Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сила человеческой слабости

Свободность человеческого бытия

В чем же особость этого человеческого бытия? Говоря коротко - в свободе. Человек - свободен. Он не определен однозначно, не детерминирован ни Землей, ни Небом, ни миром дольним, ни миром горним, ни биологическими или экономическими условиями, ни самим Абсолютом.

Человек всегда может сказать “нет!” не только материи, но и Богу. В самом деле, в чем главная интрига не только Нового, но и Ветхого завета, особенно пророческих книг? - В том, что Бог предъявляет требования, а жестоковыйный, хотя и избранный народ не подчиняется, вступает с Богом в препирательство. Запись на теле об избранности народа произведена. Это обрезание. Но этот обрезанный народ в то же время есть народ с “необрезанным сердцем”.

Какова цена человеческой свободы? Это без-опорность. За свободу, которая и есть собственно измерение подлинного человеческого бытия, приходится платить без-приютностью, без-домностью. Человек - это отсутствие основания, которому и суждено стать основанием.[24]

Но без-опорность открывает возможность авантюризма, онтологически присущего человеку,[25] а также связанных с ним двух страшных грехов, к которым человек причастен по определению. Это грех лжи и грех предательства. [26]

В “Аду” у Данте обманувшие не доверившихся попадают в круг восьмой, а обманувшие доверившихся - в круг девятый. Предатели в самом низу, а ниже всех вмерзший в ледяное озеро Коцит

“...страдающий всех хуже, -

Иуда Искарьот;

Внутрь головой и пятками наруже.”

(Ад,34,61-63)

 

Образ Иуды важный момент в образе человека вообще. Иуда - человек сомневающийся, человек испытующий, ставящий страшные жестокие эксперименты на окружающих, на самом себе, на самом Боге.[27] Предательство - цена, которая заплачена за свободу. В Иуде обнаруживается глубинная амбивалентность человеческого бытия, ибо, став людьми, мы в известном смысле предали природу, а по мифу грехопадения - предали и Бога. Существенна в связи с этим фигура шпиона и разведчика,[28] а также – провокатора.[29]

 

Итак, человеческое бытие без-опорно, а потому и свободно. Человек - неустановленное животное (Ф. Ницше), - более того - неустановимое.

Без-опорность предстает как принципиальная слабость человека. Она выражается в оксюмороне “сила слабости”. Этот оксюморон есть по существо общее место философско-антропологической мысли. Уже в Библии читаем: «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою».[30]

Не о победоносной ли слабости и рассказ о Давиде и Голиафе?

В немецкой традиции тема принципиальной слабости человека восходит, по крайней мере, к Шиллеру. В животном и растении природа не только выражает назначение, но и сама его воплощает. Человеку же она дает лишь назначение. Выполнение предоставляется ему самому.

Глазной врач А. Адлер обратил внимание на то, что плохо функционирующий орган (напр., слабо видящий глаз) не только компенсируется в другом органе, но происходит сверхкомпенсация. К примеру, у слепых развивается слух и память.[31]

Душа человека создается чувством неполноценности.[32] Таково объяснение, к примеру, феномена дон-жуанизма. Он обнаруживает скрываемое неверие мужчины в свою мужественность, [33] и именно это сомнение заставляет мужчину добиваться все новых и новых «побед».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человеческое бытие по М. Хайдеггеру и М. М. Бахтину | Активизм человеческого бытия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.