КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Активизм человеческого бытия
Философско-антропологическая тема «силы слабости» внутренне связана с социально-философской темой маргинализма. «Пустотность» человеческого бытия раскрывает истоки его деятельностной активности [34] в новоевропейской цивилизации. Традиционное общество не характеризовалось такой высокой оценкой действия и не случайно. Ведь удержание действия дает простор для размышления, дает простор для рефлексии и свободы. (См. далее о дневниках в разделе коммуникации). Собственно, такая гипостазированная задержка действия и предстает как дух. [35] Напротив, неуверенный в себе, напряженно переживающий пустоту своей сущности новоевропейский человек поневоле должен быть активным. Активность как ценность, по-видимому, связана с протестантской этикой, а традиция исследования человеческой активности особенно ярко выражена в немецкой классической философии. Ее можно проследить от Фихте[36] до Маркса[37], и от Маркса до Адорно. Однако новейшее философствование особенно сдержано относится к безудержной, безотносительной «к заранее заданному масштабу» (К. Маркс) активности (новоевропейского) человека. По М. Хайдеггеру именно активизм, столь характерный именно для нашей цивилизации ведет к феномену забытости бытия. Современный мир увлечен бытованием (Seiende) и забыл бытие (Sein). Бытие не ухватишь деятельностной активностью, ибо это то, что остается в темноте за сознательным бытованием. Когда мы уверены, что занимаемся «серьезными делами», именно тогда мы и погружаемся в пустую суету. В качестве забытого, оставшегося в тени, бытие вбирает в себя то, что Фрейд и Юнг понимают под бессознательным. [38]
/Метафизика останавливается на бытовании/ В философствовании фундаментальная забытость бытия выражается как метафизика. По М. Хайдеггеру метафизика характерна для всей предшествующей философии. Она неспособна проникнуть к самому бытию, а останавливается только на бытовании. Метафизика представляет бытование в его бытии и таким образом мыслит бытие бытования. Иначе говоря, не подлинное, призрачное, фантомное предстает для метафизики как подлинное, действительное, настоящее. Метафизика начинается там, где постулируется разрыв человеческого бытия и бытия вообще, где постулируется разрыв субъективного и объективного. Поскольку Хайдеггер задается вопросом о связи сущности человека с сущностью бытия вообще, его философия не есть философская антропология, а фундаментальная онтология. Метафизика - это такое проживание, освоение, присвоение мира, где действительность выступает в качестве противо-стоящего, в качестве пред-мета (Gegen-stand). Все окружающее, даже сам человек пред-стает как пред-мет. Из такого метафизического подхода следует, что все окружающее допустимо использовать как средство, в том числе и самого человека. Именно здесь корни известного в русской мысли тезиса: «Мир не храм, а мастерская, а человек в ней работник»[39]. Человек, выступая в качестве субъекта, противо-стоящего объекту. Воспринимает себя как творца предметной действительности. И это не иллюзия. В нашей техногенной цивилизации человек действительно становится творцом окружающего его мира объектов, творцом сущего, творцом бытования. - Но не творцом бытия! Этот метафизический человек вообще не подозревает о существовании бытия. Он видит только сущее, только бытование. И марксистский материализм относится к той же метафизике. Для него «все сущее выступает как предмет труда».[40] Сущность материализма, - говорит Хайдеггер, - скрыта в сущности техники. И - в сущности труда, - добавим мы. Как же Хайдеггер преодолевает метафизику, взятую в столь широком понимании? Его путь - феноменология. На место кантовского конструирования Э. Гуссерль поставил интуитивное по своей природе созерцание. Хайдеггер, предпочитая метафорам зрения метафоры слуха, говорит о вслушивании в бытие.[41] Напомним, что Канту основы мира, вещи в себе (Ding an sich) предстают иррациональными. Отсюда впечатляющая картина взаимоотношения рационального субъекта и окружающего его мира: «...эта область (чистого рассудка, К.П.) есть остров, самой природой заключенный в неизменные границы, Она есть царство истины (прелестное название), окруженное обширным и бушующим океаном, этим средоточием иллюзий, где туманы и льды, готовые вот-вот растаять, кажутся новыми странами и, постоянно обманывая пустыми надеждами мореплавателя, жаждущего открытий, втягивают его в авантюры, от которых он никогда уже не может отказаться, но которые он тем не менее никак не может довести до конца».[42] Гегель преодолевает Канта, доказывая, что само бытие (этот «обширный и бушующий океан») есть в сущности инобытие рационального субъекта, абсолютной идеи. И марксизм в этом отношении составляет оппозицию Канту вместе с Гегелем: темное начало антагонистических общественных отношений снимается в рационально построенном коммунистическом обществе, где стихия рынка будет преодолена прозрачно-разумными отношениями людей. Впрочем, речь не только о марксизме, но о фундаментальном проекте всей техногенной цивилизации. Для соединения человека с миром нужно просветить мир (программа Просвещения), правильно и разумно его организовать. Хайдеггер, следуя в русле новейшей традиции философствования (идущей от Шопенгауэра и Ницше) преодолевает Канта не за счет рационализации объекта, а за счет иррационализации субъекта. Единство субъекта и объекта осуществляется как единство родственных друг другу иррациональных начал. Сущность человека не в «cogito», а в «sum», то есть не в разуме человека, а в человеческом бытии.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |