Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 8 страница




Праздность есть мать как всех пороков, так в особенности нецеломудрия. Вот почему, если хотите вы, христианские родители, иметь детей стыдливых, то старайтесь закалять их с самого раннего возраста, приучать их переносить и жар и холод, и нужду и скорби, упражняйте их в труде и работе и предохраняйте их от изнеженности, ибо изнеженное и отучневшее тело представляет из себя плодоносную почву для порока и нецеломудрия.

Наконец, очень многие родители бессознательно или сознательно бывают соблазнителями своих собственных детей своим неосторожным, а иногда даже беззастенчивым поведением. Сюда принадлежат те, например, родители, которые на глазах своих детей совершенно свободно одеваются и раздеваются, матери, которые недостаточно скромно и аккуратно кормят грудью своих малюток, которые оставляют четырех- и пятилетних и более детей спать в одной с собою спальне, а иногда даже кладут на одну с собою постель. Далее родители, которые между собою или с другими в присутствии детей ведут нескромные двусмысленные разговоры, рассказывают соблазнительные происшествия, допускают нескромные, безнравственные шутки и остроты, в грубых выражениях говорят о половых отношениях, слишком свободно держат себя в своем взаимном обращении и т.п.

Ко всем родителям, которые таким образом ведут себя на глазах детей своих, вдвойне, даже втройне приложимы страшные слова Спасителя: "Кто соблазнит единого из братии Моих меньших, верующих во имя Мое, тому лучше было бы, если бы жернов осельских повесили ему на шею и он потонул бы в пучине морской" (МФ.18).

Бойтесь же, христианские родители, навлечь на себя этот страшный приговор, избегайте в ваших разговорах всего того... что может для ваших детей быть камнем соблазна.

...Держите ваших детей до тех пор, пока это возможно, в неведении касательно половых отношений.

...Отвечайте на эти вопросы осторожно, уклончиво, не открывая им всей истины и не прибегая к обману и сказочным выдумкам.

III.... Наблюдайте за малыми детьми, чтобы они не имели никакого повода соблазняться на нарушения целомудрия. В этом случае должен быть бдительный глаз за спальнями малюток... Не дозволяйте детям различного пола спать в одной постели.

IV....Насаждайте в сердцах детей своих любовь к стыдливости и целомудренной честности из религиозных оснований, а не из приличий только света.

...Необходимо для этого постоянно указывать детям на глаз Бога, Который видит все сокровенное, проникает в самые глубокие тайники сердца, перед Которым ничто не может сокрыться, на каждое нечистое пожелание смотрит как на тяжкий грех.

Из многих проповедей митрополита Владимира взяты только эти, хотя большой интерес представляют его проповеди, обращенные к христианским родителям "О воспитании послушания", "О воспитании самоограничения или самоотвержения" современным и родителям, и воспитателям, и педагогам.

Печатается по изд.: О религиозном
воспитании детей. - М., 1993. - С. 26-59.

Вопросы и задания

1. Роль православия в образовании и воспитании человека в России.

2. К.Д.Ушинский о народном и религиозном воспитании.

3. Воспитательная роль исповеди и проповеди. Ваша оценка проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

Литература к лекции

1. Антология социальной работы. - М., 1994. - Т. I.

2. Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. - М., 1991.

3. Георгиевский В.Т. С.Т. Рачинский. - СПб., 1912.

4. Меньшиков В.М. Православная вера в пед. учении К.Д.Ушинского// К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 1994.

5. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. -М., 1992.

6. Христианское воспитание детей. - М., 1993.

7. Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. -Л., 1991.

8. Тальберг Н. История русской церкви: В 2 т. - М., 1994.

1 См.: Забелин И.Е. История города Москвы. - М. - С. 431-432.

2 См.: Ильин Иван. За национальную Россию//Слово. - 1991. - IV. - С. 55.

3 Там же. - С. 54.

1 Стрелкова Л.Ю. Народная школа С.А.Рачинского//С.А.Рачинский. Сельская школа. - М, 1991. - С. 100.

1 Царевский Л.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. - Казань, 1898. Репр. "Альфа". - Л., 1991. - С. 41.

2 Там же. - С. И.

1 См.: Христианское воспитание детей. - М., 1905. - С. 8. (Репринт)

2 Там же. - С. 10-16.

1 См.: Христианское воспитание детей. - М., 1905. - С. 37-50.

1 См.: Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского//К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 1994. - С. 49-70.

1 См.: Меньшиков В.М. Указ. соч. - С. 73.

2 Там же. - С. 75-76.

3 Там же. - С. 80.

4 Там же. - С. 80-81.

ЛЕКЦИЯ 11. ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ.
ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Н.К. Рерих о ненасилии. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании. Эксперимент К.Н. Вентцеля.

Все усиливающееся насилие в современном мире породило проблемы педагогики ненасилия1.

Понятие "педагогика ненасилия" не ново, так как к ней обращались многие видные отечественные педагоги (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.). В современной системе образования "педагогика ненасилия" - это не какое-то новое или самостоятельное направление, а практика педагогов, исключающих в своей работе принуждение личности.

Сегодня следует прислушаться к голосу ученых, которые говорят, что, прежде чем защищать природу, избавляться от голода, войн и бедствий технической цивилизации, следует "понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и сознающим, то есть совестливым"2. Обращение к педагогике ненасилия обусловлено тем, что это должно в корне изменить отношение взрослого поколения к детям, так как эта педагогика основана на гуманизме и взаимопонимании.

Сегодня сложно выступать против насилия в той или иной сфере. Тысячи лет человечество воспринимало войну как нечто неизбежное. Сегодня насилием разрешаются национальные и расовые конфликты. Уголовная преступность уносит жизни тысяч людей. Существует насилие над природой, над людьми в сфере производства, скрытое насилие над ребенком в сфере образования. Насилие в современной политике следует обозначить термином "агрессивность".

Это заставляет задуматься, как воспитать у детей миролюбие, негативное восприятие войны, гуманное отношение к людям и природе.

Необходимо пересмотреть существующую систему обучения и воспитания, построить ее по-новому и в соответствии с ней разработать

новые школьную и вузовскую программы подготовки учителей.

В ряде европейских стран существуют программы подготовки учителей в духе мира, изданы пособия по проблемам мира. В практике наших школ - это уроки мира, внеклассные мероприятия, которые больше носят пропагандистский, эпизодический характер.

Что же можно сделать в современных условиях, если существующие школа и педагогика несут в себе скрытое принуждение? Только одно - вносить в процесс воспитания элементы гуманизма: исключить из практики школы дисциплинарные отношения, опираясь на отношения взаимопонимания, диалог между воспитанником и воспитателем.

Понятие "ненасилие" существовало и существует в различных философских течениях. "В буддизме и индуизме все живое и неживое связано друг с другом, здесь нет противопоставления добра и зла. Здесь истинны утверждения, что мир - это реальность и одновременно мир - это иллюзия, все сущее существует и одновременно не существует, поэтому в человеке одновременно существует и доброе, и злое, и человек может поступать и насильственно, и ненасильственно"1.

Православие рассматривает ненасилие как любовь к Богу: "не убий", "возлюби ближнего своего", "не противься злому". Через любовь к Богу христианин познает и смысл любви к ближнему, он строит свои отношения с ним на ненасилии.

В истории образования идеи ненасилия неоднократно поднимались видными педагогами.

Веря в могущество детской природы, Ж.-Ж. Руссо считал первостепенным в воспитании предоставление ребенку полной свободы, изоляцию его от общества. В этом суть его свободного воспитания. Руссо был против принуждения ребенка обучением. В своей книге "Эмиль, или О воспитании" он писал: "Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получить их лишь из опыта, не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть виновным, никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить. Лишенный всякого нравственного мотива в своих поступках, он не может сделать ничего такого, что было бы нравственно злым и заслуживало бы наказания"2.

Здесь следует обратиться к теории свободного воспитания. Ж.-Ж. Руссо понимал свободу воспитания не как освобождение от чего-то, а как деятельность, причем самостоятельную деятельность, ребенка. Воспитатель не вмешивается в его деятельность, а наблюдает и, если потребуется, помогает.

В этом русле строили свою творческую деятельность многие отечественные ученые, писатели, педагоги.

Н.К.Рерих (1874-1947) Выдающийся русский художник, ученый, писатель и общественный деятель Николай Константинович Рерих, анализируя природу ненасилия, приходит к выводу, что "мир совершенствуется через культуру". Законы красоты смогут усовершенствовать человеческие отношения, гуманизм человеческих отношений возможен только с развитием культуры.

В сочинениях "Живая этика" и "Агния-йога" Рерих подчеркивал, что "рост духа не терпит насилия. Этим объясняется медленная эволюция человечества. Нельзя заставить дух расти. Даже нельзя понудить непрошенными советами"1.

Рерих выдвигает как первостепенное в воспитании уважение к личности человека, свободе личности, отрицание принуждения. Обучение, считал он, только тогда будет иметь успех, когда ученик достигнет высокого уровня самосознания. Это исключает насилие, а самовоспитание, самодисциплина и самосовершенствование должны быть в основе гуманной педагогики, педагогики ненасилия.

Свободное воспитание Свободное воспитание - это течение в педагогике во второй половине XIX - начале XX в., в основу которого положено утверждение, что развитие ребенка не должно стесняться ни какими ограничениями, что природа, заложив в ребенке определенные задатки и способности, противится их ограничению.

В европейских странах это течение появилось в XVII в. и было тесно связано с идеей Ж.-Ж. Руссо, сторонника естественного воспитания. В XIX в. шведская писательница и педагог Э.Кей в книге "Век ребенка" (1900) подчеркивала необходимость предоставления детям свободного развития, освобождения их от гнета взрослых, обучения их только тем знаниям, которые детям необходимы.

Во Франции пытался осуществить идею свободного воспитания С. Фора. В созданном им приюте "Улей" не было наказаний и поощрений, не было религиозного воспитания, обучения морали, обязательных во всех школах Франции. Уделялось большое внимание добровольному труду, где могли развиваться сотрудничество и взаимопомощь.

Известный итальянский педагог Мария Мантессори (1870- 1952) утверждала, что взрослые не имеют права вмешиваться в духовное развитие ребенка. Взрослые должны создать такие условия, где бы самостоятельно развивались задатки и способности ребенка. В открытом ею "Доме ребенка" (1907) она вела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами, не исключая из детской жизни игры, живое слово как средства воспитания и развития детей, предоставляя воспитателю наблюдение за процессом спонтанного раскрытия внутренней "жизненной силы" ребенка.

Критикуя существующую школу, она писала, что в ней присутствует муштра и игнорирование интересов ребенка. Она утверждала, что взрослые не могут навязывать ребенку свои законы, навыки и установки, так как он развивается по своим физическим законам.

В России Л.Н.Толстой первым обратился к проблеме свободного воспитания, считая, что в процессе воспитания совершенная природа ребенка калечится фальшивой культурой взрослых. Он критиковал существующую систему обучения и воспитания, считавшую, что процесс обучения в школе, содержание образования должны строиться только по желанию взрослых. Учить, полагал Толстой, следует не насилием, потому что дети запоминают только то, что хотят, и держат это в памяти столько, сколько хотят.

Л.Н.Толстой (1828-1910) Педагогическое наследие Льва Николаевича Толстого, писателя с мировым именем, властелина душ целой эпохи, гений которого поражал современников, явилось событием и в истории образования России. Философ и мыслитель, просветитель и основатель движения "толстовцев" был известен и как создатель оригинальной система обучения и воспитания.

Рассмотрим только один аспект его богатого педагогического наследия - отношение к вопросу свободного обучения и воспитания1.

Чтобы развеять мнение, что Толстой был сторонником теории свободного воспитания, обратимся к его практике создания Яснополянской школы.

Эта школа - плод его "трехлетнего увлечения педагогическим делом". Открывая школу, он ставил задачу воспитания творческой личности. "Если, - писал он, - ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать и копировать".

Школа была бесплатной, в ней учились 30-40 крестьянских ребят 7-13 лет. Занятия велись с 8 часов утра до 2 часов дня и после обеда продолжались до 8-9 часов вечера. Программа состояла из 12 предметов: чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук и Закон Божий.

Учителей было четверо. Через полчаса после звонка ребята приходили в школу, ничего не принося с собой.

"Никакого урока, - пишет Толстой, - ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера... Никогда никому не делают выговоров за опоздание, и никогда не опаздывают - нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу".

До обеда по расписанию было четыре урока, но иногда получалось три или два. Учитель мог начать арифметику, а затем переходил к геометрии; начав священную историю, вместо одного часа продолжал урок три часа. Случалось, что ученики просили учителя продолжать или прекращать занятия.

Главным в этой школе был психологический настрой. "Школа развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителями и учениками. Несмотря на все преимущества влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего влияния на большинство учеников".

Этот "ненасильственный" порядок в школе влиял на учеников так, что они "сильнее чувствовали потребность порядка".

Не каждый учитель мог понять беспорядок в школе. Ведь если войдя в класс и увидев "кучу малу", он попытается криком навести порядок, то шум и возня только увеличатся. Поэтому здесь был другой прием: учитель начинал раздавать книжки для чтения,

верхние с "кучи" их брали, и постепенно все садились и работали. Этот беспорядок уничтожался сам, без насилия.

Чем старше становились ученики, тем требовательнее они относились к порядку. Со временем они стали требовать следовать расписанию, были недовольны, когда их отрывали от урока, выгоняли малышей, которые к ним забегали и мешали.

Обычной стала обстановка, когда учитель приходил в класс и ученики обступали его у доски или садились на лавки вокруг него.

Вечерние уроки отличались от утренних. Это были уроки пения, постепенного чтения, свободных бесед, физических экспериментов; в это время ученики писали сочинения. Больше всего ребята любили чтение и различные опыты. После 9 часов дети с учителем шли кататься на санях, летом купаться.

В Яснополянской школе новыми были отношения между учениками и учителем. Толстой писал, что подобная школа может быть создана, если учителя откажутся "от старого взгляда на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик"1. В результате в школе была создана обстановка деятельности и творческой работы и учителей, и учеников, создан особый дух школы. "Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения - это дух школы. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью веского учителя"2.

Ребята учились с огромным желанием, нарушений дисциплины не было. Это достигалось бережным отношением к детям, простотой и добротой в общении.

"В школе у нас, - вспоминал В.С.Морозов, - было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто-нибудь из учеников допускал глупые шалости, не любил шалунов, которые смеялись нечистым смехом,

любил, чтобы на вопросы ему отвечали правду без задней выдумки"1.

В статье "Воспитание и образование" Толстой рассматривает образование в широком смысле, как "совокупность всех тех влияний, которые развивают человека". В этом влиянии, считал он, суть свободного образования. Свобода образования и воспитания - необходимое условие сознательной деятельности человека.

"Полная свобода, - писал он, - то есть отсутствие принуждения и выгод как для обучаемых, так и для обучающих, избавило бы людей от большой доли тех зол, которые производит принудительное образование".

Опыт Яснополянской школы подтверждал, что школа России должна основываться на принципах свободного образования без слепого копирования западноевропейского опыта. Толстой сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, получение научного образования. Ученик должен получить систему знаний, которые отражают действительность, труд и жизнь людей, общества.

Ученик должен иметь право выбора, говорить, что ему не подходит, или "уклониться от того образования, которое по инстинкту не удовлетворяет его: критериум педагогики есть только один - свобода"2.

За эти слова - "критериум педагогики - это свобода" Л.Н.Толстого и назвали основателем теории "свободного воспитания". Но его представления не укладываются в рамки определения этой теории, они гораздо шире и содержательнее.

В Яснополянской школе претворялась идея свободного творчества ребенка во время учебно-воспитательного процесса в сельской школе. Весь процесс обучения строился на интересе ребенка, недопустимости насилия и давления на него. На отсутствии принуждения ученика был построен свободный порядок в школе.

В статье "О свободном возникновении и развитии школ в народе" писатель доказывал, что отсутствие насилия при организации народного образования и есть тот путь, идя которым "дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и... безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования".

Гуманное отношение к ребенку - вот основной принцип свободного воспитания по Толстому. Свободное образование он рассматривал как предоставление народу, родителям определять, чему учить их детей в школах.

В начале XX в. идеи свободного воспитания увлекли прогрессивных педагогов России. С.Т. Шацкий, И.И. Горбунов-Посадов, А.У. Зеленко, Н.В. Чехов, К.Н. Вентцель были сторонниками свободного воспитания. Все их устремления были попыткой решить обострившиеся социальные проблемы общества "по-новому" организованного образования и воспитания, попыткой изменить общество путем нового воспитания.

К.Н.Вентцель (1857-1947) Имя Константина Николаевича Вентцеля современному учителю известно мало, так как, дав ему характеристику "мелкобуржуазного ученого", "идеалиста" (Е.Н. Медынский), ученые молчали о его эксперименте и интересных педагогических исканиях. Позднее на одной страничке учебника "История педагогики" (М., 1982) сообщалось, что был такой мечтатель.

К.Н. Вентцель с 1875 г. учился в Петербурге в технологическом институте, на юридическом факультете университета, затем в институте путей сообщения, который также не окончил. Жил в Воронеже (с 1884 г.), был сослан под надзор полиции в Боровск. В Москве с 1891 г. начинает педагогическую деятельность, принимает участие в работе педагогического общества при университете.

С октября 1906 г. по 1913 г. он проводит эксперимент по воплощению в жизнь своей идеи свободного воспитания и создает "Дом свободного ребенка".

В "Доме..." предполагалось построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребенок смог получить разностороннее, гармоничное развитие в соответствии со своими задатками и способностями.

Наряду с "Домом свободного ребенка", "Обществом друзей естественного воспитания" были открыты "Родительский клуб" и "Музей образцовых детских игрушек". Это были новые учебно-воспитательные учреждения, где осуществлялось социальное образование и воспитание, где было сотрудничество детей, родителей и воспитателей, попытка осуществления свободного воспитания.

Планировалось весь процесс строить в тесной связи с потребностями жизни, очень внимательно изучить задатки и способности каждого ребенка, всячески развивать детское самоуправление.

Уже при подготовке "Дома..." шли споры: предоставлять ли детям полную свободу в получении знаний, создавать ли классы или группы по интересам.

Определились, что классы должны создаваться и распадаться сами собой. Интерес, любознательность, потребность знаний - вот что соединит вокруг учителя группу детей. Преподавание "примет форму свободной беседы, свободного, непринужденного духовного общения, обмена мыслями. Воспитатель должен быть лишь другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью"1.

В "Доме свободного ребенка" не было учебных планов и учебников, ребенок должен был сам искать знания, сам из добытых знаний составлять учебник, книгу своих знаний.

Суть концепции состояла в том, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил, "развития воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактором душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие и вместе с тем является венцом и высшей точкой развития душевной жизни"2.

Вентцель писал, что воспитатель в его "Доме..." должен "освободить в ребенке творческие силы методом пробуждения в нем духа искания, исследования, творчества"3.

Предполагалось создать педагогическую общину, которая состояла бы из детей, родителей и педагогов. Объединенная идеей братства и справедливости, эта община должна была стать ячейкой идеального общества. О таких воспитательных общинах писали социалисты-утописты (Ш.Фурье, Р.Оуэн, Этьен Кабе), надеясь детскими общинами перевоспитать взрослых и просвещением преобразовать общество.

Предполагалось, что главным в жизни этого общества станет производительный труд, как "фактор в воспитании и образовании детей, который, по мнению Вентцеля, должен радикально перевернуть всю существующую систему воспитания и образования"4.

Началом эксперимента стало создание небольшого семейного детского сада, который со временем должен был преобразоваться в семейную школу.

В 1905 г. Педагогическое общество и его комиссия по организации семейных школ прекратили свою деятельность, но сад работал, а группа педагогов разрабатывала теоретические положения устройства "Дома свободного ребенка". Привлечением средств на содержание "Дома..." занималось созданное "Общество друзей естественного воспитания".

1 октября 1906 г. "Дом..." был открыт, но с закрытием Лиги образования (1907 г.), куда он входил, он стал членом нового общества "Кружок совместного воспитания и образования детей", изменив свое название, став Детским садом с частной школой.

Воспитательная работа строилась вокруг одной темы, и ребята на занятиях выражали ее понимание рисованием, лепкой, рукоделием, различными видами ручного труда. Экскурсии, игры и беседы развивали детскую любознательность. Этот семейный детский сад стал первоначальной ячейкой "Дома свободного ребенка".

Через год "Дом..." был вновь открыт. Руководили "Домом" поочередно родители детей1. Созданное для педагогического руководства педагогическое бюро контролировалось собранием родителей, а в 1907 г. был создан единый орган - Комиссия.

Это был единый орган управления школой. Родители вели занятия, дежурили, оплачивался труд только преподавателя естествознания и столяра. Родители и дети работали вместе на уборке, вместе оборудовали кухню, библиотеку, двор и сад. Так как дети были маленькие, вынуждены были привлекать прислугу, хотя на первых порах все осуществлялось самообслуживанием.

Учение по программам и планам отменялось, но счету и письму учились по мере надобности возникающих потребностей. Но результаты первого года показали, что свобода обучения превратилась в праздное проведение времени. Чтобы сломить "свободу безделья", было принято решение, чтобы во время занятий никто не бегал, начатая работа доводилась до конца. Было создано единое расписание, первоначально оно создавалось только для воспитателей.

Постепенно отступали от принципа "интересность" к принципу "полезность". В мастерских ребята занимались столярным делом, лепкой, рисованием, картонажными работами.

На третий год работы проанализировали методы обучения и воспитания, решив изменить распределение детей по группам, больше стали привлекать к работе "Дома" родителей. Главным в воспитательном процессе стал труд. Вместе со взрослыми ребята изготовляли вешалки, ткацкие станки для нужд "Дома".

Было решено соединить труд производительный и труд умственный, связать его с ремеслом и искусством.

Но развернуть дальше эксперимент свободного воспитания не удалось, "Дом" был закрыт.

Школа просуществовала три года и показала недостатки свободного воспитания. В то же время была обоснована важность в воспитании свободного творческого, производительного труда, детского самоуправления, изучения детских задатков и способностей, развития детских талантов1.

В 1905 г. Вентцель поднимает вопрос о создании в России для защиты детей Великой Хартии Свободы. В 1918 г. он пишет статью "Задача молодого человека", в которой говорит о борьбе детей против взрослых, о их защите. В период гражданской войны он выдвигает лозунг: "Учащиеся всех возрастов и всех стран, соединяйтесь между собою, образуйте одно международное братство учащихся, образуйте Интернационал учащихся".

Выход из катаклизма гражданской войны он видит в том, чтобы вместо культа взрослых был объявлен культ детей. В этом же году (1918) Вентцель формулирует права ребенка в России. Вот часть из них:

"...3. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.

4. Каждый ребенок, какого бы он возраста ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства.

5. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.

10. Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклоняться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.

12. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества"1.

Вентцель надеялся, что Учредительное собрание примет его Декларацию прав ребенка, но Собрание было разогнано большевиками, и Декларация осталась на бумаге.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.