КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гостиная как культурно-рекреационная программа
Гостиная — это форма организованного, дружеского, непринужденного общения участников в соответствии с темой. Предметом свободного обсуждения могут стать вопросы философии, политики, экономики, культуры, искусства, спортивных достижений, важных научных открытий. Тематика гостиной определяет круг приглашенных гостей и сам характер гостиной. Общий интерес к поэзии или музыке, астрологии, психологии, археологии и т.д. вызывает потребность в организации соответствующей поэтической, музыкальной, астрологической, психологической и др. гостиной. Цель гостиной: способствовать укреплению дружеских взаимо-отношений между присутствующими, содействовать творческой самореализагщи каждого участника. Требования к оформлению помещения при проведении гостиной следующие. Исходя из лексического значения слова «гостиная» — комната для приема гостей, следует продумать интерьер убранства помещения, где будет организована гостиная. Так как гостиная не предполагает массовости участников, то целесообразно так расставить столы и стулья, чтобы участники видели друг друга и могли свободно передвигаться по комнате. Комната может быть оформлена ярко, красочно и необычно. Так, уместным элементом оформления поэтической гостиной могут стать свечи на столах. Важно подумать также о костюме «хозяйки», музыкальных заставках, необычности угощения и процедуре чаепития. Общий для любой гостиной алгоритм проведения включает следующие моменты: 1. Радушная встреча гостей «хозяйкой» гостиной под звуки тихой мелодичной музыки и помощь им в определении места в гостиной. 2. Оригинальное, необычное представление «хозяйкой» — ведущей гостиной — гостей, в котором в шутливой, остроумной форме ярче предстает облик каждого гостя. Главное на этом этапе — создать обстановку раскованности, непринужденности, благоприятный психологический климат взаимного интереса, доброжелательности. 3. В качестве визитной карточки каждый гость по очереди, обращаясь к воспоминаниям, рассказывает в соответствии с тематикой гостиной историю, связанную с эпизодами его жизни (с музыкой, поэзией, коллекционированием и т.д.). Важно, чтобы короткие рассказы гостей были веселыми, с элементами шутки, юмора. Допустимо, если при этом используются остроумные, тематически связанные с характером темы гостиной анекдоты, забавные случаи. 4. Возможным моментом в ходе проведения гостиной могут стать дружеские сувениры гостям. В этом качестве может быть исполнение музыкальных произведений, чтение авторских стихов, слайды, отражающие хобби гостей или их творческие работы, любительские фильмы, фотографии, коллекции и др. 5. Содержание гостиной может включать также творческую часть, представленную в виде театра-экспромта по тематике гостиной, импровизированного концерта, творческой игры (литературная, музыкальная, спортивная и т.д.). 6. Завершающим моментом является лаконичное последнее слово каждого гостя, произнесенное под тихие звуки мелодичной музыки. Одной из популярных форм проведения гостиной является литературно-краеведческая гостиная, которая относится к созидательно- продуктивным формам. Участники такой гостиной: Ø исследуют судьбу писателя или деятеля культуры, изучают эпоху, окружение, те исторические события, свидетелем и участником которых он был; Ø анализируют творчество в целом и конкретные произведения, созданные в данном месте или навеянные им; Ø исследуют судьбу места, «культурного пространства» как своеобразного фона исторического события или как «действующего лица» истории; Ø собранный материал отбирается, анализируется, исходя из тех проблем, которые выносятся на обсуждение, и из эмоционально-образной и коммуникативной возможностей самого материала; Ø отобранный материал организуется самими участниками гостиной в целях игрового общения определенным сценарно-режиссерским ходом. Литературно-краеведческая гостиная относится к диалогическим формам, она вовлекает аудиторию не только в разговор, но и в процесс исследования, активного сотворчества, которое позволяет в итоге сделать совместные выводы. Следовательно, говоря об использовании в гостиной диалога и межличностного общения, мы подразумеваем, что они выступают как формообразующие принципы. Литературно-краеведческая гостиная использует все виды духовной культуры, в первую очередь все виды искусства. Слово и музыка, слово и живопись, слово и пластика — этот синтез должен усложнять восприятие, так как их взаимодействие строится на пересечении, взаимопроникновении, подчинении одного вида искусства другому, на контрастах и повторах, резких стыках произведений отдаленный культур в их пространственно-временной характеристике, Каждый из элементов этого синтеза может иметь самостоятельное значение, но их соприкосновение насыщает образ, — интеллектуально и эмоционально обогащает действие, что способствует формированию эстетического вкуса и ценностно-духовного мира устроителей гостиной и аудитории. Само название формы – «литературно-краеведческая гостиная» предполагает особую роль в ней литературы. Через литературу мы познаем историю страны, ее природу, ее социальные и культурные богатства, самобытность народа. Литература помогает нам понять и внутренний мир писателя, мы проникаемся его мыслями, идеалами, художественными, эстетическими концепциями, впитываем в себя, его видение мира. Очень важно, чтобы в структуре гостиной были заложены не только представления о пути художника, но и сами его произведения. Включение литературных произведений в сценарий дает возможность прикоснуться к истории конкретной эпохи, событиям общественной и политической жизни, делает историю не просто фоном канвой «для узоров биографии» писателя, а активным, действующим лицом, героем гостиной, «основным партнером в жизненной драме человека». Героями гостиной также могут выступать современники писателя или деятеля культуры — его близкие, друзья, соратники, единомышленники и антагонисты (участники, играющие их роли). Анализ структурного своеобразия исследуемой формы позволяет сделать выводы о том, что воспитание социокультурной активности в рамках литературно-краеведческой гостиной возможно лишь при условии соблюдения следующих принципов ее создания: а) историзм — является основополагающим при организации материала и предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение социально-культурного явления в развитии, в связи с другими явлениями социально-культурной и общественной жизни эпохи, изучение и сопоставление анализируемого в свете современности; б) документализм — в основе содержания сценария лежат социально-культурные явления, связанные с жизнью конкретного региона, раскрываемые через документы и факты реальных судеб исторических личностей; в) проблемность — историко-культурные явления конкретного периода эпохи раскрываются и анализируются под углом социально-нравственных аспектов, актуальных для конкретной аудитории; г) образность — образное решение и введение игровой ситуации диктуется самим документом, местом проведения, составом участников и социальной значимостью материала. Ролевая функция документа диктует и ролевую деятельность ведущих и аудитории; д) импровизационность — это изменяемость содержания сценария в процессе проведения гостиной в зависимости от социально-демографического уровня, культурного и интеллектуального потенциала аудитории, реальная динамика мнений, эмоций и игрового поведения; е) диалогичность — это открытость авторской позиции, активное включение аудитории в анализ исторических судеб, формирование совместно с аудиторией общественного мнения по проблемам защиты, сохранения и пропаганды памятников материальной и духовной культуры Таким образом, литературно-краеведческая гостиная — это форма, в основе которой лежат факты и документы, освещающие историко-культурные события, непосредственно связанные с духовной жизнью конкретного региона, это своеобразное празднество, построенное на партнерстве, межличностном общении, игровом и зрелищном началах, коллективном обсуждении актуальных проблем, формирующих социокультурную активность личности. 4. Фестивали, концерты и конкурсные программы: особенности содержания и проведения. Фестиваль (франц. festival,от лат. festivusпраздничный), массовое празднество, показ (смотр)достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали по масштабу проведения бывают всемирные, международные, республиканские, областные и районные. Рассмотрим самые распространенные по жанру виды фестивалей. Фестиваль искусств. Является своеобразным смотром талантов учащихся: поэтов, певцов, танцоров, музыкантов, чтецов. Он проводится между классами (учебными группами) один раз в год, так как требует длительной подготовки. При умелой организации фестиваль может выступать хорошим средством эстетического воспитания учащихся. В процессе его подготовки можно провести викторины по литературе, живописи, музыке, организовать экскурсии по литературным местам города, провести вечера прослушивания звукозаписей, подготовить художественные выставки. Радиоузел учебного заведения может организовать передачу «В мире прекрасного». Участникам драматических, хоровых, танцевальных коллективов и отдельным исполнителям необходимо помочь в определении репертуара, наметить дни консультаций и репетиций для каждого коллектива, которые проведут опытные педагоги, музыкальные руководители. Лишь после тщательного отбора номеров можно назначить день проведения фестиваля. В оценках, которые будут давать жюри, прежде всего, нужно учитывать качество исполнения. Фестиваль рисованных фильмов. Это творческое познавательное делообозрение. Фестиваль представляет простор для находчивости, фантазии, возможности продемонстрировать свои творческие, индивидуальные и организаторские способности. Помогает создать атмосферу непринужденности, творческого всплеска и эмоционального подъема. Он предусматривает использование элементов ролевых игр, развивает организаторские способности, эстетический вкус участников, прививает навыки коллективной деятельности. Рассмотрим подготовку к этому виду фестиваля. Выход на фестиваль рисованных фильмов определяется на сборе-старте. Дальнейший разговор посвящается процессу работы над фильмом, чтобы дать основные представления об этой форме. Для этого можно использовать мини-викторину (или составление словаря кинолюбителя), пресс-конференцию-летучку, турнир-викторину, в процессе чего все вместе ищут ответы на вопросы: ü Какие киностудии страны вы знаете? ü Какие кинофильмы наиболее популярны сегодня, где снимались? ü Кто принимал участие в создании кинофильма? ü Каких кинорежиссеров вы знаете? ü Чем занимается сценарист? ü Чем занимаются режиссер, помощник режиссера? ü Для чего нужен директор картины? ü Чем занимаются оператор, звукооператор, звукорежиссер? Коллективно обсуждается порядок проведения фестиваля. Избирается художественный совет или жюри фестиваля. Коллектив делится на 3-5 творческих групп, которые проводят небольшие совещания, где избирается режиссер (лидер группы), директор картины (материально обеспечивающий выход картины-фильма), сценаристы, художники-оформители, звукорежиссеры (обеспечивают шумы, тексты, музыкальное сопровождение), исполнители ролей и т.д. Все члены микроколлектива получают поручение и вносят свой посильный вклад в реализацию замысла. По итогам совещания группы называют всех, кто работает над фильмом, название фильма и приступают к работе над ним. В фильм могут входить от 10 до 15 кадров определенного размера. Темы фильмов могут быть разными и одинаковыми для всех групп Это устанавливается на сборе-старте. Например: ü «Ехали мы ехали...» (впечатления от дороги, от путешествия или экскурсии; ü «Покорители исхоженных троп» (об итогах турпохода); ü «День за днем» (о жизни коллектива); ü «Вот и стали мы на год взрослей» (о планировании работы или при анализе прожитого года); ü «Слово и дело!» (об итогах выполнения коллективом социально значимой работы — благотворительной, волонтерской деятельности); ü «О дружбе и друзьях» (о возможностях коллектива) и др. Работа над фильмом осуществляется следующим образом. Все вместе придумывают сюжет фильма. После того как он готов, каждый приступает к выполнению своих обязанностей согласно ролям. Художники рисуют кадры на продольных полосках бумаги, согласовав все иллюстрации с режиссером. Сценаристы пишут литературный материал к фильму (в стихах, песнях), вступительное слово, заключение. Звукорежиссеры подбирают музыку, делают шумовое оформление, готовят и записывают фонограмму на магнитофон. Директор картины обеспечивает бумагой, красками, необходимыми предметами для шумовых эффектов. Все это воедино сводит режиссер. Он думает и о представлении фильма худсовету. Работа худсовета («совета дела»). В него входят по одному представителю от микроколлектива, а также педагоги, родители. Кто-то из взрослых возглавляет худсовет. Худсовет руководит всем фестивалем. Он определяет критерии оценки каждого фильма: ü содержательность и остроумность сценария; ü художественность (т.е. оформление); ü режиссура (оригинальность воплощения идеи сценария, организация демонстрации фильма); ü преподнесение фильма (озвучивание, сценарий); ü актуальность фильма; ü использование технических средств. Худсовет выносит решение о достоинствах и недостатках фильмов, анализирует фестиваль и подготовку к нему. Помимо фестивалей одной из популярных культурно-рекреационных программ являются концертные программы. Концерт (итал. сoncerto — согласие, от лат. concertoсостязаюсь) 1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра; 2) публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают концерты литературные, хореографические, эстрадные. Концерт — одна из наиболее популярных и общедоступных форм социально-культурной деятельности. Главная функция концерта — формирование эстетического вкуса, приобщение человека к миру прекрасного. Учащиеся образовательных учреждений могут выступать как в роли участников концертной программы, так и в роли зрителей. Как правило, концертные программы посвящаются знаменательным датам и праздникам. Например, учащимися может быть подготовлена концертная программа ко Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню 8-го марта и т.д. Подготовка концертной программы основывается на применении шоу-технологии и предполагает помимо вокальных и хореографических номеров включение приемов театрализации, демонстрации видеофраг-ментов, клоунады, цирковых трюков, декламации поэтических произ-ведений, обращение ведущих к присутствующим с поздравлениями и т.д. Не менее популярными являются в рамках культурно-рекреационной деятельности и конкурсные программы. Конкурс (от лат. concursusстечение, столкновение), познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участ-ников или их группы в какой-либо области знаний или социально полезной деятельности. Конкурс — это соревнование, борьба, проявление выдумки, изобретательности и мастерства, демонстрация лучших качеств участ-ников, их знаний, умений и навыков. Конкурс — это насыщенное и содер-жательное общение, поиск способов решения каких-либо задач, специально разработанный ритуал. По своей сути конкурс — это соревнование на лучшее выполнение заданий в области науки, литературы, искусства. Цель конкурсов — выявление и развитие интересов и способностей учащихся, проверка их склонностей и возможностей. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими знаниями и практическими умениями. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс имеет свои правила и условия. В основе конкурса лежит игра, т. е. модель жизненной ситуации, воображаемым участником которой является человек, способный испытать чувства, переживания, соответствующие этой ситуации. Игровые условия борьбы, соперничество проявляют качества личности,её волю, целеустремлённость, темперамент. Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер, требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В конкурсе практически отсутствует шаблонность в исполнении заданий, а, следовательно, и в содержании развивающегося действия. Структура конкурсной программы весьма динамична, её варианты могут быть самыми различными, но основные элементы всегда остаются неизменными. Рассмотрим основные элементы конкурса: • вступительная часть: музыкальная или зрелищная заставка, создающая атмосферу конкурса; • представление и приветствие команд или отдельных участников: обычно выполняется в театрализованной форме на местную тематику; • различные задания, расположенные по возрастающей степени сложности; в ход состязаний включаются и задания для болельщиков, итоги подводятся после каждого вида состязания; • подведение общего итога и церемония награждения команд и участников. Виды конкурсных программ чаще всего бывают следующие: • конкурсы-аукционы; • конкурсы весёлых и находчивых; • конкурсы типа «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки» и др.; • конкурсы красоты; • конкурсы профессионального мастерства; • конкурсы самодеятельного художественного творчества. По содержанию конкурсы бывают предметными (физико-математическими, историческими, литературными и др.), художественного и технического творчества, краеведческими. Литературные конкурсы посвящаются творчеству отдельных писателей, целым периодам отечественной и зарубежной литературы, могут быть литературно-творческими (на лучшее сочинение, стихотворение, рассказ, очерк на свободную или заданную тему), литературно-краеведческими, литературно-музыкальными, литературно-искусствоведческими и др. Художественные конкурсы включают в себя конкурсы исполнительского мастерства (песен, танцев, вокала, чтецов и т.д.) и конкурсы творческих работ: авторских рисунков, песен, картин, скульптур, предметов прикладного искусства (изделий из соломки, ткани, бумаги, природного материала и т.п.), материалов устного народного творчества (пословиц и поговорок, песен, частушек своего края). Конкурсы технического творчества могут быть общими (на лучший прибор, макет, модель, на лучшее выполнение операций технического обслуживания) и тематическими (на лучшую модель сельскохозяйственных машин, автомобилей, образцов изучаемой техники и т.п.). На краеведческий конкурс могут быть представлены изготовленные учащимися карты, отражающие жизнь своего края, его полезные ископаемые, лечебные травы и т.д.; фотографии памятных мест, редких животных Республики Беларусь, любительские фильмы («Чудесные уголки природы Беларуси», коллекции природных богатств своего края, гербарии ценных растений и т.д.). В колледжах и профессионально-технических училищах проводятся конкурсы профессионального мастерства («Лучший по профессии», «Лучший механизатор», «Лучший пахарь», «Лучший строитель», «Учитель (воспитатель) года (XXI столетия)» и др. Программу, творческие задания, перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения конкурса, разрабатывает оргкомитет. Для оценки выполнения участниками конкурса каждого элемента теоретического и практического задания создается жюри. При оценке учитывается время, затраченное на выполнение задания, качество его выполнения, умение рационально организовать свою деятельность, выбрать оптимальные средства и методы решения стоящих задач. Для этого разрабатывается система оценок по каждому элементу конкурса. Перед началом конкурса председатель жюри знакомит его участников с условиями, проводит жеребьевку. В функцию жюри входит также подведение итогов в конце конкурса. Рассмотрим некоторые примеры конкурсов. Конкурс «живых» картин. Конкурс «живых картин» направлен на выявление и развитие актерских способностей учащихся, их фантазии, воображения. Он чаще всего является частью большого воспитательного мероприятия (вечера, КВН и т.д.). На этот конкурс каждый коллектив готовит по одной «живой» картине на основе известных произведений живописи, либо по определенным темам из области искусства и т.д. «Живые» картины декорируются и костюмируются. Конкурс проводится очень быстро и вносит разнообразие в проводимое мероприятие. Конкурсно-развлекательные программы — это развлекательные программы с элементами конкурса.Такие программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Их цель — организация отдыха и создание атмосферы хорошего настроения, что часто проходит в игровой форме. Познавательные конкурсные программы — программы, целью которых служит получение новых знаний по определённым темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы — зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определённых номинациях. Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов по определённому сценарию — «В гостях у весёлых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телепередач — «Угадай мелодию», «Музыкальный ринг» и др. Эффективность конкурсов в значительной мере зависит от продуманности программы, которая должна включать не только чисто информативные моменты, но, главным образом, отработку важных интеллектуальных и практических умений, развитие и демонстрацию учащимися творческих способностей.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |