ­ная часть диско-вечера — умело организованная танцевальная программа.

Программы диско-ток-шоу носят публицистический характер, посвящены различным событиям социальной и культурной жизни страны. Задача ди-джея в данной программе — вовлечь участников в совместное обсуж­дение актуальных проблем. Основная цель — формировать у молодёжи позитивный взгляд на действительность, развивать социально-политическую активность. В данной информации важен не её объём, а то содержание, которое усваивается ауди­торией. Существует несколько правил отбора информации:

Ø каждый информационный блок должен быть компак­тен и состоять из нескольких предложений (особенно ценны 10—15 секунд после того, как заканчивается музыкальная композиция, за это время ди-джею необходимо успеть сказать главное);

Ø фразы должны легко восприниматься по смыслу, здесь также важны разнообразные приёмы подачи информации;

Ø для коррекции обратной связи проводится опрос в виде анкет;

Ø ведущий ток-шоу должен иметь собственную позицию и уметь формировать общественное мнение.

Диско-лекторий — нетанцевальная часть программы, но в отличие от обычной лекции главная роль в ней принадлежит таким компонентам дискотеки, как музыкальный видеоряд, свет. Текст ведущего выполняет комментирующую функцию. Те­мой диско-лекции может быть рассказ об исполнителе, ансам­бле, музыкальном инструменте, документальное освещение различных событий культурной жизни.

Диско-театр имеет в основе сценарий, построенный с использованием метода театрализации. Эта программа с осо­бенностями эстрадного представления ориентирована на крат­кость, актуальность информации, композиционную простоту, яркость формы, выразительность деталей. Особенность диско-театра состоит в том, что аудитория включается в сюжетно-игровое действие как герой — свободно, раскованно, непринуждённо. Музыка вы­ступает главным средством театрализации.

Вместе с тем следует отметить, что подобная классификация носит условный характер, так как дископрограмма может объединять в себе элементы всех этих видов.

Качество проведения дискотеки во многом зависит от «специалистов»: звукооператоров, осветителей и, главное, ведущих. Кроме того, молодежная дискотека должна быть обеспечена техническими средст­вами и иметь разнообразные музыкальные и информационные фонды: записи для магнитофона, слайды, информацию о музыкальных ансамблях, певцах и т.п. Основу музыкального фонда должны составлять записи класси­ческой, народной музыки, а также эстрадные песни и танцевальные мелодии отечественных и прогрессивных зарубежных композиторов. К составлению и расширению музыкального фонда необходимо привлечь всех учащихся.

Коллектив, создавший дискотеку, выбирает руководителя, определяет и утверждает состав совета дискотеки, в который входят преподаватели и представители органов ученического самоуправления. Из числа выбранных членов совета избираются председатель, его замести­тель, ответственные за работу отдельных творческих групп: информационно-сценарной, творческой, театрально-художественной, оформительской. По­добная структура совета позволяет привлечь большое число учащихся к активному участию в подготовке дискотеки. В результате вокруг дискотеки образуется ряд объединений-клубов по интересам.

Информационно-сценарная группа: собирает сведения о современной популярной музыке, изучает литературу, готовит фактический материал для дискотеки, разрабатывает сценарии. В группу входят сценаристы, музыканты, учителя иностранного языка и учителя русского языка, помогающие сценаристам, учитель музыки, направляющий выбор музыкального материала. Весь материал, подобранный этой группой, и разработанный на его основе сценарий поступает далее к творческой группе.

Творческая группа — это ведущие, т.е. те ребята, которые непосредственно проводят дискотеку. С этой группой учащихся необходимо серьезно работать. Особого внимания требует подготовка ведущего, задача которого состоит в том, чтобы вечер на дискотеке был содержательным и нескучным. Это должен быть не просто юноша или девушка, увлекающиеся музыкой, танцами, различны­ми видами искусства, а человек с хорошим эстетическим вкусом, увлеченный, имеющий большой запас знаний в области литературы, искусства, режиссуры, эстетики, кроме того, активный собеседник, обладающий талантом непосред­ственного общения, находчивый, остроумный, тактичный. Ведущему необходи­ма также хорошая дикция, коммуникабельность, умение вести себя естественно и свободно. Ведущий — это и конферансье, обладающий чувством юмора, и хо­роший чтец, и находчивый импровизатор, и в какой-то мере учитель танцев.

Театрально-художественная группа включает членов самодея-тельности, которых ведущий привлекает к участию в программе в соответствии со сценарием.

Оформительская группа обеспечивает техническую базу дискотеки. Члены группы оформляют помещение, готовят световые эффекты, слайды, кинофраг­менты. Здесь могут выделяться подгруппы художников и фотографов, светотех­ников и звукооператоров. Эту группу консультируют учителя труда и физики.

По содержанию молодежные дискотечные программы условно разделяются на два основных вида: танцевально-развлекательные и тематические.

Основное место в танцевально-развлекательной программ е занимают тан­цы, поэтому она не должна быть перегружена словесной информацией. Но и нельзя ограничиваться лишь объявлением музыкальных композиций. На такой дискотеке могут быть организованы музыкальные викторины, распродажа ли­тературы о музыке, кино и т.д. Возможна демонстрация фрагментов кинофиль­мов, слайдов. Готовясь к дискотеке, учащиеся могут оформить выставки книг, журналов, газет, художественных альбомов музыкальной тематики.

Программа тематической дискотеки состоит из отдельных законченных в тематическом отношении частей (блоков) продол-жительностью 15-20 минут. В блок включаются 8-10 музыкальных композиций, объединенных по самым различным признакам. Блок может идти под постоянной рубрикой, которая пере­ходит из программы в программу, например, «Танцы народов мира», «Музы­кальный музей» (музыкальная ретроспектива), «Музыкальные новинки» и т.д.

Между блоками программы предполагаются паузы. Эти перерывы, а точнее переключение на другой вид деятельности, должны иметь самосто­ятельное эстетическое, познавательное, воспитательное значение, поэтому они заполняются показом слайд-фильмов, выступлениями интересных го­стей, фрагментами кинофильмов или мультфильмов, фонограммами. В па­узы можно включать концертные номера, конкурсы, юморески, интервью, показ мод и др.

Тематическая дискотечная программа более сложная по сравнению с танцевально-развлекательной. Тематическая дискотека может проходить в форме поэтического спектакля, социально-информационной программы, лекции, «музыкальной гостиной» и т.д.

Успех дискотеки во многом зависит от ведущего (его часто называют «ди-джеем»). Диск-джей — не просто массовик-затейник, развлекающий публику, и не конферансье, разыгрывающий интермедии между музыкальными но­мерами. Он — комментатор и организатор всего музыкально-зрелищного действия. Таких организаторов дискотек надо готовить из числа инициативных и эрудированных учащихся.

Возросший уровень запросов современной молодежи требует, естественно, необходимой культуры не только от ведущего дискотеки, но и его помощ­ников, например, свето- и звукооператоров, причем не просто эрудиции, но и хороших манер поведения, внешнего вида, так как им незамедли­тельно начинают подражать остальные участники дискотеки. Руководитель дискотеки совместно с советом, организует подготовку сценариев, дископрограмм и текстов ведущего; проводит общие собрания постоянных участников дискотеки, на которых обсуждаются вопро­сы организации, содержания и перспектив ее работы; содействует созданию в коллективе творческой атмосферы и высокой требовательности, способствует обеспечению общественного порядка в местах проведения дископрограмм.

Таким образом, школьная (молодежная) дискотека — это мероприятие, где не только танцуют, но и учатся танцевать, не только слушают музыку, но и учатся ее слушать, не только смотрят дискоспектакли, но и участвуют в их подготов­ке. Иными словами, это комплекс учебно-творческой деятельности учащихся, имеющей в отличие от обычных занятий более развлекательный характер. Хорошо организованная дискотека дает молодым людям необходимую физическую разрядку, снимает эмоциональное напряже­ние, учит культуре общения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вечера в структуре культурно-рекреационной деятельности | Гостиная как культурно-рекреационная программа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 17763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.