Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины появления и виды монополий. Монополия и монопольная власть. Ценовая дискриминация в условиях монополии




Индексы монополизации рынка. Оценка монополии с позиций эффективности и общества.

4. Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в России.

Как известно, одним из сущностных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция ( от лат. сonkurro – «бежать вместе») общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в двух основных методов борьбы:

1) ценовой конкуренции;

2) неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция – это борьба между производителями с помощью неценовых методов: дифференциации товара; рекламы; созданием товаров-субститутов; технического уровня, новизны и качества товара; послепродажного обслуживания и т.п.

Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Этот фактор вместе с концентрациейпроизводства и является главной причиной появления монополий и монопольной власти.

Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирм, рассмотрим кратко основные положения теории монополии, которая раскрывает:

а) сущность, причины появления и существования монополий и монопольной власти;

б) последствия существования монополий для экономики и общества в целом;

в) условия и особенности функционирования фирмы-монополиста;

г) индексы концентрации монопольной власти;

д) необходимость и сущность проведения антимонопольной политики государства.

Фридман М., один из родоначальников монетаризма, в работе «Капитализм и свобода» определил следующие источники монополии:

· «технические» соображения;

· прямая или косвенная правительственная поддержка;

· частный сговор. Так, он отмечал: «Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».

Процесс возникновения монополистических союзов показан на рис. 32.

 

Рис.32. Процесс возникновения монополистических союзов

 

 

Классификация монополий

1) Естественная монополия – формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства. Иными словами – ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые участки, виды услуг (например, связи, подачи электроэнергии, тепла, газа, транспортных услуг и т.п.).

На практике такой вид монополии представляет собой отрасль, в которой долгосрочные средние издержки (LATC) достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

2) Искусственная монополия – возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Под этим условным названием понимают, таким образом, объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды.

3) Случайная монополия – это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши. Эта монополия может перерасти в искусственную монополию, если:

- движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;

- данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.

4) Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

5) Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкурентов. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

6) Чистая монополия – ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чаще всего – это идеальный, абстрактный вид рынка, не встречающийся на практике и используемый в теоретических целях.

 

Главной причиной возникновения монополий является высокийуровень развития иконцентрации производства.

Монополизация экономики за счет увеличения масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

1. Горизонтальная интеграция – это слияние двух или более компаний в одной сфере производства.

2. Вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью.

3. Диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Этим направлениям соответствуют следующие организационные формы монополий:

1. Картели – монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Картель – это простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действуют картели, как в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором – соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

В настоящее время крупнейшим картелем считается Международный электротехнический картель, объединяющий 55 компаний из 11 стран мира («Телефункен», «Сименс», «Хитачи» и др.).

2. Синдикаты – организационная формамонополистического объединения с целью организации совместного сбыта продукции, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распространены в дореволюционной России. В настоящее время, наиболее известным синдикатом является синдикат «Де Бирс», который сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

3. Тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего, из единого центра, управления производством и сбытом товаров. Вошедшие в трест предприятия, теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерны – многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п.

Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования. Продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пулы, которые получили распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинги – акционерные компании, владеющие контрольным пакетом акций самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.

7. Конгломераты – это объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки и лицензии, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли. Именно они и являются барьерами, препятствующими проникновению новых конкурентов на монополизированный рынок.

Патент – это свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Таким образом, патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя.

Патентная защита производства товаров может быть преодолена тем, чтобы или купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную технологию.

Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения, продукцию. Авторское право контролирует, таким образом, продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах наследников).

Товарные знаки – это специальные символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным е использование другими. Они позволяют узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму.

Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности, продукции, или на добычу определенных ископаемых в конкретном месте и т.п.

 

Монопольное положение на современном рынке достигается не только посредством массовости производства (характерного для естественной монополии), но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей, что обеспечивает и эффективное вложение капитала (характерное для случайной монополии).

 

Цель монополии – получение максимально возможного дохода, прибыли посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

 

Средство достижения цели монополии – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценой.

Методами контроля над ценой являются:

· лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют. В связи с этим, в частности, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли, и является одним из барьеров проникновения в отрасль конкурентов;

· соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен;

· назначение цен или установление доли влияния на рынке, которое основывается на длительно существующем положении, ставшем уже традицией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.