Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение оптимального размера закупаемой партии

Задача выбора поставщика

 

После того, как решена задача «сделать или купить» и предприятие определило, какое сырье и какие материа­лы необходимо закупить, решают задачу выбора постав­щика.

Этапы выбора поставщика:

1. Поиск потенциальных поставщиков.

Источники информации о поставщиках: каталоги, журналы, газеты, Интернет и др.

При этом могут быть использованы следующие методы:

- объявление конкурса;

- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

- посещение выставок и ярмарок;

- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате формируется список потен­циальных поставщиков.

2. Анализ потенциальных поставщиков (на основе критериев).

Основные требования к выбору поставщика:

- стоимость приобретения продукции или услуг;

- качество обслуживания.

Кроме основных критериев выбора поставщика, применяют и другие, в их числе:

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие у поставщика резервных мощностей;

- организация управления качеством продукции у поставщика;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

- риск забастовок у поставщика;

- способность поставщика обеспечить поставку запасных час­тей в течение всего срока службы поставленного оборудо­вания;

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется пере­чень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заклю­чению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается спе­циальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.


5 Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистике

 

Система по­ставки «точно в срок» — это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту про­изводственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.

Сущность системы «точно в срок» заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не на­капливается, не заказываются и не накапливаются комп­лектующие. Движение потока, соответствующее данной системе, представлено на рисунке 2. Противоположностью данной системы является накап­ливание запасов в ожидании спроса (рисунок 3).

Система ТВС – поток обеспечивается за счет «перепада высот» и возникшего потенциала (спроса)
Спрос
Склад опта
Магазин
Терминал
Склад завода

 

Рисунок 2 - Система поставок «Точно в срок»

Традиционное движение товаров – поток обеспечивается за счет накопленных запасов в звеньях товародвижения
Спрос
Склад завода
Склад опта
Терминал
Магазин

Рисунок 3 - Схема традиционного снабжения

 

В системе поставок «точно в срок» у потребителя не предусмотрен контроль качества закупаемых ресурсов (продукция, сырье, комплектующие и т.д.). Следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некаче­ственных изделий в поставляемой партии недопустимо.

Отношения между поставщиком и покупателем должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планиро­вания, достичь необходимого уровня технико-технологичес­кой сопряженности, научиться находить экономические ком­промиссы.

Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традицион­ного снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тари­фы, то в системах ТВС предпочтение отдается перевоз­чику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сокращает потребность в складских мощностях, персонале. В торговле система поставки ТВС может озна­чать поставку товаров по одной из следующих схем:

- склад предприятия оптовой торговли — торговый зал магазина;

- склад готовой продукции завода-изготовителя — тор­говый зал магазина;

- поле — торговый зал магазина.

Система «точно в срок» требует для внедрения значи­тельных усилий. Следовательно, ее разработке должна пред­шествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций, работа с которыми по методу ТВС может дать наибольший эффект. В качестве инструмента дифференциации может использо­ваться анализ ABC и XYZ.

Основные слагаемые эффекта от исполь­зования ТВС:

- исключается ряд операций из технологической цепи поставок;

- сокращаются текущие запасы, так как предметы тру­да поступают либо в цех, либо в торговый зал;

- сокращаются страховые запасы, так как увеличи­вается надежность поставок за счет перехода на долгосроч­ные отношения с проверенными поставщиками и с прове­ренными перевозчиками;

- сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков, либо складов этих поставщиков;

- улучшается качество товара, так как используются по­ставщики, качество продукции которых сертифицировано;

- увеличивается надежность поставок, так как возни­кает совместная заинтересованность в функционировании ТВС.

Проблемы, стоящие на пути внедрения систем «точно в срок»:

- требования потребителя к качеству, которые при­водят к увеличению затрат поставщика и могут восприни­маться последним как завышенные;

- сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого рис­ка от ориентации на одного контрагента;

- удаленность потребителя может сделать частые по­ставки небольших партий экономически невыгодным для поставщика;

- расписание поставок, которое используется в систе­мах «точно в срок» должно позволять получать товары по мере надобности, в то время как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени;

- размер партии и периодичность поставок. Данная проблема возникает в связи с возможным отличием в оцен­ках поставщиком и потребителем экономически целесооб­разного для каждого из них размера партий и периодично­сти поставки.

При проектировании и внедрении системы «точно в срок» необходимо решить следующие задачи:

1. В области отношений с поставщиками:

- поиск близко расположенных поставщиков;

- переход на длительные хозяйственные связи;

- пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;

- стимулирование поставщиков к внедрению ТВС у них и продвижению ТВС далее к их поставщикам;

- поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосроч­ного планирования и гарантированности закупок;

- концентрация отдаленных поставщиков;

- вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сто­рон уровень;

- организация безбумажного информационного обмена;

- централизованная доставка силами и средствами по­ставщика;

- применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком.

2. По объему поставок:

- поддержка устойчивой скорости закупок, согласован­ной со скоростью производства (или для торгового пред­приятия — реализации);

- обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;

- работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;

- поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах.

3. В области качества поставляемой продукции: тесная взаимосвязь персонала, ответственного за ка­чество у продавца и у потребителя.

4. В области отгрузки:

- составление и четкое соблюдение расписаний при­бытия грузов;

- использование постоянных, проверенных перевозчи­ков;

- заключение долгосрочных контрактов на комплекс­ное логистическое обслуживание, включающее складиро­вание и транспортировку.

 

Вопрос: закупать большими партиями, экономя за счет редкой транспортировки, но при этом теряя средства на хранении и омертвляя капитал, либо закупать мелки­ми партиями, при этом часто тратя время и деньги на заказ и обработ­ку? Модель оптимального заказа, или модель Уилсона позволяет най­ти ответ на этот вопрос.

Модель ОРЗ применяется для товаров стабильного спроса, для товаров, которые имеют достаточную и по­стоянную статистику, спрос на которые стабилен, форс-мажорные условия редко встречаются, то есть группы АХ, ВХ и СХ.

 

Параметры модели:

1. стоимость размещения заказа (иногда ее еще называ­ют «издержки пополнения заказа»), т. е. во сколько обходится под­считать, оформить, отправить заказ поставщику, получить его и опри­ходовать:

· поиск поставщика — например, посещение выставок;

· ведение переговоров (как вариант — даже на чай и кофе, выпитые во время переговоров);

· оформление и отправку заказа (время менеджера по закупкам);

· отслеживание транспортировки (время и усилия менеджера, иногда расходы на связь);

· анализ статистической информации по движению запаса;

· принятие заказа по его прибытии;

· оформление претензий по качеству;

· сверку документов;

· транспортировку, если она не включена в стоимость товара;

· оплату транспортных тарифов сторонних организаций;

· расходы на подачу транспорта и погрузо-разгрузочные работы;

· ведение счетов поставщика и другие расходы

 

2. издержки хранения заказов, т. е. сумма, которую тратит магазин на приемку, оформление, сортировку, хранение, упаковку и перевозку этого товара.

 

Методы определения:

1) деле­ние общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работ­ников отдела, материальные и накладные расходы, командировки, рас­ходы на проведение переговоров и презентаций) на число подаваемых за год заказов.

2) точный хронометраж работы сотрудника и выборочное обследование в целях определения средних затрат времени на подготовку и подачу заказов.

Исключаются затраты, вызванные низким уровнем планирования и управ­ления, например:

· потери от простоя транспорта по вине сотрудников организации;

· сверхнормативная естественная убыль и кражи;

· выплаты процентов по ссудам;

· неустойки за нарушение договорных обязательств по срокам, ассор­тименту и объему поставок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы снабжения и методы закупок | Издержки хранения заказов (S)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.