КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поучение Владимира Мономаха 9 страница
И еще одна проблема детства, которая волновала К.Н. Вентцеля - семья. Ученый анализирует, как в семье "цепи невидимого рабства" накладываются на маленького человека отцом и матерью с раннего детства. Участвуя в работе Педагогического общества при Московском университете, он возглавил комиссию по организации семейных школ. Впоследствии он высказал мысль, что воспитание достигнет успеха, когда будет сформирована свободная семья. Такая семья, писал он, возможна, если родители откажутся от власти над детьми. В своей книге "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад", формулируя теорию свободного воспитания, Вентцель выделяет главное: ребенок должен рассматриваться как творческая индивидуальность, которая собственными усилиями, при активной помощи взрослых становится личностью2. В 1913 г. на Всероссийском съезде по семейному воспитанию в докладе "Семейное воспитание и семья" Вентцель выдвигает идею реорганизации семьи, в которой дети и родители были бы равноправны в решении всех семейных проблем. Еще в 1908 г. при Кружке совместного воспитания и образования детей был создан Родительский клуб, цель которого - "содействовать перевоспитанию современных родителей, поднять их до более высокого педагогического уровня"3. В работе "Свободный родительский авторитет" (1917) ученый говорит о знаниях, которые необходимы родителям для воспитания детей. После 1917 г. идеи талантливого педагога не были востребованы. Да и как могла правящая партия с ее революционными принципами принимать объяснения Вентцеля происходящих событий в России: жестокость классовой борьбы и бескомпромиссность политических вождей вытекает из нравственного и интеллектуального состояния русского, а потом и советского общества: зависимость от идей, высказанных в другую историческую эпоху заставляет их "топтаться на одном месте и повторять зады"1. По поводу слепой веры теории Маркса сохранилась его дневниковая запись (14.XII.1930): "Ничто так не чревато губительными последствиями и для теории, и для практики, как возведение мыслей того или другого учителя жизни, мыслителя, политического деятеля в непреложную абсолютную истину, в догмат, не подлежащий критике. Такие догматы наделали человечеству много вреда, и пагубное влияние преклонения перед ними продолжает сказываться и теперь, и, вероятно, будет сказываться еще долго"2. К.Н.Вентцель - мыслитель. От проблем ребенка в обществе, идеала семейных отношении родителей и ребенка неоднократно обращался к идеалу общественных отношений, который можно достичь только путем компромиссов и соглашений различных политических партий. Такой путь приведет к нравственному совершенству человека. Придавая огромное значение роли православия в нравственном становлении человека, он считал, что "крушение религиозных верований означает также и крушение нравственности"3. Вентцель считал, что детям нужно дать возможность самим в процессе деятельности вырабатывать нравственные нормы поведения. Роль педагога, воспитателей и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку понять существующие отношения. Насилие родителей только навредит. Оставаясь верен идее свободного воспитания, несмотря на неудачный эксперимент "Дома свободного ребенка", Вентцель надеялся, что в советской школе будет развиваться детское самоуправление, свободное от политизации. В новой советской школе самоуправление и производительный труд детей должны быть центральным ядром, вокруг которых "организовывались бы занятия детей наукой и искусством и изучение ими производительного труда в целом. На этой основе строилась бы их здоровая общественная жизнь и всестороннее гармоническое развитие личности"4. Отвергая существующую школу, построенную на механическом приобретении знаний, он предлагал создать такую, в которой можно было бы готовить ребенка к жизни, воспитывать у него стремление к знаниям, где преобладал бы процесс самообразования и самовоспитания. Нужно отдать должное вкладу в педагогику ненасилия замечательного педагога XX в. В.А. Сухомлинского. Вера в ребенка, любовь к детям были основными в его педагогической практике. "Мы, - писал он, - творим Человека, как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые нужно добыть, очистить от всего лишнего". Отсюда его принципы педагогики ненасилия: знание ребенка, изучение его задатков и способностей, любовь к детям, которая дает возможность педагогического творчества. Идея ненасилия, идея сотрудничества четко прослеживается в практике педагогов-новаторов (И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Т.И. Гончарова, Ш.А. Амонашвили). Сформулированные Ш.А. Амонашвили принципы педагогики ненасилия мы найдем у каждого из этих педагогов: строить процесс обучения с позиций интереса ребенка; в процессе обучения сотрудничать с ребенком, уважать его достоинство; каждый урок должен обязательно нести что-то новое и включать в прцессе изучения каждого ребенка1. Учеными сформулированы главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником. 1. Открытость учителя. 2. Свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику. 3. Умение учителя увлечь учеников творчеством. 4. Умение преодолеть у ученика тревогу, страх, чувство неполноценности. 5. Умение разрешить конфликт между учителем и учеником. 6. Умение учителя опираться на личность ученика. Воспитание в духе ненасилия смыкается с воспитанием в духе мира. В практике отечественной современной школы - это проведение уроков мира, тогда как в школах Европы в учебные программы введены проблемы не только антивойны, но и проблемы экологии, борьбы с загрязнением окружающей среды, правонарушениями школьников и т.д. Проблема ненасильственного отношения к природе обязательно должна раскрываться перед детьми. Здесь следует упомянуть Арнольда Швейцера, в философии которого любая жизнь - это ценность мироздания. Трактаты восточной философии, восточных религий в далекой древности провозглашали единство природы и человека. Современные ученые в воспитании ненасильственного отношения к природе отдают приоритет воспитанию экологической совести и экологического долга. Первостепенным в этом плане является экологическое образование. Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слушать, слушать внимательно, сопереживать собеседнику. А главное - говорить искренне и правдиво. Вопросы и задания 1. Теория свободного воспитания в начале XX в. 2. Яснополянская школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой о свободном воспитании. 3. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н.Вентцеля. Литература к лекции 1. Антология ненасилия. - Москва; Бостон, 1991. 2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей//Положение детей в мире. - ЮНИСЕР, 1991. 3. Вентцель К.Н. Новые пути воспитании и образования детей. - М., 1923. 4. Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу. - М., 1923. 5. Кистяковский М.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Первый опыт свободной трудовой школы//Дом свободного ребенка. - М.; Пг., 1923. 6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991. 7. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. - М., 1994. 8. Толстой Л.Н Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы// Пед. соч. - М., 1989. 9. Киреев Г.Н. Сущность ненасилия. - М., 1990. 10. Толстой Л.Н. Дневники//Собр. соч.: В 22-х т. - М., 1985. 1 Шрейдер Ю.А. Утопия или устройство//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 12. 2 Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. - М., 1994. - С. 19. 1 См.: Ситаров В.А., Маралов В.Г. Указ. соч. - М., 1994. 2 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании//Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т. I. - С. 94. 1 Маслов Ю.В. Агния-йога как педагогика ненасилия//Материалы II межреспубликанского семинара "Принципы ненасилия в обучении и воспитании" (Киев, 19.Х.1991).-М., 1992.- С. 11. 1 См.: Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1989. 1 Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы//Пед. соч. - М., 1989.- С. 156. 2 Там же. -С 172-173. 1 Воспоминания о Л.Н.Толстом ученика Яснополянской школы В.С.Морозова. - М., 1917. - С. 44-50. 2 Толстой Л.И. О народном образовании//Пед. соч. - М., 1989. - С. 69. 1 Михайлова М.В. Дом свободного ребенка//Советская педагогика, 1984. - № 4. - С. 102-103. 2 Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления//Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974. - С. 439. 3 Там же. - С. 437-438. 4 См.: Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образование детей. - М., 1923. - С. 7-8. Он же. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу. - М., 1923.- С.22. 1 Там же. 1 Кистяковская М.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Указ, соч.- С. 86; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР... - С. 118-119. 1 Вентцель К.И. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. - М., 1918.- С. 13. 2 Стеклое М. Четыре портрета. - М., 1995. - С. 117. 3 Там же. - С. 118. 1 Стеклое М. Указ. соч. - С. 121. 2 Там же. 3 Там же. 4 Там же. - С. 126. ЛЕКЦИЯ 12. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т. Шацкого "Бодрая жизнь", его статьи "Задачи общества", "Детский труд и отдых" и "Что такое клуб?" Для России начало XX в. было временем бурного экономического, политического и культурного подъема. Рост городов, увеличение городского населения и рабочего класса, усиление расслоения крестьянства обострили в обществе социальные проблемы. В условиях демократического подъема в педагогике, в практике прогрессивных учителей появляется поиск новых путей просвещения народа, подготовки подрастающего поколения к жизни. Существующая школа в основном оставалась чисто образовательным учреждением, а продолжающееся разложение семьи (мать уходила вместе с отцом на работу) выбросило на улицы массу детей, которые нуждались в заботе родителей, в воспитании. Остро встала проблема создания новых не только учебных, но и воспитательных учреждений. Проблема занятости детей вне школьного времени стала острой социальной проблемой. Педагоги-энтузиасты, чтобы отвлечь детей бедноты от "улицы", создают на городских окраинах различные детские объединения. Так, в Московской Думе создается подразделение, которое занимается организацией детских площадок. Правительство помогает в организации скаутских объединений. Детские летние колонии Инициатором интересного опыта организации летнего отдыха городских ребят была попечительница московского городского начального училища Елизавета Николаевна Орлова. В 1887 г. в своем имении в Фандееве она создала первую детскую летнюю колонию, где ребята жили на правах гостей, главными занятиями были труд, наблюдения за природой, походы и учеба. Со временем число детских летних колоний растет, в Москве создается Кружок устроителей детских колоний московских городских начальных училищ. Члены кружка разрабатывают систему работы с детьми летом, содержание воспитательной работы с элементами образования, и в то же время старались приблизить отношения в колониях к семейным. Такой была колония семейного типа Терновских, организованная вдовой священника с двумя дочерьми-учительницами. Семья жила на окраине Харькова, в доме, при котором были сад, огород, ягодник, сенокос. В колонию приняли 10 девочек. Интересно и содержательно была организована работа: полезные дела, ежедневный умственный труд, изучение окружающей природы, связанное со специальной программой по природоведению и естествознанию. Занятия сопровождались уроками рисования на природе. Много внимания уделялось пению. Девочки пели в хоре, вечером во время молитв, на прогулках и во время работы, подбирались игры с пением. Девочки участвовали в сенокосе, в работах и на огороде и в саду, на пасеке, занимались рыбной ловлей. Члены московского Кружка устроителей детских летних колоний изучали организацию работы колоний, содержание воспитательной деятельности, состояние здоровья детей, их нравственное и умственное развитие. Московский Кружок стал центром организаций летних детских колоний. За 25 лет его деятельности - к!912г. в России было создано 729 колоний. Из них: 377 - в усадьбах, 317 - в сельских школах, 22 - в частных поместьях, 13 - в семьях. Классы для отстающих детей Работа с больными детьми, отстающих в умственном и физическом развитии, - одно из направлений социальной педагогики. В Москве Еленой Сергеевной Петуховой при Ольгинско-Пятницком городском училище были впервые созданы вспомогательные классы для умственно отсталых детей1. В практике современной школы это классы выравнивания и коррекции, основы которых были заложены Е.С. Петуховой. Первый вспомогательный класс (20 ребят) был открыт в 1908 г. Класс делился на две группы: в первую вошли дети, которые через какое-то время сравняются с детьми обычных классов. Во вторую - дети, для которых доступна только грамотность. Через год часть учеников из первого набора была признана подготовленной для учебы в обычных классах. В школе был создан кабинет психологических наблюдений, практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек. Преподаватели вспомогательных классов поддерживали тесную связь с учителями нормальной школы. Количество ребят во вспомогательном классе не превышало 15-20 человек. Программы составляли сами преподаватели на основе программ нормальной школы. В процессе работы с ребенком учитывались его способности. Программу нормального класса, рассчитанную на учебный год, во вспомогательном классе осваивали за полтора-два года. В программу входили уроки по исправлению речи, обучение девочек домоводству, мальчиков - ремеслу, ежедневная гимнастика, подвижные игры. Организовывалось предупредительное лечение, выезды детей в летние колонии. Чтобы предупредить утомляемость, занятия образовательными предметами чередовались с рисованием, ручным трудом. При Ольгинско-Пятницком училище кроме вспомогательных были организованы классы для педагогически запущенных детей. В 1913г. Е.С. Петухова при этом же училище создает подготовительные классы для мальчиков и девочек дошкольного возраста с программой, рассчитанной на два года. Персонал класса состоял из преподавательницы, законодателя, учителя рисования, рукоделия и классной нянечки. Открытие таких классов при Ольгинско-Пятницком училище - заслуга исключительно Е.С. Петуховой. Московская городская Дума, одобрив ее опыт, создает в Москве сеть подобных вспомогательных классов. В 1912 г. в 70 городах России было создано 120 учреждений, частных кружков или летних колоний для слаборазвитых детей. Детские объединения Во время войны 1877 г. дети помогали взрослым в работе, игры ребят приобретали воинствующий характер. Дети объединялись в отряды, устраивали "маневры", "сражения", "брали штурмом" "крепости". В это время в Москве возникли отряды "Князя Михаила", "Атамана-разбойника", позднее отряд "Юных рыцарей". Члены этого "ордена" давали обещание выполнять "обязанности Богу, Отечеству, семье, к ближним, всегда говорить правду". Отряд собирался летом, физически закаливали себя, учились оказывать первую медицинскую помощь, спасать на воде утопающих. В 1908 г. инспектор народных училищ в Екатеринославской губернии г-н Луцкевич основал в г. Бахмут "1-й народный класс военного строя и гимнастики Его императорского Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаевича". Это был отряд "потешных", в форме, с деревянными ружьями, оркестром, а "военное обучение" вели в отряде несколько унтер-офицеров. Летом 1912 г. в Петербурге, на Марсовом поле, состоялся парад "потешных" из ряда городов. Приехали несколько тысяч участников, присутствовали на этом смотре и русские скауты. В 1906 г. в Англии была издана книга полковника английской службы Р. Баден Пауля "Юный разведчик", которую в Россию привез Государь и которую, по его просьбе, вскоре перевели на русский язык. Газеты публиковали статьи о том, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи. До появления этой книги подобные детские объединения были и в нашей стране. Как вспоминает один из первый скаутов А.М. Вязьмитинов1, подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному. "Мы и раньше, - пишет Вязьмитинов, - правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем". В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движения: "Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему" и далее - "Будь готов". Покровителем русских скаутов был избран Святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались "разведкой"; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись "беседы" о жизни великих людей, о событиях из русской истории. Руководителем отряда - "скаутмастером" - мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: "Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной". Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, растения или птиц, или человека, нуждался в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей. Скауты называли себя "разведчиками", носили спортивную форму защитного цвета, шляпу "бурского" типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались "волчатами". Формой руководства в отрядах были "приказы". Например, "Приказ № 150. Беседа о Суворове", "Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости". Руководители отрядов назывались вожатыми. С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была "Картошка". В 1910 г. преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроградской дружине скаутов в 1915г. вспоминал старший скаутмастер К.А. Перцов. Отряд под командой прапорщика состоял из юношей 16-18 лет и делился по 10 человек. Каждый носил свой цвет галстука. Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды - в 1917г. "летний лагерь" - скаутов со всей России. Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроградские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию. В Москве скаутские отряды возникли в 1911-1912 гг. В 1915 г. они находились под покровительством Великой Княгини Елизаветы Федоровны и адмирала И.И. Чайковского (брата композитора). Было организовано Общество содействия Организации Юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объединились в дружину. В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров. В Киеве "Дружина юных разведчиков" была организована в 1914 г. Скауты помогали в работе благотворительных организаций Красного Креста, Земско-Городского Союза, принимали раненых с фронта, несли службу при штабе Киевской крепости. В 1917- 1919 гг. во время "междуцарствия" (Украинская Рада, петлюровцы, большевики, гетман) скаутские отряды находились в "подполье". В 1917г. скауты отряда г. Сызрани заботились о детях бедноты, играли с ними, приносил подарки, помогали семьям по хозяйству. В 1916 г. большая скаутская организация была в Ярославле, в Челябинске насчитывалось 200 человек, в Екатеринбурге - 150. В Анапе, Астрахани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кисловодске - во всех городах России функционировали скаутские отряды. Еще в 1914 г. было организовано "Российское общество содействия мальчикам-разведчикам" - "Русский скаут". После 1917 г. в русских общинах в Европе были созданы дружины скаутов. Впоследствии о скаутизме Н.К. Крупская писала, что "в бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь... что дает этой молодежи удовлетворение, заставляет привязываться к организации. Это что-то - методы подхода к подростку". Далее Крупская отмечала, что эти методы надо "как можно скорее внести в свою практику"1. Исследователи скаутского движения к его сильным сторонам относили изучение психологии, интересов и запросов подростков, опору на работу с детьми, на их инициативу, красочность церемоний и ритуалов, конкретность правил, поведения, целей, заданий и лозунгов, овладение умениями и навыками, которые необходимы каждому в будущем, использование склонностей детей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям, применение живых форм работы и особенно игр1. Эти методы рекомендовала Крупская взять на вооружение комсомолу, "если он серьезно претендует на воспитание молодого поколения и имеет хоть малейшее представление о тех колоссальных задачах, которые стоят перед этим поколением"2. С.Т.Шацкий (1878-1934) Замечательный отечественный педагог Станислав Теофилович Шацкий родился в семье чиновника, образование получил в Московском университете и Московском сельскохозяйственном институте. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. Вместе с А.У. Зеленко Шацкий создал необычное воспитательное учреждение "Сетлемент", где решался целый ряд социальных проблем детства. Из всех педагогических концепций Шацким была взята одна: "создать детям условия для развития их задатков и их культурное удовлетворение". Весной 1905 г. из приюта Сущевского попечительства о бедных были взяты несколько мальчиков, которых поселили в небольшой детской колонии в Щелково (под Москвой); это и стало началом организации необыкновенного воспитательного учреждения. Была поставлена задача охватить детей улицы из малообеспеченных семей, приобщить их к труду, знаниям и культуре. Здесь на протяжении лета разрабатывались принципы "общей жизни" детей и взрослых, ее законы и правила, по которым участие в ней будут принимать и дети и взрослые. Стержнем "общей жизни" стал труд. Осенью работа с детьми была продолжена в городе. У Бутырской заставы в Тихвинском переулке в небольшом доме были открыты клубы для подростков и детский сад под общим названием "Дневной приют для приходящих детей" Сущевского попечительства для бедных. В клубы, где по вечерам проводились занятия по интересам, приходили до 50 ребят. Они рисовали, лепили, играли, готовили концерты и спектакли. Ребята сами придумывали названия клубам: "Заря", "Ландыши", "Американцы", "Австралийцы" и др. В 1907 г. в клубах занимались до 450 детей. Через два года таких клубов было уже десять, в них совершенствовалось детское самоуправление, все деловые вопросы решались на сходах. Для руководства клубами и было создано общество "Сетлемент" ("Культурный поселок")1. К осени 1907 г. оно отстроило собственное здание, где в мастерских подростки обучались слесарному и столярному ремеслу, девушки учились шить, в рукодельной и переплетной мастерских осваивали черчение, рисование, выбирали профессии. Общество "Сетлемент" представляло собой детскую республику, систему, состоящую из детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских, где подростки получали специальность наряду с общим образованием. "Наша собственная работа, - писал Шацкий, - была непрерывным кипением мыслей, предположений, планов"2. Эти клубы были прообразом созданных в советское время Домов и Дворцов пионеров. Однако государственные чиновники нашли, что "Сетлемент" не соответствует установленным рамкам учебного заведения, и оно было закрыто. Тем не менее через год, в 1909 г., общество возрождается под новым названием "Детский труд и отдых". В статье "Задачи общества "Детский труд и отдых" Шацкий писал, что мы противостояли улице, вырабатывая у подростков привычку трудиться. В 1911 г. в Калужской губернии вместе с женой Шацкий на общественные средства создает летнюю трудовую детскую колонию "Бодрая жизнь", где 60-80 ребят трудились вместе со взрослыми. Самообслуживание и самоуправление, работы в саду и огороде, на кухне и в мастерских были в основе социальной педагогики С.Т. Шацкого. Все делалось на подъеме, ребята сами намечали дела. Сами обустраивали кухню с хлебопекарной печью, разбивали сад и строили террасу-столовую, ледник, баню, прачечную и сушилку. Дети были разного возраста. Они играли в театре, увлекались "бабками" и футболом, издавали журнал "Наша жизнь". Игры в индейцев увлекали всю колонию от малышей до взрослых. Со временем хозяйство колонии пополнялось. На второй год появились лошадь, тарантас, телега и водовозка. Детское самоуправление проявлялось в одной из его форм - общих собраниях. На них объявлялся бойкот сквернословию, давалась оценка работе дежурных, намечались и обсуждались дела колонии. В практике и теории С.Т. Шацкого были разработаны самые основные проблемы детского коллектива, детского самоуправления, "некоторые закономерности детского общества", самые острые вопросы социального воспитания. Первостепенным были вопросы детского самоуправления и интересно организованный труд. Экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива, участие в производительном труде детей и взрослых. Колония "Бодрая жизнь" была началом Опытной станции. В 1912г. был разработан проект такого учреждения, которое охватило бы "все возрастные группы детей и главные виды работы с ними, начиная с детского сада и кончая школой II ступени, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии"1. В Опытную станцию входили: две детские колонии, детский сад, школа, детская библиотека на 3 тыс. томов, библиотека для педагогов и воспитателей. Убедившись, что труд стал цементирующим звеном детского коллектива, педагоги поставили новую задачу: организация духовного воспитания. Это был, писал Шацкий, второй этап исследовательской и экспериментальной работы. С.Т.Шацкий Задачи общества "Детский труд и отдых" Общество "Детский труд и отдых" ставит целью своей деятельности культурно-воспитательную работу среди подрастающего поколения Москвы. Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей... Две силы, действующие одновременно и в близком соседстве, дают ту или другую окраску городу: первая - сила культуры, созидающая прогресс общества, находящая свое выражение в школах, университете, музеях, картинных галереях, лекциях, театрах, концертах, - и сила невежества, темноты, голода, тормозящая работу первой и, в противоположность ей, действующая всюду, днем и ночью. Эта сила и создает грозную опасность для детских умов и характеров. Наиболее деятельными элементами в ней являются отщепенцы общества, полудикари с сильно развитыми инстинктами хищничества. Нам случалось слышать рассказы детей о притонах, о ворах, обсуждающих планы набегов на квартиры, об организации дозорной службы из ребят и подростков, о пятаках и гривенниках, получаемых детьми за работу. Деятельность этой профессии окружается ореолом геройства, таинственности, и влияние ее так же сильно, завлекательно и ужасно, как и всякой другой, основанной на нищете, невежестве и первобытных инстинктах...
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |