Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маржиналистская революция




Тесты

1. Какая из теорий денег разработана меркантилистами:

а) трудовая,

б) номиналистическая,

в) количественная,

г) металлистическая?

 

2. Объектом исследования меркантилистов являлось:

а) сфера обращения,

б) оборотный капитал,

в) капитал обращения,

г) торговый капитал,

д) денежный капитал,

е) производительный капитал,

ж) закон стоимости,

з) материальное производство,

и) деньги,

к) торговый баланс,

л) денежный баланс.

3. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

а) рост заграничных инвестиций,

б) превышение импорта над экспортом,

в) превышение экспорта над импортом.

 

4. Какие экономические категории анализировал У.Петти:

а) ссудный процент,

б) истинную стоимость,

в) ренту,

г) справедливую цену,

д) рыночную стоимость,

е) среднюю норму прибыли,

ж) прибыль,

з) деньги,

и) заработную плату,

к) цену земли,

л) естественную цену,

м) конкуренцию?

 

5. Укажите категории, которые анализировали физиократы:

а) классы,

б) меновую стоимость,

в) закон стоимости,

г) чистый продукт,

д) прибыль,

е) добавленную стоимость,

ж) ренту,

з) заработную плату,

и) ежегодные авансы,

к) первоначальные авансы,

л) производительный и непроизводительный труд,

м) воспроизводство и реализацию общественного продукта,

н) деньги,

о) сельское хозяйство.

 

6. В центре внимания какого экономиста находилась меновая стоимость:

а) У.Петти,

б) П.Буагильбера,

в) У.Петти и П.Буагильбера,

г) нет правильного ответа?

 

7. Укажите категории, которые анализировали физиократы:

а) классы,

б) меновую стоимость,

в) закон стоимости,

г) чистый продукт,

д) прибыль,

е) добавленную стоимость,

ж) ренту,

з) заработную плату,

и) ежегодные авансы,

к) первоначальные авансы,

л) производительный и непроизводительный труд,

м) воспроизводство и реализацию общественного продукта,

н) деньги,

о) сельское хозяйство,

п) промышленность,

р) ссудный процент.

 

8. Укажите позиции, из которых не исходил Смит в своем исследовании:

а) эгоизм людей,

б) стремление людей к общинному производству,

в) конкуренция,

г) погоня за прибылью,

д) цель производства – потребительная стоимость,

е) склонность людей к обмену,

ж) разделение труда,

з) действие объективных законов,

и) «laissez faire».

 

9. Какую из функций денег анализировал Смит:

а) меру стоимости,

б) средство накопления,

в) средство платежа,

г) средство обращения,

д) мировые деньги?

 

10. Какие из определений стоимости, данные Смитом, соответствуют теории трудовой стоимости при капитализме:

а) стоимость определяется затратами труда,

б) меновая стоимость определяется рабочим временем,

в) стоимость создается трудом и природой,

г) стоимость определяется покупаемым трудом,

д) меновая стоимость определяется заработной платой,

е) стоимость распадается на заработную плату, прибыль и ренту,

ж) стоимость определяется издержками производства?

 

11. Какие из определений заработной платы принадлежат Смиту:

а) заработная плата – это превращенная форма стоимости и цены рабочей силы,

б) заработная плата – это минимум средств существования рабочего,

в) заработная плата – это плата за труд,

г) заработная плата – это цена труда?

 

12. Какие из смитовских определений прибыли соответствуют теории трудовой стоимости:

а) прибыль – это вычет из продукта труда рабочего,

б) прибыль – это результат труда рабочего сверх эквивалента его заработной платы,

в) прибыль – это предпринимательский доход капиталиста,

д) прибыль – это вознаграждение предпринимателя за риск при применении капитала?

 

13. Какие из смитовских определений ренты соответствуют теории трудовой стоимости:

а) рента – это неоплаченный труд рабочего,

б) рента – это элемент издержек производства,

в) рента – это продукт человеческого труда и природы,

г) рента – это продукт природы,

д) рента – это вычет из продукта труда рабочего,

е) рента – это продукт человеческого труда?

 

14. Какие из положений, сформулированные Смитом в учении о капитале и его воспроизводстве, не являются ошибочными:

а) капитал делится на основной и оборотный,

б) оборотный капитал меняет свою натуральную форму в своем движении,

в) основной капитал не обращается,

г) деление капитала на основной и оборотный относится ко всем отраслям народного хозяйства, д) стоимость общественного продукта без остатка распадается на доходы,

е) стоимость общественного продукта равняется сумме заработной платы, прибыли и ренты?

 

15. Какие из смитовских положений о производительном труде являются верными:

а) труд производителен, если он оплачивается из капитала,

б) труд производителен, если он приносит прибыль,

в) труд по оказанию услуг не является производительным,

г) труд производителен, если он создает товар,

д) труд производителен, если он занят во всех отраслях народного хозяйства,

е) труд, занятый в сельском хозяйстве, более производителен, чем в промышленности?

16. Назовите, по Рикардо, главную задачу политической экономии:

а) исследование потребностей человека,

б) анализ ограниченности ресурсов,

в) рациональное распределение ограниченных ресурсов,

г) анализ спроса и предложения,

д) анализ развития производительных сил,

е) определение законов, управляющих распределением созданного продукта между классами,

ж) анализ качественных характеристик капитализма,

з) выявление количественных отношений между заработной платой, прибылью и рентой.

17. Чем определяется, по Рикардо, меновая стоимость товаров:

а) полезностью,

б) потребительной стоимостью,

в) индивидуальными затратами труда,

г) природными факторами,

д) общественной производительностью труда,

е) затратами труда, осуществленными при самых неблагоприятных условиях производства?

18. Укажите ошибочные положения, сформулированные Рикардо в его учении о прибыли и земельной ренте:

а) прибыль есть неоплаченный труд рабочих,

б) повышение производительности труда увеличивает прибыль,

в) неизменная величина рабочего дня,

г) закон падения нормы прибыли,

д) с развитием общества все большая часть стоимости должна идти на заработную плату,

е) образование ренты не противоречит закону стоимости,

ж) величина ренты зависти от цены,

з) цена не зависит от величины ренты,

и) стоимость всей массы продуктов сельского хозяйства регулируется затратами на худших землях.

 

19. Задачей государства в эпоху меркантилизма стало:

а) увеличение запасов драгоценных металлов в стране;

б) увеличение количества рабов в стране;

в) уменьшение запасов драгоценных металлов в стране;

г) уменьшение количества рабов в стране.

 

20. Выберите из нижеперечисленного основные способы достижения меркантилистами своей цели:

а) не допускать ввоза в страну дорогих товаров;

б) не допускать вывоза денег (драгоценных металлов) из страны;

в) закупка дешевого сырья из-за границы и поставка на экспорт готовых изделий;

г) все варианты верны.

 

21. Основными инструментами меркантилизма были:

а) квота;

б) пошлина;

в) эмбарго;

г) подходят только два первых варианта.

 

22. Ф. Кенэ предложил концепцию:

а) «чистого долга»;

б) «чистого продукта»;

в) «чистого убытка»;

г) нет верного варианта.

 

23. Денежное выражение стоимости чистого продукта получило название:

а) долг;

б) земельная рента;

в) налог;

г) процент.

 

24. Согласно учению Д. Рикардо величина дифференциальной земельной ренты зависит от:

а) качества земли;

б) местоположения земли;

в) условий залога земли под получение кредита;

г) верны только первые два варианта.

 

 

Тема 5. Историческая школа и маржиналистская революция; (оппозиция классической школе; три поколения исторической школы; австрийская школа и «спор о методе»; теории предельной полезности, альтернативных издержек, капитала и процента, неоавстрийская школа в ХХ в., теории предпринимательства)

План

3.1 Маржиналистская революция

3.1.1 Австрийская школа маржинализма

3.1.2 Лозаннская школа маржинализма

3.1.3 Неоклассическое направление маржинализма

3.2 Кейнсианство

3.3 Монетаризм

3.4 Институционализм.

В конце XIX века во многих государствах, например США, проходила вторая волна промышленного переворота. В связи с внедрением новейшего оборудования и резким увеличением товарооборота возникла потребность в анализе поведения покупателей и продавцов на рынке. Как следствие, получило развитие новое направление – «маржинализм» Маржинализм (marginale – с фр. «дополнительный») – направление экономической теории, объясняющее поведение хозяйствующих субъектов на основе анализа предельных величин.

К основным положениям маржинализма относятся:

- использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;

-основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;

-исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;

-предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;

-широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;

-гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

Маржинальная революция – переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму). «Маржиналистская революция», или «революция полезности», датируется исследователями истории экономической мысли началом 70-х гг. XIX в. Именно в эти годы независимо друг от друга английский экономист Уильям Ст. Джевонс, австрийский ученый Карл Менгер и основатель лозаннской школы французский экономист Леон Вальрас пришли к формулированию общих фундаментальных принципов экономического анализа и методов исследования базовых проблем экономики, в корне отличавшихся от постулатов классической теории.

Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835–1882гг.) – основателя математической школы, Карла Менгера (1840–1921гг.) – основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834–1910гг.) – основателя лозаннской школы.

Этот этап получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.

К недостаткам этого этапа относят следующее:

- категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров;

- оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.

Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842–1924гг.) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейтс Кларк (1847–1939гг.) – профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.

Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.

Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).

Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность.

Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов.

Эволюцию маржинальных идей на двух обозначенных выше этапах «маржинальной революции» можно охарактеризовать следующим образом.

Первое. Вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно, исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но затем неоклассики (второй этап «маржи­нальной революции») обосновали необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу.

Второе. Маржиналисты первой волны (субъективное направление экономической мысли), используя, подобно «классикам», причинно-следственный анализ, как бы повторили своих предшественников. Речь идет о том, что приверженность каузальному подходу привела и тех и других к признанию стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Правда, с одной существенной разницей: «классическая школа» считала первичной в экономике сферу производства и источником формирования стоимости издержки производства, а «субъективная школа» считала первичной сферу потребления и обусловленность цен полезностью товаров и услуг.

В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключили из «поля зрения» экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отноше­нию друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно, и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены). Неоклассики, образно говоря, «объединили» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло естественное объединение обеих теорий стоимости (издержек «классиков» и полезности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности.

Третье. В отличие от первого этапа «маржинальной революции» на втором ее этапе наряду с функциональным методом экономического анализа всемерно утвердился и метод математического моделирования экономических процессов как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, т.е. отдельных хозяйствующих субъектов, из-за чего у неоклассиков незаслуженно из предмета экономической науки вплоть до 30-х гг. ХХ в. выпала проблематика факторов роста экономики и макроисследования.

И четвертое. Неоклассики переняли у «первых учителей экономической науки», т.е. у классиков, главное – приверженность принципам экономического либерализма и стремление «держаться чистого знания» или, как еще говорят, «чистой теории» без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому признавая, что маржиналисты «второй волны», в отличие от маржиналистов «первой волны», да и в отличие от классиков расширили предмет исследования, надо признать и обратное: неоклассики в то же время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки проблематики как социальной, так и макроэкономической направленности.

Основой маржинализма являются работы экономистов-математиков, в частности Германа Генриха Госсена (1810–1858гг.). Он сформулировал два закона, которые в дальнейшем получили развитие в работах маржиналистов:

- потребность в конкретном товаре (благе) уменьшается по мере увеличения его запаса у потребителя;

- потребитель максимизирует полезность, когда предельные полезности всех потребляемых им благ равны.

Маржиналисты заменили термин «товар» на термин «благо» (см. табл.3.1).

Таблица 3.1

Сравнение терминов «благо» и «товар»

Благо – это вещь, удовлетворяющая определенные потребности Товар – это продукт или услуга, предназначенные для продажи

 

В работе «Развитие законов человеческого обмена и вытекающих из них правил человеческой деятельности» (1854) Госсен утверждал, что абсолютная полезность, остающаяся неизменной в различных обстоятельствах времени и места, не существует. Ценность и, следовательно, полезность товара следует рассматривать не в абсолютных терминах, а в относительных. Полезность отражает отношение между благом (потребляемым количеством его) и потребляющим субъектом. Классификация благ, предложенная Госсеном, включала три основных типа товаров: а) потребительские блага, обладающие способностью приносить потребителям непосредственную полезность, используемые в процессе личного потребления и приносящие удовлетворение; б) товары «второго класса», определяемые в современной теории как комплементарные товары, также необходимые потребителям для целей получения удовлетворения; в) товары «третьего класса», используемые для производства других товаров («капитальные блага») и связанные с процессом личного потребления не прямо, а опосредованно. Анализируя процесс обмена товаров, Госсен утверждал, что обмен должен быть взаимовыгодным для его участников и иметь место до той точки, в которой «ценности последних единиц двух обмениваемых товаров станут равными». В истории экономической мысли эти выводы Госсена явились явным предвосхищением основополагающих элементов экономической теории, развитой десятилетиями спустя отцами-основоположниками (У. Ст. Джевонсом и представителями австрийской школы – ее основателем К. Менгером, а также его последователями Е. Бем-Баверком и Ф. Визером).

За 28 лет до публикации работы Г.Госсена в другой части Германии, в Пруссии, вышел в свет первый том сочинения Иоганна Генриха фон Тюнена (1783–1850гг.) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (1826г.).

Тюнен построил идеальную модель замкнутой, «закрытой» экономики, в центре которой большой город, окруженный со всех сторон земельными площадями одинакового плодородия. В городе сосредоточено промышленное производство и одновременно город является местом спроса производимых за его пределами продуктов различных отраслей сельского хозяйства. Земли вокруг города рассредоточиваются расширяющимися концентрическими кругами («поясами»), расположенными по убывающей интенсивности их использования.

Анализ «форм» ведения сельскохозяйственного производства предполагал у Тюнена исследование широкого спектра проблем – от вопросов размещения производства и использования пространства до определения цен, издержек, заработной платы, земельной ренты, возможных прибылей или убытков.

Из всех факторов, влияющих на размещение сельскохозяйственных культур, Тюнен выделял соотношение ценности (рыночной цены) продукта и его физического размера – массы или объема. «По мере удалении от города земля будет все более отводиться под такие продукты, провоз которых дешевле по отношению к их стоимости». Поэтому земли, непосредственно прилегающие к городу, будут представлять первый «пояс», или круг с наименьшим радиусом, и отведены под «вольное хозяйство», где выращиваются нежные сорта огородных растений (такие, как цветная капуста, клубника, салат). Это продукты скоропортящиеся либо труднотранспортируемые. Второй пояс земель будет отведен под лесное хозяйство, доставляющее городу топливо, строевой лес, материалы для строительства.

Согласно Тюнену годовой продукт семьи от ведения самостоятельного фермерского хозяйства будет составлять:

p=(a+y)+q(a+y)z (1)

где – а есть известная величина, представляющая собой годовой прожиточный минимум, необходимый для существования работника и его семьи;

у – излишек зерна, который может быть использован на накопление (величина неизвестная);

(а+у) – ежегодный доход работника и его семьи, измеренный в единицах зерна;

z – средняя (обычная) норма прибыли в стране (величина неизвестная);

р – средний годовой продукт семьи работника» использующей q единиц капитала (известная величина).

Отсюда норму прибыли можно записать так:

(2)

При условии, что семья работника превращает свой ежегодный излишек зерна у в капитал годовая прибыль на капитал примет вид:

 

(3)

 

Естественно предположить, что новоявленный капиталист-фермер (рабочий и его семья) будут стремиться максимизировать свой годовой доход zy, представляющий собой в уравнении (3) функцию от аргумента у. Функция годового дохода достигнет максимума, когда первая производная от нее будет равна 0, т.е.

(4)

 

Решение уравнения (4) для (а+у) даст искомый уровень «естественной заработной платы: . Эта формула была по-разному интерпретирована критиками Тюнена, но Тюнен считал эту величину количественным выражением «справедливой» заработной платы, формирующейся на основе участия рабочих в прибылях..

В историю экономического анализа Тюнен вошел как первый экономист, использовавший «дифференциальное исчисление как форму экономического рассуждения», «одним из святых – покровителей эконометрии», экономистом-аналитиком, ясно представлявшим «общую взаимозависимость всех экономических величин и необходимость выражения этого космоса с помощью системы уравнений».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.