КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Врожденный туберкулез
Врожденный туберкулез развивается при внутриутробном заражении плода. Механизм развития: При диссеминированном туберкулезе матери поражается, обычно, плацента. Инфицирование плода происходит гематогенным путем. Микобактерии туберкулеза попадают через пупочную вену к плоду, где задерживаются преимущественно в печени. Для врожденного туберкулеза характерно: ♦ возникновение первичного очага в печени; ♦ поражение регионарных портальных лимфатических сосудов; ♦ в последующем - генерализация процесса с поражением других органов, в том числе и легких. Все другие внелегочные формы туберкулеза у детей: туберкулез позвоночника, суставов, мочеполовой системы, печени встречаются изолированно крайне редко. Чаще они являются следствием лимфогематогенной диссеми-нации туберкулезной инфекции, и у детей обычно сочетаются с туберкулезом органов дыхания. Программа комплексного обследования пациента при подозрении на туберкулез: ♦ тщательный сбор анамнеза (сроки и качество проведения вакцинации БЦЖ, выявление контакта с источником заражения); ♦ полное физикальное обследование (оценка весоростовых показателей, исследование всех групп периферических лимфоузлов, перкуссия и аускультация легких, определение размеров
печени, селезенки и пр.); ♦ бактериологическое обследование (мокроты, промывных вод бронхов и желудка, мочи); ♦ туберкулинодиагностика (внутрикожная проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л, а при отрицательном результате - со 100 ТЕ ППД-Л, туберкулинопровокационные пробы); ♦ бронхоскопия; ♦ позиционная рентгенография и томография; ♦ лабораторные исследования: клинические анализы крови и мочи, билирубин, ACT, АЛТ крови. Основные принципы лечения туберкулеза: Лечение проводится с учетом возраста ребенка, формы и активности туберкулезного процесса, оно должно быть комплексным, этапным и длительным: I этап - интенсивная фаза лечения в условиях стационара, продолжительность - 8 недель. II этап - фаза продолжения лечения в стационаре или санатории - от 16 до 20 недель. III этап - диспансерное наблюдение в условиях противотуберкулезного диспансера. Медикаментозная терапия: Химиотерапия - основной метод лечения детей, больных туберкулезом, начинается немедленно при установлении диагноза, проводится антибактериальными противотуберкулезными препаратами в различных комбинациях, длительно и непрерывно. I фаза лечения: Интенсивная химиотерапия из 3-х препаратов - изониазид, рифампицин, пиразинамид, или комбинация из 4-х препаратов -изониазид, рифампицин, стрептомицин, пиразинамид. Ежемесячно проводится общеклиническое обследование, клинические и биохимические анализы крови (билирубин, АЛТ, ACT), исследования мочи, анализ мокроты на МБТ с определением чувствительности к химиопрепаратам, рентгенологический контроль (через 3 месяца). В результате проведенного лечения должны ликвидироваться воспалительные изменения, восстановиться функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. // фаза - продолжение лечения: Химиотерапия - комбинации из 2-х (изониазид и пиразинамид) или 3-х препаратов (изониазид, пиразинамид, этамбутол) в II этапа. / этап: курс лечения (8 недель) - проводится больным с первичным туберкулезом. По окончании лечения должны ликвидироваться деструктивные изменения (при минимальных остаточных изменениях в пораженном органе), прекратиться бактериовыделение в 100% случаев. // этап (длительность 12 недель) - проводится больным с осложненными формами первичного туберкулеза и бактериовы-делением. По окончании лечения должны ликвидироваться деструкции и воспалительные изменения в 85% случаев, восстановиться функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в 85% случаев, прекратиться бак-териовыделение в 100% случаев. Курс химиотерапии необходимо проводить под контролем печеночных проб (препараты гепатотоксичны), анализов мочи (в связи с нефротоксичностью препаратов) и анализов мокроты на чувствительность к химиопрепаратам (из-за быстрого развития резистентных форм). Патогенетическая терапия: десенсибилизирующие средства (препараты кальция), антигистаминные средства, витаминотерапия (препараты группы В с обязательным включением пиридокси-на, С, Р, А), иммунотерапия. Наибольшая эффективность химиотерапии достигается при проведении ее в санаторных условиях, где широко используются общеукрепляющие мероприятия, в особенности, климатолечение. Комплексная, длительная, специфическая терапия обеспечивает стойкое излечение и предупреждает развитие генерализованных форм туберкулеза. Профилактика туберкулеза: 1. Противоэпидемическая работа в очаге инфекции (госпитализация больного и интенсивное комплексное лечение в стационаре до полного прекращения бактериовыделения, проведение заключительной дезинфекции, регулярное наблюдение и обследование контактных лиц из очага). 2. Динамическое наблюдение за группой риска и своевременное ее оздоровление. В группу риска входят: ♦ дети и подростки с отягощенной наследственностью по туберкулезу (из семейных контактов, с
виражом туберкулиновых проб); ♦ пациенты с хроническими заболеваниями органов дыхания, сахарным диабетом, язвенной болезнью, получающие кортикостероидную и лучевую терапию; ♦ социально дезадаптированная группа населения; ♦ женщины в период беременности; ♦ медицинские работники скорой помощи, отделений интенсивной терапии; ♦ педагоги. 3. Проведение превентивного лечения всем контактным. 4. Повышение санитарно-гигиенической культуры населения. 5. Регулярное обследование сотрудников всех детских учреждений, особенно дошкольных, в туберкулезном диспансере. 6. Организация оздоровительных мероприятий среди всего детского населения. 7. Санитарно-просветительная работа среди населения с использованием средств массовой информации. Специфическая профилактика туберкулеза у детей: Вакцинация (ревакцинация) БЦЖ, БЦЖ-М - проводится согласно календарю прививок здоровым новорожденным и неинфи-цированным микобактериями туберкулеза детям в 1-м, 5-м и 10-м классах школы при отсутствии противопоказаний. Превентивное лечение туберкулеза - проводится для предупреждения случаев заболевания туберкулезом: 1. Детям и подросткам, впервые инфицированным туберкулезом (в раннем периоде туберкулезной инфекции с виражом туберкулиновых проб, в раннем периоде туберкулезной интоксикации). 2. Детям и подросткам, инфицированным туберкулезом с усиливающейся туберкулиновой чувствительностью и ранее инфицированным туберкулезом с гиперергической реакцией на туберкулин. 3. Детям и подросткам, находящимся в контакте с больными туберкулезом. Схема превентивного лечения: 1. Изониазид по 10 мг/кг 1 раз в день после еды в сочетании с пиридоксином. 2. Пиразинамид по 25 мг/кг в 10.00 после еды ежедневно. 3. Этамбутол по 20 мг/кг через день в 17.30 до еды. Продолжительность курса превентивного лечения - 2-3 месяца, проводится под контролем общеклинического обследования. Прогноз: в настоящее время прогноз при ранней диагностике и своевременном комплексном лечении, в большинстве случаев, благоприятный. В 75% случаев через 9-12 месяцев наблюдается полное рассасывание патологических изменений в легочной ткани и во внутригрудных лимфатических узлах. В 25% случаев - процесс заканчивается или уплотнением, или кальцинацией, в основном, во внутригрудных лимфатических узлах. Снижается эффективность лечения туберкулеза и отягощается прогноз при наличии интеркуррентных заболеваний. Прогноз всегда остается серьезным для детей раннего возраста из социально неблагополучных семей и бациллярных очагов. Сестринский процесс при туберкулезе Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы и удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы ребенка: ♦ нарушение питания из-за снижения аппетита; ♦ нарушение терморегуляции; ♦ дефицит жидкости; ♦ нарушение дыхания в связи с развитием патологического процесса в легких; ♦ высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций; ♦ высокий риск развития побочных эффектов на химиотерапию; ♦ беспокойство, тревога в связи с заболеванием; ♦ неспособность самостоятельно справиться с возникшими трудностями, низкая гигиеническая культура, дефицит самоухода; ♦ разлука с близкими, сверстниками; ♦ страх перед госпитализацией, обследованием и манипуляциями; ♦ социальная дезадаптация, отставание в учебе, снижение познавательной деятельности и пр. Возможные проблемы родителей: ♦ дефицит знаний о заболевании и прогнозе; ♦ страх за ребенка; ♦ изменение стереотипа жизни семьи в связи с необходимостью длительного лечения; ♦ недоверие к проводимому лечению; ♦ неадекватная оценка состояния ребенка; ♦ дефицит гигиенических знаний; ♦ заражение туберкулезом. Сестринское вмешательство. > Своевременно информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о возможных причинах заболевания, выяснить факторы риска, возможные контакты. Помочь им осознать необходимость проведения интенсивного комплексного лечения в стационаре до полного прекращения бактериовыделения, содействовать в госпитализации. > Обеспечить больному ребенку постельный режим на период разгара заболевания, комфортные условия для сна и отдыха. По мере расширения режима организовать прогулки в зеленой зоне, избегая шумных игр и физических нагрузок. > Помогать ребенку в проведении личной гигиены, побуждать его к самоуходу: обучить правильно и регулярно мыть руки, чистить зубы, ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за чистотой нательного белья. > Заранее готовить ребенка к манипуляциям с помощью терапевтической игры, объяснять мотивы тех или иных вмешательств на понятном ему языке, бережно выполнять все травмирующие манипуляции, ограничить их лишь самым необходимым количеством. Своевременно проводить санацию дыхательных путей. > Осуществлять строгий контроль за приемом пациентом противотуберкулезных препаратов. Строго придерживаться протокола лечения, соблюдать время приема препаратов: рифампицин -ежедневно в 8.30 натощак; изониазид в 10.00 - парентерально и 18.30 - перорально после еды, обязательно сочетая его с витамином В6; пиразинамид - через день в 10.00 после еды, этамбутол - до еды в 17.30 через день; запивать противотуберкулезные препараты следует молоком, киселем (во избежание их раздражающего! действия на слизистую оболочку желудка). > Необходимо увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, разведенных соков, отвара шиповника, успокаивающего и витаминизированного фиточаев, помимо этого дополнительно ввести кислородный коктейль. > Своевременно оценивать эффективность проводимой химиотерапии, сообщать врачу о побочных действиях препаратов (диспепсических расстройствах, нарушениях слуха, зрения, цветоощущения, токсико-аллергических реакциях, изменениях цвета мочи и пр.). > Обеспечить ребенка лечебным питанием (диета № 11). Диету рекомендуется дополнительно обогатить белком за счет творога, молочнокислых продуктов, рыбы, мяса, гречневой, рисовой, овсяной круп. Следует ограничить тугоплавкие жиры, использовать только высококачественные жиры (сливки, сметану, сливочное масло). В пищевой рацион следует дополнительно ввести витамины и минеральные соли за счет соков, свежих фруктов и овощей. > Организовать занятия ЛФК с целью повышения эмоционального тонуса у ребенка и улучшения функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Обучить его диафрагмальному типу дыхания и упражнениям с поворотом туловища, повышающим внутрибрюшное давление, приемам безболезненного откашливания и постурального дренажа, объяснить цель дренирующих упражнений. > Обеспечить познавательную деятельность, адекватную возможностям ребенка (дозированные учебные занятия, чередующиеся с отдыхом, интеллектуальные игры, просмотр детских телепередач, прослушивание любимых мелодий и пр.). Помогать им выражать свои желания и чувства, познакомить с выздоравливающими сверстниками, имеющими подобное заболевание, содействовать поддержанию положительных эмоций. > Систематически проводить санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей. Помочь родителям и ребенку после выписки из стационара осознать необходимость ежедневного соблюдения правил инфекционной безопасности в домашних условиях. Порекомендовать пользоваться только индивидуальной посудой (при необходимости, плевательницей), предметами ухода и одеждой. Убедить ежедневно осуществлять текущую дезинфекцию (обеззараживать посуду, плевательницы хлорсодержащими высококонцентрированными растворами с последующим их кипячением в 2% растворе натрия бикарбоната, а также обрабатывать ручки дверей, рабочие поверхности, предметы ухода 5% раствором хлорамина или современными дезинфектантами в концентрациях, рекомендуемых при данной инфекции, регулярно проводить влажную уборку и тщательное проветривание квартиры). > Посоветовать родителям продолжить динамическое наблюдение ребенка фтизиатром на III этапе лечения в туберкулезном диспансере, своевременно выполнять назначенные оздоровительные мероприятия (щадящий режим с пролонгированным сном, полноценное питание, курсы витаминотерапии и иммунокорригирующих средств, длительные прогулки на свежем воздухе, постепенно вводить элементы закаливания и пр.).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |