Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие образования и педагогические идеи России в 18 веке

Читайте также:
  1. CТО. Преобразования Лоренса для координат ивремени.
  2. I. Развитие капиталистических отношений в России на рубеже XIX-XХвв.
  3. I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя
  4. I. Социально-экономическое развитие стран Запада в сер. XVII - сер. XIX вв. Промышленный переворот.
  5. II. Идейно-политическое развитие стран Запада в сер. XVII - сер. XIX вв.
  6. II. Мышечная оболочка (миометрий) - очень сильное развитие
  7. II. экономические особенности развития России и Европы.
  8. III. Гистиоцитарные новообразования (гистиоцитозы).
  9. III. Международные отношения в Европе в XVIII в. Изменения в международном положении России
  10. III. Метод определения платежеспособности физических лиц, разработанная Сбербанком России.
  11. III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии.
  12. IV МЕТОДЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРТОГОНАЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ

 

Образование в эпоху Петра 1.

Тенденции: - Усиливается светский характер образования, влияние на образование государственного заказа; формирует профессиональная техническая школа. Начинается преподавание в России атематических и естественных наук (В России вводится гражданский шрифт и арабские цифры – до Петра 1 буквенная система цифр);

- Большое влияние западной культуры и западных образцов;

- Личный контроль Петра 1 за реформой;

 

 

Учебные заведения.

 

Первой образцовой школой нового типа стала навигатская школа в Москве «Школа математических и навигатских наук» в 1701 году до 1752 года в находилась в Москве, остальная переведена в Петербург. Первые преподаватели из Англии, Генри Фарморсон (Андрей Данилович). Первый русский математик – Леонтий Магницкий, написал первый отечественный учебник по математике «Арифметика», который был опубликован в 1703 году.

Уровни обучения в школе: Начальный, средний уровни.

Обучение приравнивалось к службе, поэтому, очень строгие порядки и отношения. За обучением следил Петр 1, строгая подготовка. За побег из школы – смертная казнь.

 

Сходные учебные заведения в Москве: Артиллерийская, Инженерная школы, аптекарская школа.

 

Гимназии в Москве.

 

Языковые школы: немецкий, голландский, английский языки.

«Школа переводчика Швиммера» - 1701 – 1703 годы.

 

«Гимназия Эрнеста Глюка». По приказу Петра 1 Эрнест создал школу в 1703 году до 1715 года.

Использовалась классно-урочная система. Программа связана с изучением иностранных языков.

 

Попытка развивать общее образование: Сыновья дворян и священников обязаны учиться (минимум грамота). Если недоросль не мог расписаться – запрет на женитьбу. Для сыновей священников – епархиальные школы.

 

Созданы цифирные школы в каждом городе с 1714 года – обучение городских детей и детей чиновников (приравнивается к начальной школе). Просуществовали до 1740-х годов.

 

Изменения в культуре воспитания

(новые подходы к нормам и идеалам воспитания)

 

 

1717 год – книга «Юность и честное зерцало»- пособие по этикету для молодых дворян. Состояла из нескольких уровней.

- Нормы гигиены: стали чистить зубы;

- Поведение за столом;

- Поощрение к иностранным языкам;

Новые образцы поведения в обществе: как вести себя, чтобы добиться успеха в обществе.

 

Постепенно меняется роль женщины в обществе. Появляются ассамблеи (общественные балы).

 

Педагогические идеи.

 

Авторы: Феофан Прокопович – церковный деятель. Занимался реформой церкви и церковного образования, написал «Духовный регламент», составил букварь нового типа в 1720 году.



Василий Татищев – чиновник первой половины 18 века. Руководил горных заводов Урала (добыча полезных ископаемых), в связи в этим создал школы для этих заводов, где получали профессиональную подготовку дети мастеров. Создал русскую школу для башкиров. Создал ряд проектов образования.

 

Развитие образования после Петра 1.

 

В 1730-40-е годы некоторый застой и упадок в развитии образования и страны в целом. Новые школы открывались редко. Наблюдались тенденции к сословному образования. Для дворян создан кадетский корпус в Петербурге. Преобладало домашнее обучение в два уровня (Петр Гринев в «Капитанской дочке» Пушкина А.С.)

 

Важным импульсом к развитию образования была деятельность Ломоносова.

1755 год – открытие Московского университета (при помощи фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Иван Шувалов). При университете создается гимназия.

 

 

Последователи Ломоносова.

 

Николай Поповский – профессор московского университета, перевел книгу Дж7 Локка «Мысли о воспитании.

 

Николай Курганов – разработал новое пособие по математике во второй половине 18 века, написал книгу-пособие «Российская универсальная грамматика» ("Письмовник» - сборник текстов о том, как создавать различные бумаги, тексты).

 

Развитие образования при Екатерине 2 (вторая половина 18 века).

 

Впервые наблюдаются гуманистические тенденции (влияние идей Руссо и других просветителей).

Иван Иванович Бецкой –незаконнорождённый сын Трубецкого. Секретарь Екатерины 2.

Создал проект реформы образования: - «Воспитания новой породы людей» (более просвещенные и передовые люди);

- основа воспитания – интернатная подготовка- противопоставлял семью и школу (семья – носитель старого);

- развитие интернатов по сословиям;

       
   

 


Воспитательный дом Дворянские институты- пансионы

(для простых людей) (для дворянства)

 

 

в 1760-е годы – начало развития женского образования в России. Создается Смольный институт благородных девиц в Петербурге. В нем обучались девочки с 6 до 18 лет. В начале были очень суровые требования.

Ученицы делились по возрастам-классам. Каждый класс носил форму определенного цвета. Главное внимание уделялось языкам (французский, немецкий) и домоводству.

 

Сходные институты создаются в других больших городах Российской империи.

 

Педагогические идеи Николая НовикОва.

 

Николай Новиков – журналист, издатель, литератор. Входил в популярное тайное общество масонов. Выпускал первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» с 1780-х годов. Новиков публиковал учебники и педагогическую литературу. Критиковал власть, в конце правления Екатерины 2 был арестован и сидел в тюрьме.

 

 

Реформы образования Екатерины 2 (1780-е годы).

 

Использован опыт реформы в Австрийской империи. Был приглашен в Российскую империю Федор Янкович де Мериево (стал главным научным консультантом реформы образования Российской империи). Переводил и составлял учебные пособия. Была организована учительская семинария (первый педагогический институт).

 

1786 год – документ «Устав народным училищам»

В крупных (губернских) городах главные народные училища – средние школы. В небольших уездных городах, в селах – малые народные училища – начальные школы.

В России вводится классно-урочная система: коллективная работа по плану, использование наглядности (появление учебных досок), использовались учебные беседы.

 

Преподаватели конца 18 века:

Михаил Головин (племянник Ломоносова) – создал первый в России кабинет физики.

Василий Зуев – создал первое пособие по естествознанию (сведения по биологии и ботанике).

 

Вывод: к концу 18 века сделана попытка модернизировать российское образование.

Минусы: - недостаточный охват населения;

- непоследовательная политика и недостаток средств;

- сословный признак в образование (поощрялось дворянское образование).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Развитие образования и педагогические идеи России в 18 веке

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. CТО. Преобразования Лоренса для координат ивремени.
  2. I. Развитие капиталистических отношений в России на рубеже XIX-XХвв.
  3. I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя
  4. I. Социально-экономическое развитие стран Запада в сер. XVII - сер. XIX вв. Промышленный переворот.
  5. II. Идейно-политическое развитие стран Запада в сер. XVII - сер. XIX вв.
  6. II. Мышечная оболочка (миометрий) - очень сильное развитие
  7. II. экономические особенности развития России и Европы.
  8. III. Гистиоцитарные новообразования (гистиоцитозы).
  9. III. Международные отношения в Европе в XVIII в. Изменения в международном положении России
  10. III. Метод определения платежеспособности физических лиц, разработанная Сбербанком России.
  11. III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии.
  12. IV МЕТОДЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРТОГОНАЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.161.71.87
Генерация страницы за: 0.004 сек.