КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессы принятия решений для повторных покупок
Рис. 34. Процесс принятия решения потребителем
После предпокупочной оценки вариантов следует сделать выбор, который, возможно, будет связан с намерением потребителя сделать покупку. Намерения потребителя делятся на следующие три категории. 1. Четко запланированная покупка — продукт и марка выбраны заранее. 2. Частично запланированная покупка — есть намерение купить данный продукт, но выбор марки продолжается вплоть до совершения покупки. 3. Незапланированная покупка — продукт и марка выбираются на месте продажи. Четко запланированная покупка иногда является результатом высокого уровня заинтересованности и расширенного решения проблемы — покупатель точно знает, чего он хочет, и покупает именно тот продукт, который полностью отвечает его пожеланиям. Четко запланированные покупки характерны и для низкого уровня заинтересованности. Покупатель заранее составляет список продуктов определенных марок, которые собирается покупать. Посещение магазина затем сводится к обычному беглому просмотру товаров на полках. Но здесь имеют значение два момента: знание расположения и планировки магазина и время, отпущенное на просмотр и принятие решения на месте. К частично запланированной покупке справедливо будет отнести запланированную покупку, но с выбором марки на месте продажи. Посещение может стать в этом случае важной формой поиска информации, особенно при высоком уровне заинтересованности. Но когда заинтересованность слабая, правило решения часто сводится к принципу: «Куплю одну из марок, которые я уже рассматривал как приемлемые». Окончательное решение может зависеть от предложенных мер по стимулированию спроса, например: снижения цены, специальной выкладки товаров, упаковки.
Маркетологи спорили, можно ли считать незапланированной ту покупку, непосредственно перед совершением которой не было четко выраженного намерения купить? Является ли это, строго говоря, «импульсом». До 50% покупок совершается под влиянием момента, поэтому важно понять лежащую в их основе причину. Покупка может считаться спланированной, даже если определенное намерение не было выражено вербально или в списке покупок. Определенную роль в покупке имеет импульсивное действие человека, которое характеризуется набором влияния. Импульсивная покупка происходит тогда, когда потребитель испытывает внезапное, часто мощное и настойчивое побуждение купить что-то немедленно. Импульсивная покупка имеет тенденцию совершаться с минимальным учетом ее последствий. В соответствии с этим определением импульсивная покупка ориентирована не на решение проблемы потребителя. К импульсивной покупке применимы следующие характеристики. Спонтанность — решение купить неожиданно и побуждает потребителя купить тотчас, часто в ответ на прямую визуальную стимуляцию на месте. Энергия, принуждение и интенсивность покупки — может существовать мотивация отложить все остальные дела и покупать немедленно. Волнение, возбуждение — эти внезапные побуждения купить часто сопровождаются указанными. Игнорирование последствий покупки — побуждение купить может быть настолько сильным, что возможность негативных последствий игнорируется. Импульсивная покупка (незапланированная, под влиянием момента, вызванная увиденным изображением продукта или стимулированием продажи в торговой точке) имеет ряд важных отличительных признаков.
Будучи вполне довольными привычной маркой, потребители интересуются и другими. Мотивом выступает желание разнообразия. Как правило, потребитель ищет разнообразия тогда, когда есть много сходных вариантов, когда часто меняют марки и часто делают покупки. Играя на присущем человеку желании разнообразия, некоторые рекламные плакаты вопрошают: «Хотите немного остроты в жизни?» или «Устали от одного и того же?» При незапланированных покупках поведение потребителя предполагает риск в том смысле, что любое его действие может привести к последствиям, которые не возможно предугадать. Различается несколько типов ощущения риска: физический (опасность увечья), психологический (особенно негативные представления о самом себе), качественный (опасения, что изделие не будет отвечать ожиданиям) и финансовый (риск понести убытки). Решение о выборе торговой марки окончательно не сформировано вплоть до момента покупки, даже если до посещения магазина потребитель точно знает, какую марку он собирается купить. Всегда существует вероятность того, что он изменит решение под влиянием рекламы на месте покупки или вследствие доводов продавца. Кроме того, совершению покупки предшествует не одно только решение о выборе марки. Акт покупки представляет собой сложный процесс выбора, включающий более мелкие решения о времени и месте покупки, возможности купить с помощью почтовой рассылки, а не в магазине, а также о способе оплаты (например, в рассрочку). К потребителю уже совершившему покупку, менеджер по маркетингу интереса не теряет. Фирмы выживают и потому, что развивают у покупателей лояльность к своему товару, умеют убедить вновь и вновь покупать их марку или посещать их магазин. Такие покупатели делятся положительной информацией с другими. Более того, рост продаж обеспечивают уже существующие, а не новые потребители. Если это так, они должны быть удовлетворены своими покупками. Компания должна делать все, что в ее силах, чтобы покупатели были довольны покупкой, и даже после ее осуществления их необходимо заверять в правильности сделанного выбора. Таким образом, необходим анализ послепокупочного поведения, который учитывает множество действий. Среди них забота о продукте, его усовершенствование или ремонт, разговоры о нем с другими людьми и, наконец, распоряжение продуктом после его использования или когда в нем исчезает необходимость.
Естественно, покупатель, осознавший потребность в продукте, может не выполнять всех перечисленных шагов и не делать покупку: стесненность в средствах или конфликт интересов могут переключить внимание человека на что-нибудь другое. Но если потребитель прошел все описанные выше этапы покупательского процесса, то на его конкретное поведение будут оказывать влияние множество факторов: мнения окружающих, самооценка, общая мотивация и характер, часто — социальный класс, стадия жизненного цикла семьи и группа, с которой он себя отождествляет. Объяснение природы этих влияний на выбор потребителя — основная задача приложения науки о поведении к маркетингу. Попытка изменить имидж марки иногда сопровождается неприятностями для фирмы. Компания Cadillac в 70-е годы, после энергетического кризиса, стала выпускать автомобили меньших размеров с целью уменьшить расход бензина. Однако автомобили Cadillac меньших размеров не соответствовали имиджу марки на основном рынке. Многие покупатели — приверженцы фирмы хотели иметь роскошные автомобили, даже если они требовали большего расхода бензина. В результате продажи стали сокращаться, и фирма лишилась почти четверти своей доли на рынке автомобилей «люкс». Для возвращения утерянных позиций выпуск машины прежних размеров возобновился. Удовлетворение или недовольство торговой маркой — это два возможных последствия решения покупателя приобрести марку. Постпокупочная оценка после первого опробования является, пожалуй, ключевым фактором успеха новой торговой марки. Если маркане способна удовлетворить потребителя, она обречена, какими бы эффективными ни были реклама, стимулирование спроса и распределение. Как говорит пословица, хорошая реклама губит плохой продукт. Мысли и ощущения потребителя по поводу марки после потребления откладываются в долговременной памяти и, возможно, меняют оценочные критерии, с помощью которых человек сравнивает марки данной категории. Они могут также изменить процесс поиска и сбора информации, способ осознания потребностей и другие аспекты процесса принятия решения.
Долговременное удовлетворение торговой маркой необходимо для обеспечения повторной покупки и закрепления успеха. Для того чтобы потребитель приобрел марку вновь, ему не обязательно получить от нее полное удовлетворение, он должен быть удовлетворен достаточно, но в большей мере, чем другой маркой. Следовательно, при управлении маркетингом следует постоянно наблюдать за шкалой удовлетворения потребителей для своевременного принятия мер при обнаружении негативной тенденции. Кроме того, продавцы могут принимать и упреждающие меры по удовлетворению потребителя, стремясь не дать конкурентам взять верх в таком важном аспекте. Процесс постоянного совершенствования продуктов и их поставки представляет собой жизнеспособную маркетинговую стратегию, которая может обеспечить фирме ценное конкурентное преимущество. Важная форма процесса принятия решения — поиск разнообразия. Потребитель пробует различные марки, чтобы вызвать у себя некоторый интерес к покупке и избежать скуки. Процесс принятия решения сводится к выбору марки для покупки. Данные одного из опросов свидетельствуют, что потребители, покупающие такие продукты, как приправа для салатов или печенье, переходят от одной марки к другой, чтобы попробовать что-то новое. Такие потребители видят достаточно различий между марками приправы для салата или печенья, чтобы оправдать поиск информации, но не считают это настолько важным, чтобы начать серьезно размышлять о покупке. Главная задача маркетолога — определить степень заинтересованности потребителя в приобретении товара. Существуют различные методы, формы опросников для определения заинтересованности в разных продуктах. Один из таких опросников приведен на рис. 35. Исследуя и объясняя ежедневные поведенческие ситуации, специалист по маркетингу должен помнить следующее. 1. Возможные процессы решения о покупке варьируют от расширенного до импульсивного. 2. Потребители различаются между собой. Одними движет высокая заинтересованность, и они принимают расширенное решение о 3. В некоторых случаях имеющейся информации недостаточно для адекватного маркетингового исследования ситуации.
Важный _I_I_I_I_I_I_ неважный* Не интересует _I_I_I_I_I_I_ интересует Неуместный _I_I_I_I_I_I_ уместный Много для меня значит _I_I_I_I_I_ ничего для меня не значит Бесполезный _I_I_I_I_I_I_ полезный Ценный _I_I_I_I_I_I_ дешевый* Обыденный _I_I_I_I_I_I_ существенный Выгодный _I_I_I_I_I_I_ невыгодный* Имеет для меня значение _I_I_I_I_I_ не имеет значение для меня Неинтересный _I_I_I_I_I_I_ интересный Значительный _I_I_I_I_I_I_ незначительный* Жизненно важный _I_I_I_I_I_I_ абсолютно не нужный* Скучный _I_I_I_I_I_I_ интересный Не волнует _I_I_I_I_I_I_ волнует Привлекательный _I_I_I_I_I_I_ непривлекательный* Будничный _I_I_I_I_I_I_ пленительный Существенный _I_I_I_I_I_I_ несущественный* Нежелательный _I_I_I_I_I_I_ желательный Нелишний _I_I_I_I_I_I_ лишний* Ненужный _I_I_I_I_I_I_ нужный Слова слева означают низкую заинтересованность, справа – высокую. Баллы – от 1 до 7. По позициям со знаком «*» ставить баллы в обратном направлении Рис. 35. Опросник личной заинтересованности в покупке Тема 13. Осознание потребителем потребности в товаре и информационный поиск Процесс принятия решения о покупке начинается с осознания покупателем потребности или нужды — потребитель осознает разницу между реальным и желаемым состояниями. Потребность может возникнуть под действием внутренних раздражителей, когда такие естественные человеческие потребности, как голод, жажда, становятся настолько настоятельными, что превращаются в побуждение. В соответствии с этим первая стадия процесса принятия решения называется осознанием потребности, которая определяется как осознание разницы между желаемым состоянием дел и фактической ситуацией, достаточной, чтобы возбудить и активизировать процесс решения. Когда нужда признана, потребитель может заняться поисками потенциальной возможности ее удовлетворения. Это вторая стадия принятия решения, которая называется поиском и определяется как мотивированная активизация в памяти знания или приобретения информации из внешней среды. Процесс осознания потребности во многом зависит от того, насколько велико расхождение между фактическим состоянием потребителя и желаемым, в котором потребителю хотелось бы оказаться. Когда это расхождение достигает определенного уровня или превышает его, потребность осознана. На рис. 36 приведен процесс осознания потребности.
Расхождение между желаемым и фактическим процессом осознание потребности показано на рис. 37. На этом этапе необходимо понять те обстоятельства, которые подтолкнули человека к осознанию его проблем. Это означает, что надо получить ответы на вопросы: • Какие именно потребности появились? • Чем вызвано их возникновение? • Как они вывели человека на конкретный товар?
Рис. 37. Осознание потребности по степени расхождения Имея эту информацию, можно выявить наиболее сильные раздражители, которые в дальнейшем будут активно использоваться в маркетинговой деятельности. При этом следует учитывать, что предприятие может оказывать влияние лишь на маркетинговые стимулы. Воздействовать же на покупателя через побудительные факторы среды фирма может лишь опосредованно. Кроме того, колебания интенсивности потребности могут быть повышены с помощью умелой рекламы. Усилия по активизации осознания потребности различаются тем, будут ли они пытаться стимулировать основные потребности или спрос. Маркетинговая активность, концентрирующая внимание на основных потребностях, представляет собой попытку вызвать осознание основной потребности. Осознание потребности происходит тогда, когда стимулируется нужда в марке внутри товарной категории. Когда осознание потребности произошло, потребитель занимается поиском способов ее удовлетворения. Поиск можно определить как мотивированную активизацию знаний, хранящихся в памяти, или приобретение информации из внешней среды. Согласно этому определению поиск по своему характеру может быть либо внутренним, либо внешним. Внутренний поиск включает извлечение знаний из памяти, тогда как внешний поиск состоит в сборе информации на рынке. Внутренний поиск начинается сразу же после осознания потребности. Это не что иное, как поиск относящихся к решению проблемы знаний, которые хранятся в так называемой долговременной памяти (рис. 38).
Да Нет
Рис. 38. Процесс внутреннего поиска Если в результате поиска получена достаточная информация для обеспечения удовлетворительного хода действий, внешний поиск не обязателен. Человек вспоминает и выполняет решения, много раз принимавшиеся в прошлом. Например, известно, что 60% потребителей, нуждающихся в услугах авторемонтных мастерских, делают свой выбор, обращаясь к имеющимся у них знаниям, и лишь 40% обращаются к внешнему поиску. Степень удовлетворения предыдущей покупкой также обусловливает выбор вида поиска. Если потребитель был удовлетворен результатами предыдущего акта покупки, внутреннего поиска может быть достаточно. Так бывает в случае привычного принятия решений, когда потребитель просто по памяти покупает ту же марку, что и раньше. Если внутренний поиск не дал результатов, потребитель начнет собирать дополнительную информацию из внешней среды. Внешний поиск, которым движет предстоящее решение о покупке, называется предпокупочным поиском. Этот тип внешнего поиска можно противопоставить так называемому непрерывному поиску, при котором информация собирается регулярно, независимо от спорадической потребности купить. Например, подписчик автомобильных журналов находится в непрерывном поиске данных о новых автомобилях. Те же журналы можно использовать и для предпокупочного поиска. Уровень вовлеченности определяет, насколько актуальным и важным данный выбор является для того, кто принимает решение. Следующие факторы сказываются на степени вовлеченности. Самооценка. Если решение затрагивает самооценку того, кто его принимает, то степень вовлеченности скорее всего будет большой. Так, приобретение автомобилей, дорогой одежды и ювелирных изделий требует намного большей вовлеченности, чем выбор марки мыла или маргарина. Осознанный риск. Вполне вероятно, что степень вовлеченности будет большой, когда осознается большой риск возможной ошибки. Степень риска, связанного с возможностью покупки плохого дома из-за масштабов соответствующих отрицательных последствий в результате неправильного выбора, будет несоизмеримо большей, чем степень подобного риска при покупке жевательной резинки. Как правило, чем выше цена покупки, тем больше риск. Социальные факторы. Степень вовлеченности может оказаться большой, если выбор зависит от общественного одобрения. Выбор клуба для гольфа может отличаться очень высоким уровнем вовлеченности, поскольку решение может определять социальное положение человека среди других любителей гольфа. Основной мотив предпокупочных поисков — желание сделать наилучший выбор. Непрерывный поиск может быть мотивирован стремлением создать базу данных и использовать ее в будущем для принятия решения. Однако ведение непрерывного поиска может просто доставлять человеку удовольствие. Следует отметить, что непрерывный поиск может вызвать потребность в предпокупочном поиске. Потребители, активно ведущие непрерывный поиск, обладают большей информацией в памяти, поэтому им нужны меньшие по объему предпокупочные поиски для принятия решения. В табл. 9 указаны три главных параметра потребительского поиска: размах, направление и последовательность. Размах представляет собой суммарный объем поиска. Он отражается в количестве торговых марок, магазинов, показателей продукта и источников информации, рассмотренных за время поиска, а также в потраченном на него времени. Направление означает специфическое содержание поиска. Здесь упор делается на конкретные марки и магазины, включенные в поиск, а не просто их количество. Третий параметр — последовательность — отражает тот порядок, в котором ведется поиск. Хотя необходимо знать, сколько времени на поиск тратят потребители, прежде чем сделать покупку, не менее важно знать, в каком направлении ведется поиск. Продавцам особенно интересно, на какой именно показатель конкретного товара обращает внимание потребитель в процессе поиска. Если во время поиска потребитель сосредоточен на цене, то это может повлиять на ценовую стратегию компании. Например, администрация продовольственных магазинов скорее откликнется на снижение цены продуктов повышенного спроса (газированная вода, молоко, бананы) со стороны конкурентов, поскольку сравнение цен увеличивает количество покупателей. Таблица 9
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |