Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 4: Страховой тариф и страховая премия




 

1. Страховая услуга как товар, его характеристика

Страховой рынок – совокупность экономических отношений между страховыми компаниями и их клиентами по поводу купли-продажи специфического товара – страховой защиты.

Страховая защита – услуга, предоставляемая страховыми организациями. Как любой товар, страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость страховой услуги заключается в обеспечении страховой защиты. Страховая защита заключается в снятии риска со страхователя. При наступлении страхового события страховая защита материализуется в форме страхового возмещения либо страхового обеспечения.

Стоимость страховой услуги (цена) выражается в страховом взносе (премии), которую страхователь уплачивает страховщику. Страховая премия устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течение срока его действия. Премия рассчитывается относительно базы, в качестве которой выступает страховая сумма по договору. Отношение величины страховой премии к базе называется страховым тарифом:

 

Страховая премия

––––––––––––––––––––––––––– = Страховой тариф

Страховая сумма

 

Страховой тариф определяется в процентах (в расчете на 100 денежных единиц страховой суммы) либо в промилле (в расчете на 1000 денежных единиц страховой суммы).

Величина страховой премии должна быть достаточной, чтобы:

· покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода;

· создать страховые резервы;

· покрыть издержки страховой компании на веление дела;

· обеспечить определенный размер премии.

Цена страховой услуги можетколебаться под влиянием следующих факторов:

· изменение спроса и предложения на рынке страховых услуг;

· величина банковского процента;

· финансовое положение страховщика;

· размер и структура страхового портфеля страховой компании;

· уровень управленческих расходов страховщика;

· фаза жизненного цикла страховой услуги.

Страховой рынок характеризуется более жесткой конкуренцией, так как страховые услуги менее разнообразны, чем обычные товары. В традиционных видах страхования конкуренция развивается по следующим направлениям:

· разработка договоров страхования с различными комбинациями рисков в интересах страхователей;

· снижение страховых тарифов по сравнению с другими компаниями;

· улучшение качества обслуживания страхователей.

Чем выше уровень конкуренции на страховом рынке, тем эффективнее деятельность страховых компаний с точки зрения страхователей и тем ниже уровень страховых тарифов.

 

2. Структура страховой премии

Страховая премия как цена страховой услуги имеет определенную структуру. Отдельные элементы страховой премии должны обеспечивать финансирование всех функций страховщика. Большая часть премии идет на формирование страхового фонда, из которого будут произведены выплаты при наступлении страховых случаев. Остальная часть компенсирует расходы страховой компании и обеспечивает получение прибыли.

Страховая премия, которую уплачивает страхователь, называется брутто-премией. В свою очередь, брутто-премия состоит из нетто-премии, надбавки на покрытие расходов страховой компании, надбавки на прибыль.

Нетто-премия предназначена для покрытия ущербов. В момент расчета цены страховой услуги величина ущерба не определена. Однако на основе данных об ущербах за прошлый период можно рассчитать их частоту (вероятность наступления), определить среднюю величину ущербов и их распределение по уровню вероятности. В качестве минимальной премии за риск выступает ожидаемая величина ущерба, которая называется чистой нетто-премией по риску. При таких расчетах возможны технические ошибки, в результате которых страховщик может понести убытки. Для того, чтобы гарантировать клиентам страховую защиту, к чистой нетто-премии по риску делают страховую надбавку.

Страховая надбавка необходима, чтобы финансировать случайные отклонения реального ущерба от его ожидаемых значений. Размеры страховой надбавки устанавливаются в зависимости от меры риска.

Надбавка на затраты страховой компании – это элемент страховой премии, предназначенный для покрытия издержек страховщика. Страховые компании могут иметь следующие виды расходов:

· административно-хозяйственные (аренда, заработная плата, коммунальные платежи и т. п.)

· аквизиционные расходы – это расходы на заключение новых договоров, основную часть которых составляет комиссионное вознаграждение страховым посредникам.

Надбавка на прибыль – источник формирования прибыли страховой компании. Надбавка на прибыль рассчитывается с учетом налогов на прибыль.

Таким образом, брутто-премия состоит из двух частей: нетто-премии и нагрузки. Основную долю в структуре брутто-премии занимает нетто-премия. На долю нагрузки приходится 10 – 20 % страхового взноса.

Страховая премия уплачивается, как правило, в момент заключения договора, а выплаты могут производиться в течение всего срока страхования. Некоторое время собранные премии находятся в страховом фонде и представляют собой временно свободные ресурсы. Эти ресурсы могут быть инвестированы с целью получения дохода. Доход от инвестирования временно свободных средств является дополнительным источником формирования доходов страховой компании.

Часть прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности страховой компании, может учитываться при обосновании страховой премии (как правило, в страховании жизни, где доход может быть значительным за счет длительного периода инвестирования).

 

3. Страховой тариф (брутто-ставка)

Брутто-ставка (страховой тариф) – платеж со 100 рублей страховой суммы (процентную ставку от страховой суммы) и определяет величину всего страхового взноса:

Брутто-ставка

Страховая премия = Страховая сумма х ––––––––––––––––

Брутто-ставка состоит из нетто-ставки и нагрузки. Нетто-ставка определяет величину нетто-премии. Нагрузка отражает долю расходов страховщика в страховой премии.

Брутто-ставка (%) = Нетто-ставка (%) + Нагрузка (%)

 

Нетто-ставка (нетто-тариф) отражает степень риска страховщика. Нетто-ставка выражается в процентах от страховой суммы, либо в рублях со 100 рублей страховой суммы. Если нетто-ставка выражена в процентах, то нетто-премия рассчитывается так:

 

Нетто-ставка

Нетто-премия = Страховая сумма х –––––––––––––––

На размер нетто-ставки влияют два фактора:

- вероятность наступления страхового случая по данному договору;

- ожидаемая тяжесть страхового случая, которая определяется как отношение ожидаемой величины выплаты по страховому случаю к страховой сумме по данному договору.

Если по договору страхования предусмотрена ответственность страховщика на случай наступления разного рода событий, то нетто-ставка по такому договору будет определяться как сумма нетто-ставок по всем видам включенных гарантий:

 

Нетто-ставка Нетто-ставка Нетто-ставка Нетто-ставка

= + + … +

по договору по гарантии 1 по гарантии 2 по гарантии n

 

Нагрузка предназначена для покрытия затрат на проведение страховых операций и для обеспечения получения прибыли страховщиком. Доля нагрузки в брутто-ставке обозначается буквой f и выражается в процентах либо в долях единицы. Она рассчитывается по данным бухгалтерского учета страховщика как отношение суммы всех расходов, для покрытия которых предназначена нагрузка, к брутто-премии по данному виду страхования. К этому показателю прибавляют процент комиссионных, получаемых посредниками от премии по данному виду страхования, и доля прибыли в брутто-ставке, которую страховщик хочет получить по данному виду страхования:

 

Доля нагрузки в Расходы страховщика Процент Доля прибыли

= –––––––––––––––––––––––––– + +

брутто-ставке Сумма брутто-премий комиссионных в брутто-ставке

 

Размер нагрузки определяется как произведение брутто-ставки на долю нагрузки в брутто-ставке (f). Это можно представить следующим образом:

 

Брутто-ставка = Нетто-ставка + Брутто-ставка х f

 

Путем преобразования формулы получаем:

Нетто-ставка

Брутто-ставка = –––––––––––––––––

1 – f

Если доля нагрузки в брутто-ставке выражена в процентах, то это отношение имеет вид:

Нетто-ставка

Брутто-ставка = –––––––––––––––– х 100

100 – f

Эта формула является общей для всех видов страхования. Методы расчета нетто-ставки различаются в зависимости от вида страхования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.