Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор темы

Тема 2. Организация работы над дипломом

1. Выбор темы. Выбор научного руководителя.

2. Задание на ВКР и календарный график ее выполнения.

3. Выбор условий работы.

Организационный процесс работы над дипломом требует много усилий и навыков в исследовательской работе. Рекомендуется начинать с выбора темы.

Темы дипломных работ студенты выбирают самостоятельно, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом и знаниями по избранной проблеме, потребностью развития отрасли, а также научной специализацией кафедры и ее преподавателей.

Уместно привести здесь размышления Умберто Эко.

«Будущий дипломник или выбирает себе тему сам, или идет за нею к профессору. Профессор, предлагая студенту тему, руководствуется одним из двух критериев: либо он берет нечто из собственного репертуара, что ему хорошо известно и позволит руководить дипломом без усилий, либо выбирает нечто такое, что они оба знают недостаточно и хотели бы изучить лучше. Скажем сразу, что вопреки видимости именно второе предложение честнее и благороднее. Преподаватель намеревается по мере работы над дипломом расширять и собственный горизонт, дабы давать студенту добросовестные советы. Он поможет дипломнику в работе и обретет что-то новое для себя. Обычно руководитель выбирает тему второго типа, если действительно доверяет дипломнику. … Некоторые профессора отказываются руководить работами на слишком заезженные темы; хотя при нынешней массовости образования, строптивцы, как правило, укрощаются и идут навстречу унылой необходимости.

Бывают, тем не менее, случаи, когда руководитель замышляет масштабную работу, имеет нужду в сборе информации и хочет использовать дипломников как поисковую команду. Тогда он начинает заворачивать своих выпускников в эту узкую область науки. Если преподаватель – экономист, изучающий развитие промышленности за определенный период, он станет раздавать проблемы по отраслям промышленности, осваивая по кускам широкую панораму. Что ж, подобный подход не только правомерен, но и полезен для науки. Пусть дипломные работы студентов вливаются в просторное русло коллективного проекта. К тому же подобный подход и полезен, и функционален: студент не только уверен, что его руководитель предельно информирован в отношении предмета, но и сможет сверяться, как с фоном для сравнений, с дипломами других студентов по сопредельным и пограничным темам. Если работа окажется удачной, у студента есть шанс опубликовать полученные результаты (или часть их) в отдельной или коллективной научной работе.

Дело, однако, может принять и неприятный оборот, если:

1. Преподаватель настолько заворожен собственной темой, что жмет на дипломника, который вообще-то не имел желания заниматься этим вопросом. Тем он превращает студента в вялого невольника, таскающего воду на чужую мельницу. Сочинение его выходит настолько блеклым, что профессор, оформляя свое исследование в книгу, берет натасканный студентом материал и даже не цитирует источник, поскольку в источнике не содержалось никаких выраженных мыслей.

2. Преподаватель человек непорядочный, заставляет работать на себя студентов, заставляет нарабатывать материал, который потом использует. Иногда, впрочем, трудно понять, где непорядочность, а где простая безалаберность. Допустим, руководитель помогал дипломнику с азартом, «набросал» ему кучу идей, минуло время, и он уже не различает, какие идеи предложил он сам, какие выдумал студент. Так после бурного публичного обсуждения какого-то вопроса мы уже не в состоянии припомнить, в чем состояли исходные пункты, что привнесли мы сами и что — другие» (см.: Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Перевод с ит. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. С. 56-57).

Итак, существуют, по меньшей мере, две формы деловых отношений с руководителем: первая форма – вам нужна постоянная поддержка, а руководитель, имея постоянную обратную связь, дает указания, направляет ход научной работы; вторая форма – студент имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, а не указывает конкретно направление научных изысканий, как это делается при более тесном контакте.

Как показывают проведенные исследования, если студент работает, ожидая, что вот-вот появится результат, достойный обсуждения, а его руководитель постоянно требует каких-то весомых результатов, то это ни к чему, кроме раздражения, не приводит, а поставленные цели кажутся недостижимыми. По мнению руководителя, такой студент слишком осторожен и не способен работать самостоятельно.

Наоборот, если студент нуждается в постоянной под­держке, но работает с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы только через какое-то определенное время, то он чувствует себя заброшенным.

Следует, как можно раньше обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа.

Дипломник обязан:

· своевременно (в соответствии с распоряжением кафедры) согласовать тему дипломной работы и представить на кафедру соответствующее заявление;

· согласовать с научным руководителем график выполнения дипломной работы и неукоснительно соблюдать указанные в нем сроки;

· в установленные в сроки представить на кафедру отчет о преддипломной практике;

· за 14 дней до установленного срока защиты представить на кафедру утвержденный руководителем текст дипломной работы и приложения.

 

Большое значение имеет знание иностранных языков: если вы достаточно свободно читаете научную литературу на иностранном языке, вы можете почерпнуть там немало полезной информации, тогда серьезной опорой и украшением вашей работы станут ссылки на непереведенные иностранные источники по вашей теме.

Очень многое определяется и психологическим фактором. Написание и защита диплома – длительный процесс, обычно занимающий несколько месяцев и этим напоминающий марафонский забег. Поэтому важно с самого начала настроить себя на терпеливое преодоление трудностей, правильно распределить силы на начальном и последующих этапах работы, выработать ее оптимальный ритм и режим, не бояться изменить свою тактику, если эти изменения спо­собствуют успешному достижению цели. Тема дипломной работы должна отображать особенности подготовки студента по избранной специализации, соответствовать запросам и нуждам предприятия, являющегося базой преддипломной практики. В дипломной работе должны найти отражение те материалы, которые студент собрал в период преддипломной практики.

Выбрать тему студенту могут помочь следующие приемы:

· определение проблемных вопросов, возникших в ходе прохождения практики, в соответствии с запросами и потребностями предприятий социально-культурной сферы;

· ознакомление с новейшими результатами исследований в области науки и индустрии рекламы, туризма и гостеприимства, а также на стыке этих отраслей;

· ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике в области рекламы, туризма и гостеприимства, а также беседы и консультации со специалистами.

При выборе темы студент может руководствоваться примерным перечнем тех дипломных работ, предложенных кафедрой, предварительно проконсультировавшись при этом с научным руководителем. Студент, желающий выполнить дипломную работу на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументировано обосновали свой выбор. Остальным предлагается подобрать другую тему исследования.

После выбора темы начинается следующий этап вашей работы – выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках, соответствующих требованиям. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны определить актуальность темы, научную новизну ваших положений, их практическую и теоретическую значимость.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям.

Актуальность темы объясняется ее социальной и практической значимостью, недостаточной разработанностью и, кроме того, личным профессиональным интересом исследователя, без которого невозможна научная работа.

Студент должен объяснить, почему выбранную тему необходимо исследовать в настоящий момент времени, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше. Актуальность темы обусловлена и степенью научной разработанности. Студент должен показать связь рассматриваемой темы с динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования.

Таким образом, актуальность дипломной работы демонстрирует научный круго­зор выпускника, его профессиональную компетентность и уровень образованности.

С точки зрения формального подхода: актуальность – одно из (основных) требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе. Обычно оно раздражает студента, поскольку воспринимается им как требование чисто формального характера. Так, если вы пишете работу, посвященную изобретению колеса или получению философского камня, то ваше исследование, мягко говоря, не актуально.

Научная новизна применительно к самой работе – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Новизна вовсе не указывает на то, что вся ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д.

Применительно к дипломной работе новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и: обогащение данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется, — самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование, клинические испытания и т.п.

И последнее десятилетие требования к стилю и структуре стали гораздо более либеральными, и поэтому стиль и структура сами по себе могут содержать элемент новизны. Научная новизна дипломной работы может заключаться в обогащении теоретических и исторических знаний о сервисной сфере новыми фактами, статистическими данными, инновационными сервисными продуктами.

Практическая значимость работы во многом определяется характером выполняемого вами исследования. Дипломы теоретического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера. Практическая значимость исследования определяется степенью готовности предлагаемых мероприятий к реализации.

Если работа носит методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примерная тематика дипломных работ | Выбор условий работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.