КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы расчетной оценки работоспособности подшипников
Виды повреждений в подшипниках Разрушение (раскалывание) колец и/или тел качения – возникает при ударных и вибрационных нагрузках, нарушениях правил эксплуатации. Образование вмятин на дорожках качения – типично для тяжело нагруженных подшипников, работающих без вращения. Разрушение сепараторов – дает значительный процент выхода из строя подшипников, наблюдается в быстроходных машинах от действия центробежных сил, нарушений технологии изготовления и сборки. Усталостное выкрашивание – основной вид повреждения подшипников. Наблюдается после длительного времени работы подшипника в нормальных условиях и чаще всего на дорожке качения внутреннего кольца. Износ сепаратора, дорожек и тел качения – также основная причина выхода из строя подшипников качения автомобильных, тракторных, горных, строительных и многих других машин; возникает при недостаточной смазке, не надежном употреблении подшипника, следствие чего в смазку попадают абразивные частицы. Внешними признаками повреждений подшипника являются, как правило, шум, вибрации, нагрев, стуки и др. Современный расчет подшипников качения базируют только на двух критериях: 1) расчет на статическую грузоподъемность по остаточным деформациям; 2) расчет на ресурс (долговечность) по усталостному выкрашиванию. Расчеты по другим критериям не разработаны, так как эти критерии связаны с целым рядом случайных факторов, трудно поддающихся учету. Стандартом ограничены число типов и размеров подшипников. Это позволило рассчитать и экспериментально установить грузоподъемность (работоспособность) каждого типоразмера подшипников. При проектировании машин подшипники качения не конструируют и не рассчитывают, а подбирают из числа стандартных по условным формулам. Методика подбора стандартных подшипников также стандартизована. Ниже излагается методика выбора подшипников, принятая отечественными стандартами и международной организацией по стандартизации ИСО (см. каталог-справочник [28]). Различают подбор подшипников по динамической грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения (выкрашивание), по статической грузоподъемности для предупреждения остаточных деформаций. 11.11. Выбор подшипников по динамической грузоподъемности С По заданному ресурсу (или долговечности) подшипники подбирают при частоте вращения n > 10 мин-1. При n от 1 до 10 мин-1 в расчет принимают n =10мин-1. Условие подбора: С (требуемая) £ С (базовая). Базовая динамическая грузоподъемность С — это такая постоянная стационарная сила, которую подшипник может теоретически воспринимать в течение 1 млн. оборотов без появления признаков усталости не менее чем у 90% из определенного числа подшипников, подвергающихся испытаниям. Величина С для каждого типа подшипников приводится в каталогах (примеры см. в табл. 2; для шариковых радиальных однорядных подшипников средней серии 300, ГОСТ 8338 — 75). Таблица 2
При этом для радиальных и радиально-упорных подшипников (с невращающимся наружным кольцом) под С понимают радиальную силу Сr, для упорных и упорно-радиальных (при вращении одного из колец) под С понимают осевую силу С а 11.11.1.Эмпирические формулы связи параметров C и L Динамическая грузоподъемность C и ресурс L связаны эмпирической зависимостью L = a 1 a 23(С / Р) p, (11.4) где L — ресурс, млн. оборотов; Р — эквивалентная динамическая нагрузка (см. ниже); р = 3 для шариковых и р = 10/3» 3,33 для роликовых подшипников; а 1— коэффициент долговечности (см. ниже); а 23 — обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла, особенностей технологии производства, конструкции и условий эксплуатации (табл.3). Таблица 3
Примечания: 1. Обычные условия применения. 2. Условия, характеризующиеся наличием гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и тел качения (L > 2,5) и пониженных перекосов в узле. Формула для расчета параметра режима смазки L приводится в справочниках по подшипникам и здесь не приводится. 3. Когда кольца и тела качения изготовлены из сталей повышенного качества (злектрошлаковой или вакуумной) и подшипники работают в условиях наличия гидродинамической пленки масла и пониженных перекосов в узле. В каталогах указаны С с коэффициентом надежности Р(t) = 0,9. В тех случаях, когда необходимо повысить надежность, величину а 1 уменьшают: P(t) 0,9 0,95 0,96 0,97 0,98 0,99 а 1 1 0,62 0,53 0,44 0,33 0,21 Для подшипников большинства изделий принимают Р(t) = 0,9. Повышенные P(t) допускают для подшипников повышенных классов точности при высокой точности сопряженных с подшипником деталей, надежном смазывании и строго регламентированных режимах нагрузки и частоты вращения. При малых ресурсах ограничивают Р£ 0,5 С, иначе возможно неусталостное разрушение. Формула (11.4) получена в результате испытаний на усталость подшипников качения (как узла, а не материала). На основании испытаний строят кривую усталости с заданной вероятностью неразрушения. Эта кривая подобна кривой усталости, получаемой при испытаниях образцов материала, но отличается тем, что практически не имеет горизонтального участка, а за координаты приняты: по оси абсцисс — L (млн. оборотов) вместо числа циклов N, по оси ординат — нагрузка Р вместо напряжений s. Кривая аппроксимируется зависимостью PPL= const. Константу определяют, приняв L = 1, и обозначают Ср. Тогда PPL= Ср и далее записывают в виде формулы (11.4). Величина С зависит не только от прочности материала, но также от конструктивных и технологических характеристик подшипника. Если частота вращения п постоянна, номинальную долговечность (ресурс) удобнее считать в часах: Lh = a 1 а 23(C/P) р [106/(60 n)], или| Lh=L 10 6/(60n). (11.5) Рекомендуемые Lh приведены в табл. 4. Таблица 4
11.11.2. Эквивалентная динамическая нагрузка Р Для радиальных и радиально-упорных подшипников есть такая условная постоянная стационарная радиальная сила Рr которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним кольцом и с неподвижным наружным обеспечивает такую же долговечность, какую подшипник имеет при действительных условиях нагружения и вращения. Для упорных и упорно-радиальных подшипников соответственно будет Ра — постоянная центральная осевая сила при вращении одного из колец: Pr=(XVFr+YFa)K Б К Т (11.6) Pa=(XFr+YFa) K Б К Т (11.7) где Fr Fa — радиальная и осевая силы; X, Y — коэффициенты радиальной и осевой сил (указываются в каталоге, см. выдержки в табл..5); V — коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается относительно внешней нагрузки (при вращении внутреннего кольца V= 1, наружного V= 1,2); КБ — коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки: спокойная K Б = 1, умеренные толчки К Б = 1,3...1,5, с сильными толчками (ударами) К Б = 2,5...3; КТ — температурный коэффициент (для стали ШХ15 при t до 100°С К Т, = 1, при t = 125...250°С К Т,= 1,05... 1,4 соответственно). В табл. 5 величины X и Y различны в зависимости от отношения Fa/(VFr). Таблица 5
Объясняется это тем, что до некоторых пределов, равных коэффициенту е этого отношения, дополнительная осевая нагрузка не ухудшает условия работы подшипника. Она уменьшает радиальный зазор в подшипнике и выравнивает распределение нагрузки (в том числе радиальной) по телам качения. При переменном режиме нагрузки в формулах (11.6, 11.7) вместо Fr и Fa подставляют их средние величины Fmr и F m a , каждая из которых определяется по зависимости: (11.8) где F i радиальная или осевая сила соответственно, действующая на подшипник при i -том режиме нагрузки; L i, — число млн.об. на i- том режиме. 3десь: р= 3,для более точного расчета рекомендуется принимать р=3,333. Для расчетов по формуле (11.8) необходимо знать циклограмму нагружения. Расчет величин Fm упрощается, если воспользоваться графиками типовых режимов.. В этом случае Fmr=KЕFr,и Fma = KEFа где величины Fr и Fa определяют по максимальной из длительно действующих нагрузок, а величину коэффициента эквивалентности КЕ — в зависимости от режима нагрузки: Режим нагрузки 0 I II III IV V Ке 1 0,8 0,63 0,56 0,5 0,4
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |