Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 21 страница

В подготовке к семейной жизни главным должны быть не секс, а целомудрие, мудрость. Следует дать понять юноше, что "разврат" - это вывернутый наружу человек, стыд, бесстыдство, испорченный человек.

Организация семейного досуга Одна из форм работы социального педагога направлена на обогащение духовного мира семьи, развитие эстетических чувств как взрослых, так и детей. В совместной отдыхе родители лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых, и детей.

Самый приемлемый вид отдыха - семейный туризм: прогулки, туристские походы, экскурсии, путешествия одной или нескольких семей. Доступной для всех возрастов является семейная прогулка,

на которую дети могут пригласить своих сверстников. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные, могут быть многодневные. Важна сама подготовка к походу, разработка маршрута, снаряжений, сбор материала, режим труда и отдыха. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Важно, чтобы группа была не более 20 человек.

Силами энтузиастов, объединяя людей в кружки, студии, секции, создаются семейные клубы по интересам. Например, раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместный творческий труд взрослых и детей, занятия техникой, изобретательством, спортом, искусством. В семейных клубах родители лучше узнают своих детей, а дети приобретают навыки общения. Для неполной семьи здесь компенсируется недостаток мужского воспитания или женского, а также недостаток общения единственному ребенку в семье. Семья получает и поддержку в кризисных ситуациях.

Семейные лектории - не совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот, родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы в лектории могут быть продолжительные или разовые. Программа составляется в зависимости от характера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой родители хотят больше знать о воспитании детей, об организации семейной жизни. Для каждой группы составляется отдельная программа: у подростков возникают одни проблемы, у матери, бросившей своих детей, другие, третьи - у родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Заслуживают внимания особенности опыта работы социального педагога с семьей в Ставрополье1.

Приток беженцев обострил социальные проблемы в крае. Увеличилось число смертей от алкоголя, повысилась общая смертность, количество браков стало равняться числу разводов. На 2,1 года сократилась продолжительность жизни мужчин и на 0,9 года - женщин. В каждой пятой семье - конфликт, 3/4 детей из "семей риска" продолжают свою жизнь так же, как жили их родители. В этих условиях семья как первичная ячейка общества требовала немедленной помощи в создании нормальных условий жизни, организации гармоничных отношений в семье.

В современных условиях в состоянии общей тенденции распада семьи, когда из семьи все уходят на целый день, создавать это

было непросто. Одни в детском саду, в школе, техникуме, институте, другие - на производстве.

Самое сложное - это организация совместной деятельности родителей и детей.

Для решения этой проблемы в крае создавались различные службы с постановкой следующих задач:

· - оказать семье медицинскую и психологическую помощь;

· - помочь в социальной адаптации и профилактике;

· - способствовать укреплению физического и психологического здоровья населения;

· - помогать и поддерживать инициативы совместных мероприятий взрослых и детей.

Было организовано изучение семей, изучение каждого члена семьи, и взрослых, и детей, и их отношений в семье.

Анализировался социальный статус семьи, ее экономическое положение, нравственный и психологический климат. Только после тщательного обследования семей начиналось оказание помощи.

Однако с самого начала работы острой стала необходимость подготовки социальных работников и социальных педагогов. Проблема была решена подготовкой социальных педагогов при университете, в институте повышения квалификации учителей, а также при средних учебных заведениях.

Л.Н.Кривцова

Центр социально-психологической помощи "Доверие"

(в сокращении)

С целью психологической защищенности семьи, ее поддержки и укрепления психического здоровья, создания психологических, социальных и педагогических условий для семейного воспитания детей, их социализации при Комитете социальной помощи населению в Клинском районе Московской области был создан Центр социально-психологической помощи "Доверие". Главной задачей Центра является оказание помощи семьям, отдельным ее членам, которые оказались в кризисной ситуации.

Одной из задач Центра является помощь в воспитании детей, в положительном влиянии на детей, их психическом и духовном развитии. Помочь детям и подросткам в период их кризиса, помочь разобраться в их возрастных особенностях, предотвратить конфликты в семье.

В Центре Функционируют три отделения: 1) психолого-педагогическая помощь, 2) медико-психологическая помощь, 3) служба "Доверие".

I. В отделении психологической и педагогической помощи работа ведется по нескольким программам, охватывая все возрастные группы населения. Это программы: "Детский сад", "Дошколенок", "Семья", "Школа "Vita", "Психологические аспекты алкоголизма", "Подросток", "Я и моя профессия", "Персонал".

По программе "Детский сад" проводится обследование детей 4-5 лет, данные закладываются в компьютер. Это характеристика физического состояния детей, своеобразный паспорт здоровья ребенка, который дает возможность родителям наблюдать развитие ребенка по годам, ежегодно анализировать его состояние, создавать для каждого воспитательную программу.

В программе "Дошколенок" определяется психологическая готовность детей к школе, их психическое развитие, адаптация в среде сверстников.

По программе "Подросток" оказывается помощь подросткам, совершившим правонарушения, ребятам из семей "группы риска". Социальный педагог изучает окружение, ориентации и ценности, характер и психологические особенности, взаимоотношения с окружающими такого подростка. Вся работа социального педагога направлена на его социальную реабилитацию, преодоление социальных отклонений.

Программа "Я и моя профессия" направлена на формирование умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку, развитию свойств личности, необходимых при выборе профессии.

По программе "Семья" проводятся консультации молодых людей, вступающих в брак, помогая лучше узнать друг друга, их готовность вступить в брак, психологическую совместимость, спрогнозировать будущее семьи. Родители консультируются по проблемам воспитания детей, их возрастных особенностей, развития задатков и способностей. С детьми работает психолог, выясняя причины нарушений норм поведения, помогает выйти из кризисной ситуации.

Сотрудники по этой программе оказывают помощь безработным, проводят занятия аутогенной тренировки, помогая снять напряжение, снизить уровень тревожности и утомляемости. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Цикл занятий состоит из 10-15 занятий по 25-30 минут.

В это отделение приходят ребята, которые испытывают трудности в учебе, в общении со взрослыми, со сверстниками в школе и во дворе, с родителями. На занятиях по психогимнастике дошкольникам прививаются навыки общения, снятие стрессов, страхов, энуреза, неуверенности, застенчивости и замкнутости. С теми ребятами, которые не усваивают школьной программы, ведутся занятия по развитию мышления, внимания, памяти.

В советский период вопросы полового воспитания педагогикой обходились стороной. От чего человек терял свою индивидуальность, способность чувствовать, творить, фантазировать. Отсутствие культуры полового воспитания, ошибки полового просвещения ведут к гиперсексуальности подростков, юношей и девушек. Учитывая, что большую часть времени подростки проводят вне семьи, поэтому часть полового воспитания и образования подростков переносится на образовательные учреждения, подростковые клубы, молодежные центры.

Вопросы формирования сексуальной культуры в Клинском районе решает служба "Vita" по программе психосексуального воспитания с детьми и подростками с 7 до 17 лет.

По программе "Vita" подросткам читаются лекции на темы: "Родители и дети", "Ровесники", "Любовь и семья", "О законах совместимости", "Пол и сексуальные знания", "Психология предбрачного ухаживания", "Формирование сексуальной ориентации", "Сексуальное поведение", "Критические ситуации", "Совращение, развращение, насилие". Работа по этой программе охватывает два направления. Первое - это программа по психосексуальному воспитанию: половое воспитание, подготовка к супружеству, формирование супружеских ролей.

Второе направление - это программа для родителей по психосексуальному воспитанию детей. Это полоролевое воспитание, возрастные сексологические особенности, взаимосвязь общей и сексуальной культуры.

Программа "Vita" предусматривает половое воспитание, которое направлено на подготовку юношей и девушек к супружеской жизни. Это психологическая подготовка быть мужчиной и женщиной, формирование мужественности и женственности, подготовка быть родителями, их отношение к детям.

По программе полового воспитания перечень знаний даются постепенно в зависимости от возраста. Так, в 7-8 лет дети узнают названия частей тела, названия и расположение внутренних органов, роль матери и отца в рождении ребенка, появление на свет, питание, уход за новорожденным.

Рождение детей - это проявление любви и привязанности мужчины и женщины, родителей.

Для детей 8-9 лет рассматриваются вопросы различия полов, особенностей полового размножения в мире растений и животных, особенностей млекопитающих (яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение); умение ценить телесную красоту, как проявляется забота человека о своем здоровье и красоте тела; о важности заботы родителей о детях, друг о друге, помощь детей родителям, отношение к бабушкам и дедушкам.

В 14-15 лет подростка знакомят с юридическими основами брака, семьи, развода, с физическим развитием человека, гигиеной тела, психосексуальными проблемами созревания. Отношения мальчиков и девочек: признание и принятие половых особенностей, взаимное уважение, ухаживание. Забота будущих родителей о будущих детях (вред курения, алкоголизма, наркотиков). Сексуальные реакции созревания: поллюции, мастурбации (отдельно для мальчиков и девочек).

Для юношей 16-17 лет программа дополняется за счет разъяснения понятий зрелой сексуальности, сексуальной жизни и ее начала (психологические, нравственные, медицинские аспекты), гетеросексуальные отношения, особенности женской и мужской сексуальности, неожиданной беременности, планирование семьи, психологической и сексуальной совместимости, сексуальных меньшинств, заболевания, ответственность за сексуальные преступления.

Программа предусматривает обучение подростков общению между собой и родителями, умению разбираться в своих чувствах. Уделяется внимание формированию ответственности за свое сексуальное поведение и здоровье, пропаганде положительных результатов воздержания от ранних половых связей, о безопасности секса и контрацепции.

В программе для родителей о сексуальном воспитании детей и подростков поставлена цель дать родителям представление о психосексуальной сфере ребенка и подростка, показать этапы ее развития, помочь родителям преодолеть страх и застенчивость в беседах на интимные темы, показать типичные ситуации, связанные с возрастными сексуальными изменениями, их последствия и способы предупреждения.

II. В медико-психологическом отделении центра "Доверие" социальный педагог работает с алкоголиком и его семьей, проводит профилактику алкоголизма среди детей и подростков по программе "Психологические аспекты лечения алкоголизма", помогает близким избавиться от алкоголизма.

В плане этой программы занятия со школьниками проводятся по теме: "Твой выбор подросток". Занятия направлены на повышение самооценки подростка, развитие его критического мышления, на умение реагировать на стрессы и выходить из них без алкоголя и наркотиков. Научиться оказать сопротивление групповому давлению, уметь сказать "нет", уметь слушать, говорить, общаться. Этот процесс обучения проходит в форме игр. Школьники знакомятся о последствиями алкоголизма, наркомании, курения и употребления токсических веществ.

Для учителей и воспитателей проводятся семинары на тему: "Развитие личности и профилактика отклонений в поведении подростка".

III. С 1985 г. в Клину существует служба помощи и поддержки "Телефон доверия". Это доступная форма общения, когда по телефону, оставаясь анонимным, человек, не скрывая своих ошибок, может поделиться своими проблемами. Сотрудник службы при приеме на работу дает обязательство не разглашать содержание бесед. Консультант помогает человеку посмотреть на себя со стороны, беседа дает утешение и надежду.

В службу обращаются и молодые, и пожилые, и дети. Пожилых волнует проблема одиночества, отношения в семье, молодых - отношения между полами, принятия подростка как личности, конфликты с родителями и нравственность дружбы.

Мальчиков в 14-15 лет интересует, как познакомиться с девушкой, как выйти из конфликта с родителями, девочек - проблемы материнства и замужества. Дети и подростки обращаются в службу, когда эти проблемы решить невозможно.

Основная нагрузка в службе падает на психотерапевта, который освоил приемы психотерапии и методику ведения бесед.

Ознакомившись, с чем обращается абонент, что главное, в чем трудности, консультант благодаря активному выслушиванию в ходе беседы помогает абоненту найти в своих силах резерв для выхода из сложившейся ситуации.

Реабилитационный центр "Радуга" для детей и
подростков с ограниченными возможностями

(в сокращении)

Открытие в Клину реабилитационного центра "Радуга" в 1994 г. было вызвано целым рядом социально-экономических причин. Это ухудшение материального уровня жизни населения, рост числа малообеспеченных семей, увеличение числа матерей-одиночек. Экологическая обстановка в Клину привела к тому, что катастрофически возросло число ослабленных детей, имеющих физические, психические, речевые и личностные отклонения.

Перед социальными работниками Центра была поставлена задача оказать детям и подросткам медицинскую, социальную, правовую помощь, помочь им перестроить свое отношение к жизни, семье, обучению, к труду.

После выявления всех детей и подростков с ограниченными возможностями были привлечены службы здравоохранения и образования, изучались причины и сроки наступления инвалидности ребенка (подростка), социальный статус семьи, здоровье и психика ребенка, составлялся реабилитационный потенциал. Разрабатывались индивидуальные программы абилитации и реабилитации, координировалась

работа медицинских, школьных, интернатных, спортивных и оздоровительных учреждений.

Специалисты Центра работают с родителями больных детей, обучая их основам психологических, медицинских и педагогических знаний, привлекая их к активному сотрудничеству.

В Центре созданы условия, приближенные к дому, доброжелательное отношение к детям, уважительные отношения между педагогами, между педагогами и ребятами. Ребят консультируют врачи, логопед, дифектолог, психолог, юрист.

В Центре функционируют два отделения: организационно-методическое и отделение психологической, педагогической и социальной помощи.

1. В организационно-методическом отделении изучаются состояние здоровья детей (подростков) с отклонениями в развитии, социальное положение семьи, разрабатываются индивидуальные программы абилитации и реабилитации.

В городе создана компьютеризированная база данных о таких детях, семьях, индивидуальные программы для этих детей. Выполнение программ контролируется, в них своевременно вносятся поправки. Поэтапное выполнение индивидуальных программ проводится в специально созданном стационарном медицинском отделении. Осуществляется медикаментозная, витаминозная и травотерапия, применяются нетрадиционные методы реабилитации. По согласованию с органами здравоохранения отделение направляет детей в лечебное учреждение для получения специализированной помощи.

Педагоги Центра работают в контакте с врачами. Большое внимание уделяется питанию детей, правильному соотношению белков, жиров и углеводов. Пища витаминизируется, в меню постоянно включаются овощи, соки. Ежедневная гимнастика, лечебная физкультура, закаливающие мероприятия - все это способствует ускорению адаптационного периода. Сотрудники проводят консультации с родителями, как проводить реабилитацию в домашних условиях.

2. В отделении психолого-педагогической реабилитации осуществляется медицинская, социальная, педагогическая и психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с 4 до 7-8 лет с ограниченными возможностями. Это дети с речевыми нарушениями различной степени. У некоторых задержка психического развития на органической основе, а также сопутствующие заболевания органов дыхания, сердца, почек, ортопедические отклонения, неврозы, аллергия, соматическая ослабленность. Группы составляются по заболеваниям и возрасту.

Большинство - это дети из неполных или неблагополучных семей. Поэтому первостепенной задачей перед сотрудниками центра было

создание благоприятного психологического климата внимательное, доброжелательное отношение к детям. С помощью переносных ширм созданы уголки психологической разгрузки, где ребенок может уединиться. Комнаты оформлены элементами русского прикладного искусства: гжель, хохлома, городец и т.д. Есть музыкальный зал в стиле деревянной резной шкатулки золотистых тонов.

Преобладающим направлением в работе центра является коррекция речевых нарушений, этим занимаются учителя-логопеды. Задание учителя-логопеда дается в форме игры, затем индивидуально обрабатывается воспитателем и закрепляется родителями.

Поскольку дети имеют тяжелые нарушения речи, что ведет к неуспеваемости в школе, то воспитатели и учителя работают по программе опережающего обучения грамоте и чтению. Эта работа проводится в виде путешествия в страну звуков, букв, слогов, ударений, знаков препинания.

Чтобы ликвидировать нарушения координации движений, проводятся упражнения по каллиграфии. Любимые занятия ребят: "плавание" в сухом бассейне, "езда" на велотренажере, "бег" по механической дорожке, массаж, занятия по логоритмике и хореографии.

Ребята работают в огороде, помогают убирать территорию, ухаживают за растениями и животными, готовят костюмы и декорами к спектаклям.

Во время этических бесед и специально создаваемых педагогических ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведения в обществе.

Коллектив центра работает в тесном контакте с семьей. Ежедневно проводятся консультации родителей. Родительские собрания проходят вместе с детьми. Вместе с детьми и родителями сотрудники выезжают в музеи и походы, проводят дни открытых дверей, родители активно помогают в проведении праздников.

Печатается по изд.: Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. - М., 1996.

Вопросы и задания

1. Особенности современной семьи. П. Сорокин о кризисе семьи.

2. Работа социального педагога с семьей, детьми и взрослыми.

3. Лечебная педагогика А.А. Дубровского.

4. Что может взять социальный педагог из опыта центров "Доверие" и "Радуга".

Литература к лекции

1. Азаров Ю. Семейная педагогика. - М., 1993.

2. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1988.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

4. Прихожан A.M., Толстых И.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.

7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1987.

8. Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М., 1986.

9. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев, 1987.

1 Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев, 1987. - С. 237, 241

2 Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1974. - Т. 28. - С. 174.

1 См.: Дубровский А.А. Жемчужина России//Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 501-540.

2 Там же.

1 Дубровский А.А. Указ. соч.

2 Там же. - С. 517.

1 Дубровский А.А. Указ. соч. - С. 501-539. Он же. Учителю Кубани о лечебной педагогике. - Краснодар, 1989.

1 См.: Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф. Масловой. - Орел, 1995.

1 См.: Гуров В.Я. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае//Педагогика. 1997. № 1. - С. 43.

ЛЕКЦИЯ 19. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В ШКОЛЕ И МИКРОРАЙОНЕ

Работа социального педагога в школе, социальные задачи школы в современных условиях. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагогического комплекса школы № 59 г. Ярославля.

Раньше эта тема часто рассматривалась раздельно: как воспитательная работа в школе и как работа в микрорайоне. Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребенка, формирование личности, изменяет свое содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.

В различных странах существует два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным работником.

Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещения учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. От школьного врача он узнает о длительной болезни ребенка, причинах ее, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице.

В Германии социальный педагог введен в штат школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создает детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

Чем занимается социальный педагог в школе? В отличие от учителя-предметника, он - не за учительским столом, а в школьном клубе, в секции, в "тусовке", в разновозрастном отряде, там, где необходима его помощь и содействие ребенку.

Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но и в том и другом случае от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, разнообразные трудовые, туристские и краеведческие отряды.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он следит за детьми-дошкольниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями:

бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Так, в некоторых школах Вологодской области введена должность социального педагога, разработано положение о его обязанностях. Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения, посещения, наблюдения, проведения анкетирования1.

Он изучает как интересы отдельных детей, так и отношения в целом в семьях с различным укладом. Изучая семью, он помогает в кризисных ситуациях, в оздоровлении среды, в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, организует контакты.

Социальные задачи школы В практике современной школы, когда "канула в лету" идеология коммунистического воспитания и утопия "всестороннего развития личности", казалось, у педагогов наступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионерии.

Однако в последние годы появилась практика педагогических коллективов, где школа решает не только вопросы обучения и воспитания, но и целый ряд социальных проблем ребенка.

Изменения в нашей стране повлияли на существующую систему образования; на ней не мог не отразиться социальный, экономический и политический кризис общества. Общеобразовательная школа должна была пересмотреть свою учебную, воспитательную и социальную роль, выдвинув на первый план социальные функции. Попытаемся их выделить.

· - Это, по-прежнему, решение задачи выполнения Закона о всеобщем образовании, но организация образования строится в интересах детей и подростков.

· - Это организация воспитательной работы в школе на том же уровне, что и обучение.

· - Это переориентация всей деятельности школы с тем, чтобы поставить в центре всей ее работы личность ребенка, его интересы и способности, организовать по-настоящему заботу о детях, утвердить "педагогику ненасилия".

· - Это организация всей работы школы при развитии активности детей, детского самоуправления, создания различных детских объединений, клубов.

Основной социальной задачей школы остается воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование.

На современную школу возложена обязанность выполнения президентской программы "Дети России", в соответствии с которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите.

Как в современных условиях школа может решать вопросы социальной защиты ребенка?

Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня организовывают детям из малообеспеченных семей выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изучают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.

В школе психологи исследуют способности ребенка и его интересы, намечают пути его индивидуального развития, его обучения и воспитания; оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь, консультируют родителей и детей.

Существующая в школе служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организовывает специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.

Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических советах.

В школах, где нет освобожденного социального работника, пересмотрены обязанности всех ее сотрудников1.

Так, администрация школы кроме традиционных вопросов руководства педагогическим коллективом и осуществления Закона о всеобуче выделяет организацию воспитательной работы во внеучебное время, направляет работу родительского комитета с семьями, где трудные дети.

Заместитель директора по воспитательной работе уделяет больше внимания связи школы с внешкольными детскими учреждениями, различными просветительскими организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних.

Заместитель директора по учебной работе выделяет в своей деятельности организацию и работу кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей с учениками, проведение консультаций для школьников по месту жительства, работу с трудными детьми, с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поучение Владимира Мономаха 20 страница | Поучение Владимира Мономаха 22 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.