КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поучение Владимира Мономаха 22 страница
Учителя начальных классов и классные руководители, изучив семьи и учеников микрорайона, обращают внимание на тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи; помогают семье в воспитании трудных детей. Учителя-предметники, изучив наклонности ребят, вовлекают их в различные кружки и секции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их проведению родителей и бывших учеников, приглашают в школу интересных людей. Такова схема решения социальных вопросов в школе, не имеющей освобожденного социального педагога, которая в практике современной системы образования нашла широкое распространение. Работа социального педагога в микрорайоне Работая социальным педагогом, следует учитывать, что формирование личности, воспитание ребенка происходит не только в семье, школе, в дошкольных и внешкольных учреждениях, но и во дворе, среди сверстников, и важно на этот процесс сегодня обратить внимание. Обращаясь к воспитанию ребенка, следует помнить, что и в школе, и в семье он находится под контролем, точнее, подчиняется правилам поведения, установленным и в школе, и в семье. На улице же, во дворе, со сверстниками он предоставлен сам себе, и этот процесс в его развитии может быть главным. Поэтому работу по месту жительства следует вести не с подростками (уже трудными), а с дошкольниками, организовывая их свободное время, развивая их задатки и способности1. Именно там, вне контроля семьи и школы, когда ребенок предоставлен сам себе, возникают неформальные группы, появляются лидеры, происходят контакты со взрослыми. Именно здесь проявляются негативные черты у подростков, которые не могут себя занять, здесь подростки вовлекаются в преступные группы. Сложилась практика, когда социальный педагог закрепляется за отдельным районом, домом, подъездом. Какая работа проводится им в подобном случае? Одна из практикуемых форм - это создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства. Кроме того, это создание различных объединений для совместного времяпровождения в выходные дни. Это походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие клубов по интересам, оборудование спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки. Однако в современных условиях возникает практика совместной социальной работы с детьми и в школе, и по месту жительства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Работа по единому плану изменяет в корне работу педагогического коллектива школы. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, деятельность классных руководителей и воспитателей групп продленного дня тесно увязывается с работой социального педагога. Главным в этом единении является ребенок, личность; работа педагогического коллектива не замыкается в стенах школы, а обращается к ребенку, в его семью, в детские объединения, в среду сверстников. Такова практика социально-педагогических центров, комплексов Москвы, Свердловска, Ленинграда и других городов. Эксперимент создания социально-педагогического комплекса в России был начат еще в конце 60-х гг. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества. Эксперимент в Свердловской области возглавил В.А.Семенов, контролируя и направляя все этапы его проведения. Были охвачены школы Свердловска, Нижнего Тагила, Первоуральска Свердловской области. Так, в г. Свердловске территорию Октябрьского района разделили на микрорайоны, в которых находились по 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание подрастающего поколения. В Совет входили все категории работников, которые занимались воспитанием. Это научные работники и учителя, воспитатели и представители производственных предприятий, партийных и комсомольских организаций. Перед Советом стояла задача создать благоприятную среду для воспитания детей и подростков1. В этом эксперименте интересно рассмотреть функции каждого социального института, в чем выразились его особенности и чем они отличались от прежнего участия в воспитании детей и подростков. В первую очередь семья. Удалось привлечь родителей к активной работе в комплексе. Производственные коллективы принимали участие во всей воспитательной работе, профориентации, в трудовом и экономическом воспитании. В комплексе работали члены депутатской комиссии райсовета. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации. Учреждения культуры (Дворцы и Дома культуры, кинотеатры и клубы, библиотеки) организовывали совместную воспитательную работу со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой педагогических отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали медицинскую помощь, следили за здоровьем детей и подростков, занимались медицинским просвещением. Административные органы микрорайона (ГАИ и пожарный надзор) принимали участие в работе Совета и с детьми и подростками. Военкомат привлек к работе комплекса офицеров запаса, демобилизованных солдат, проводил подготовку подростков к службе в армии, занимался военно-спортивными играми "Зарница" и "Орленок". Жилищно-коммунальное управление участвовало в создании материальной базы для воспитательной работы комплекса с детьми и подростками по месту жительства, в клубах, на детских и спортивных площадках2. Особенная роль отводилась школе. Все мероприятия комплекса включались в планы школы: годовые, работу классных руководителей, учительских и ученических общественных организаций. Главный упор в этой социальной работе был сделан на коллектив педагогов. Связь педагогического коллектива и коллективов производственников на протяжении нескольких лет не была формальной. Взаимодействие школы с учреждениями культуры расширяло ее возможности в эстетическом воспитании, становилось реальным развитие способностей ребенка, решались проблемы его взаимодействия с окружающей средой. Здесь объединялись интересы ребенка и родителей. Так, в г. Свердловске клубы "Гномик" и "Малышок" объединяли и детей, и родителей3. Проведенный эксперимент дал хорошие результаты: выполнялся Закон о всеобуче, решалось полное трудоустройство молодежи, среди несовершеннолетних не было правонарушений, дети и подростки участвовали в различных видах общественно-полезного труда, в самых различных работах по благоустройству района1. Структура социально-педагогического комплекса В последние годы создание социально-педагогических комплексов не единично. Совместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением.
Структура социально-педагогического комплекса получила свое признание и распространение. Идеальным стало единение в проведенном эксперименте в школе № 59 г. Ярославля. Эксперимент необычен, интересен, и, конечно, не каждая школа сможет воплотить у себя опыт этого педагогического коллектива. Но социальному педагогу будут интересны организация и содержание работы этой школы, многое из опыта он сможет взять на вооружение. Об этом эксперименте пишет в своей книге директор школы Ирина Николаевна Закатова2. Школа построена в 1984 г., рассчитана на 1600-1800 учеников, 50-60 классов. Школа работает в две смены, оборудовано 10 предметных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, читальный, актовый, спортивный, тренажерный и гимнастический залы, мастерские, библиотека, столовая, швейный цех, 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, прикладного творчества, логопедический, экологический. Педагогический коллектив - 170 специалистов и 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора3. Изучение семей дало возможность представить, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания. Была поставлена задача - превратить школу в воспитательный центр, в основе всей учебной и воспитательной работы которого должна быть личность ребенка; добиться на деле равенства в получении образования (без сегрегации или селекции). Для этого было необходимо реорганизовать деятельность школы, всех ее подразделений на индивидуальную работу с ребенком и, главное, объединить в воспитании детей все силы школы, семьи, социальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона1. При таких задачах изменялось основное направление работы школы: · - содержание образования становилось социальным заказом родителей и детей; · - созданная система воспитательной работы должна была осуществляться вместе с родителями; · - в школе создавалась социально-педагогическая служба. При подготовке эксперимента среди пожеланий родителей было выявлено около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 направлений дифференцированного обучения: · - музыкально-эстетическое; · - изобразительного искусства; · - прикладного творчества; · - языковой культуры; · - нравственной культуры; · - экологии; · - волеологии; · - математической культуры. Для каждого отделения был разработан свой учебный план - с I по XI классы, уровень подготовки по каждому из которых давал выпускникам школы достаточную степень знаний для поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения1. Отделения комплектовались при поступлении в школу, а, также при переходе в V, VIII и X классы. Разработанные экспериментальные учебные планы предусматривали сохранение базового ядра образования, насыщение его гуманитарной культурой, стремление развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие способности ребенка, отход от информационных методов обучения, переход к развивающей педагогике2. Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений: · - территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги; · - внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы); · - психологическая служба (3 психолога и логопед); · - медицинская служба (врач, медсестра)1. Разработанная комплексная программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации "Семья", "Трудный подросток", "Здоровье" и т.д. Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, в которых созданы почти сотни кружков, студий, секций, охватывающих две трети учеников школы. Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители2. Так, в экологический центр входят: школьное лесничество "Сосенка", несколько лекториев для разного возраста, кружки орнитологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб "Экология и культура". Только в работе лесничества участвует от 100 до 600 ребят. В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители. В школе разработана программа воспитательной работы, которой руководствуются и классные руководители, и родители. Организационно эта программа осуществляется в "годовом цикле общешкольных творческих дел". Это циклы "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Так, цикл "Красота" объединяет все мероприятия по эстетическому воспитанию посредством занятий со специалистами. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных делах принимают участие учителя, ребята, родители, выпускники школы3. В разработанной программе социальной работы в школе предусмотрена система мероприятий, направленных на развитие главных качеств личности. Это просвещение ребенка в области эстетической и этической культуры, обязательное участие в труде, в разнообразной трудовой деятельности и, главное, объединение в единый педагогический процесс воспитания личности в коллективе и ее самовоспитание. Эффективным в этой работе, точнее, в этом опыте является метод педагогической диагностики, процесс фиксирования степени, уровня воспитанности ребенка на каждом этапе его развития. Некоторое время назад многолетний эксперимент педагогической диагностики был проведен в нескольких школах Красноярска. Публикация проф. М.И. Шиловой об этом опыте была встречена в штыки. Критиковали за несовместимость определения уровня воспитанности по уровню "коммунистической нравственности" и уровню простейших навыков ребенка в быту1. Двадцатилетний опыт школ Красноярска был невостребован. Любопытнейшие же разработки определения уровня воспитанности ребенка, отсюда - составление воспитательных планов с группой детей, с классом представляют интерес для социального педагога. Несомненно, опыт организации социальной работы педагогического коллектива школы № 59 г. Ярославля дал положительные результаты. План социальной работы школы стал связующим звеном между всеми, кто причастен к воспитанию ребенка. Положительно то, что в составлении плана принимали участие ученики и родительский актив, педагогический коллектив, совет школы и общественность. Важно то, что главной задачей плана было дойти до каждого ребенка, объединив силы педагогического коллектива, родителей, общественности в социальной работе; направить эти силы на развитие задатков и способностей ребенка, подготовку его к жизни, а главное, на самовоспитание и самообразование. Этот опыт демонстрирует действительное взаимодействие школы, семьи с органами правопорядка и социальной защиты, с предприятиями и детскими садами. В учебно-воспитательный комплекс микрорайона "Марьина роща" г. Москвы входят 2 школы, 2 детских сада; в штате - 32 социальных педагога (за счет ставок воспитателей групп продленного дня плюс доплат из бюджета). Ввести ставки социального педагога в школе позволяет статья 55 Закона "Об образовании". Кроме организованного отдыха здесь важное место занимает полезный труд: автоперевозки, ремонт автомашин, резьба по дереву, сборка компьютеров, организация службы социального страхования2. Интересный опыт работы накоплен в социально-педагогическом комплексе школы № 26 г. Ставрополя3. Кроме школьных секций здесь существуют кружки, созданные родителями у себя дома ("Макраме", "Вязания", "Вышивок", "Умелые руки"). Родители занимаются английским языком с пятью отстающими учениками, организовали домашний театр. В школе 43 кружка, созданные учителями и родителями, в которых занимаются 370 учеников. Состояние развития отдельных учеников обсуждается на педагогических советах, где о результатах наблюдений докладывают психолог и логопед. В ряде школ и гимназии существует практика подготовки социальных педагогов1. Учащихся знакомят с профессией социального педагога. Для этого в школе создается класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Школьники знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогическую практику в качестве подготовки к самостоятельной работе. Вопросы студентам 1. Социальные задачи школы в современных условиях. 2. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне. 3. Работа социального педагога в школе и микрорайоне. 4. Опыт социально-педагогического комплекса и школы № 59 г. Ярославля. Литература к лекции 1. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. - М., 1986. 2. Гуров В., Шинкаренко Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. 1994. № 2. 3. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990. 4. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. 5. Проблемы эстетического воспитания подростков. - М., 1994. 6. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. - М., 1996. 7. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. 1992. № 5, 6. 8. Гуров В.Н. Опыт организации социально-пелагогичсской работы// Педагогика. 1993. № 3. 9. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса па основе интереса детей. - М., 1996. 10. Маанди Н. Школа моей мечты//Народное образование. 1995. № 5, 6. 1 См.: Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. 1996. № 5. - С. 35-38. (Даны анкеты) 1 См.: Закатова И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы в современных условиях. (Автореферат). - М., 1996. - С. 11-12. 1 См.: Закатова И.Н. Указ. соч. - С. 5. 1 См.: Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 39-40. 2 Там же. - С. 42. 3 Там же. - С. 80-82. 1 См.: Семенов В.Д. Указ. соч. - С. 43-45. 2 Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. 3 Там же. - С. 15. 1 Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. - С. 16. 1 Закатова И.И. Указ. соч. - С. 16. 2 См.: Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы и средней школе на основе программы. - М., 1996. - С. 7. 1 См.: Тихомирова Н.К. Указ. соч. - С. 8. 2 Там же. - С. 18. 3 Там же.- С. 18-19. 1 См.: Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. - М., 1990. 2 См.: Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. 1994. № 2. - С. 2-5. 3 См.: Гуров В., Шинкаренко Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. 1994. № 2. - С. 6-9. 1 См.: Березина В., Ермоленко Г. Указ. соч.- С. 2-5. ЛЕКЦИЯ 20. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах "Надежда" и "Радость" г. Клина. В.Н. Сорока-Росинский о трудновоспитуемых. Юношей и девушек в 11-12 - 15-16 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности. Физическое развитие характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями, развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; к этому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению. В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками. Трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса - к подростковой беременности, так как часто очень рано они вступают в половые связи. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству. В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения (приватизация, аренда, кооперация) привели к незащищенности подростков на производстве. Многие подростки, получив при старой системе образование, не хотят переучиваться или просто учиться дальше, обновлять свои знания. В условиях демократических свобод (многопартийность, самоуправление, свобода слова) подростки не могут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры. Практика отчисления их из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел, так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет. Количество преступлений, за которые подростки привлечены к уголовной ответственности, превысило 100 тыс. Из них на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, повторение преступлений, изнасилование - число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет. В 90-е гг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы). Отклонения в поведении подростка Отклонения в поведении подростка - это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат - реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя. Интересны результаты исследования Н.Вайзмана1 об особенностях поведения трудных подростов. К первой группе он относит "психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников". Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. "В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не подчинялись, прогуливали занятия". Ко второй группе Вайзман относит подростков "с ускоренным половым развитием и с повышенной эффективностью, возбудимостью, агрессивностью". Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя. В третьей группе подростков "преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков". Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны. Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подростки, нарушения, точнее, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма. Обратимся снова к исследованию Н. Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах1. Исследования групп подростков-учащихся, охваченных преступностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественные поступки. У учащихся ПТУ - противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать и учиться, спекуляция, бродяжничество. У воспитанников детских домов и приютов - агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ2. Постараемся обобщить, к чему приводят отклонения в поведении подростка. Отклонения, опасные для жизни, выплескиваются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении. В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового самоубийства является психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, они покушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими. Они становятся объектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства1. Среди беглецов зафиксировано больше всего подростков. Основная причина - плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60-70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными: тяжелым экономическим положением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или наоборот преклонным возрастом родителей и т.п. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждает плохое обращение. Подростки-беглецы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью никогда не возвращаются. Часть подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости. Психологами разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку требуется вмешательство социального педагога, чтобы помочь ему обрести самостоятельность и стойкость; другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые подростки не любят захваливания, некоторых необходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру общения. В работе социального педагога встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни. Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе. На особенности психического развития ребенка, которые следует знать социальному педагогу, обращал внимание в своих психологических исследованиях психолог Л.С. Выготский. Л.С. Выготский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14-17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер "кризиса" в 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, физические и психологические изменения в организме, которые проявляются в реакции на внешние воздействия. Реакция на события в этом возрасте отличается от реакции взрослых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело. В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагог должен помнить, что перестройка поведения подростка связана с половым созреванием. Перевоспитание Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка. Перевоспитание - это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. Социальному педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Перед социальным педагогом стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду и спорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести подростка к процессу самовоспитания и самообразования? Все эти вопросы встают перед социальным педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессу педагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своего поведения. Это второй этап перевоспитания. Третий этап - это процесс накопления нравственно положительных качеств, поступков воспитанника. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал и при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |