КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теоретико-методологические проблемы клинической (медицинской) психологии
Следует отметить, что в первой трети XX века в психологии произошел разрыв между прикладными исследованиями и теоретико-методологическими основами психологии. В этот период кризиса выделилось три направления: Основатель бихевиоризма Уотсон, опираясь на условно-рефлекторную теорию Павлова, предложил считать основной задачей психологии прогнозирование поведения человека и управление им. Павлов описывал высшую нервную деятельностье животных в терминах физиологии без привлечения понятия сознания. Уотсон хотел освободить психологию от менталистических понятий, сделать ее объективной, как физика, рассматривая все сферы поведения в объективных терминах «стимул-реакция». Эмоциональные расстройства считал обусловленными сексуальными факторами, проблемы взрослого человека переживаниями в детстве или подростковом возрасте. Его последователь необихевиорист Скиннер выдвинул концепцию оперантного поведения (организм сам подкрепляет новые реакции, после этого возможно реагирование на новый стимул). Это стало основой программированного обучения. Гештальт-психология стала наиболее полным вариантом целостности в психологии, целостном характере восприятия. Ее основоположник – Вертхаймер и сотрудники Берлинской школы (Келлер, Коффка и Левин) сомневались в существовании отдельных его актов восприятия, выступали против атомизма и механицизма. Они ввели понятия фигура, фон, инсайт, объясняя интеллектуальное поведение антропоидов, творческое и онтогенетическое развитие личности. Левин развивал теорию поля, применил структурно- динамический подход для изучения личности. Его ученица Зейгарник стала основоположником патопсихологии в России (тест). Во времена фашизма гештальт - психологии эмигрировали в Америку, где Бродман создал цитоархитектоническую карту коры мозга. В этой же струе работал Павлов, разрабатывавший учение о динамической локализации функций, динамических стереотипах, первой и второй сигнальных системах и т.д. Его последователь Бехтерев стал первым директором Психоневрологического института мозга (тест). Глубинная психология начиналась с работ З. Фрейда, который предложил новую психологическую технику – метод свободных ассоциаций, самоанализ, анализ сноведений. Направление когнитивной психологии выросло из исследований необихевиористов Толмера, Миллера, Прибрама. Его ведущие идеологи Найслер, Бродбент, Пайвио В Гарвардском университете обосновали информационные подходы к изучению процесса мышления. Высказали идею об уровневой организации познавательной активности по переработке, хранению и воспроизведению информации. Память, внимание, вербальные и невербальные компоненты мышления представили виде структурных моделей. В прикладном аспекте эти идеи использованы для разработки когнитивных психотерапии Эллиса и Бека. Направление гуманистической психологии возникло как противовес дилемме бихевиоризм-психоанализ и признавало ведущую роль сознательного опыта и целостного характера природы человека. Основоположники Маслоу, Оллпорт, Роджерс организовывали группы встреч, развития творческих способностей, потенциала человека с акцентом на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида. В 60-е годы в связи с применением электрофизиологических методов для исследования мозга человека сформировалось новое направление – нейрофизиология. Основателем нейропсихологической школы в России стал Лурия (тест). Еще одним важным направлением в клинической психологии была патопсихология, внутри которой продолжатель идей Леонтьев разрабатывал методы психотерапии как психологию деятельности (тест). Перспективными оказались исследования психосоматических зависимостей путем использования методологии психофизиологического подхода. Одним из первых разработчиков психологии отношений в России стал Мясищев (тест), который задолго до возникновения концепции стресса обосновал его психофизиологические и психосоматические особенности. Основные положения классической теории стресса были сформулированы в работах Селье.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |