Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 25 страница

Кого же из детей можно признать за даровитого ребенка? Делаю попытку ответить на этот вопрос, сознавая всю его трудность, лишь для того, чтобы в общих, несколько грубых чертах отметить своеобразность психологической организации даровитого и показать, как трудно ему, а часто и невозможно, мириться с укладом и требованиями нашей современной школы.

Под дарованием надо разуметь некоторые свойства интеллекта и также другие стороны нашего душевного склада, в силу которых данный индивид производит эффект в той или иной области с минимальной затратой труда и энергии. Или, другими словами, даровитый субъект такой, который при той же затрате энергии в данной области сделает больше, чем средний по способностям; в этом заключается совершенство (превосходство) даровитого. Какие моменты психики играют наибольшую роль при таком совершенствовании, до сих пор мы не можем сказать с определенностью.

Надо, однако, предположить, что даровитость главным образом относится к области интеллекта и представляет собой как бы особую напряженность и живость интеллектуальных процессов. Обладая, по-видимому, большой способностью сосредоточивать внимание в определенной области, обладая более совершенной апперцепцией [непрерывная связь старого материала с новым, установление связей новых знаний со старыми], даровитые дети лучше воспринимают впечатления и претворяют их в представления и понятия.

...Кроме непосредственного восприятия громадную роль у некоторых играет эмоциональная сфера и воображение, которое открывает им целый мир новых образов; работа воображения бывает при этом до такой степени напряженной, что эти образы принимают характер как бы галлюцинаций даже без того, чтобы данный субъект затрачивал большие усилия для этого; недаром великие музыканты, поэты нередко жалуются, что их преследуют музыкальные мелодии, поэтические образы и картины.

Так, известный художник Рерих говорит, что часто помимо его воли перед ним возникала во всей полноте задуманная им картина. Наконец, для творчества даровитого человека характерна также наличность большого, интенсивно выраженного к творчеству интереса, который может перейти в беззаветную любовь. Гончаров вынашивал

своих Обломова и Райского по несколько лет, не переставая любить их.

Обратимся теперь к даровитым детям в школе. Вероятно, каждый помнит, что в среде его школьных товарищей был хотя бы один такой даровитый. Большей частью такие даровитые дети, юноши, однако, учатся из рук вон плохо и нередко считаются худшими учениками в классе. Здесь кстати будет процитировать Н.И. Пирогова, который так хорошо знал школьное дело и который в своей статье "Школа и жизнь" пишет: "Сколько учеников слывут в школе тупоголовыми, а в жизни оказываются умнее своих учителей". Нелишне будет вспомнить исторические примеры,...что Наполеон считался одним из последних учеников Бриенской военной школы. Гениальный Ньютон и в средней школе, и в высшей считался за малоспособного. Известный натуралист Александр Гумбольдт1 также отставал в школе от своих сверстников.

Одним из видных свойств даровитых является оригинальность мышления, которая не мирится ни с каким притязанием школы подчинить ее правилам и требованиям, выработанным по иному масштабу. Зачастую мышление это выражено с определенно направленным интересом. В то время как школа требует от него одинакового участия во всех занятиях, начиная от латинской грамматики и кончая естественной историей, его мысль витает в какой-нибудь определенной области, и школа только мешает этой работе мысли: только подавляет ее.

...При наличности разностороннего дарования данные субъекты легко справляются с задаваемой им школьной работой. К их способностям предъявляются слишком минимальные требования; способности их не упражняются, ум не приучается пользоваться ими. Требования школы должны быть больше согласованы с силами ученика; не посягая на его самостоятельность и оригинальность, должны побудить эти силы производить весь тот полезный эффект, на который они способны, чем приучить данный организм в нужный вызванный жизнью момент живо ответить на данное раздражение, - это и есть приучение индивида к управлению своими силами вообще и своими дарованиями в специальной области в частности.

И вот такой недовольный школьным преподаванием ученик начинает самостоятельно заниматься, так как школа ему только мешает. Предоставленный самому себе, он не всегда получит необходимую общую подготовку, не выработает в себе работоспособность, но, увлекшись какой-нибудь отраслью знания или искусства, сделается дилетантом, недоучкой.

Общее образование необходимо, и только на фоне этого общего образования могут получать дальнейшее полное развитие дарования в тех или иных областях. Мы только настаивает на необходимости привести в гармонию эти дарования с общим развитием. На этом основании школа должна приноровиться к своим одаренным воспитанникам, иными словами, для них должна быть создана специальная школа, которая принимала бы во внимание своеобразие их организации. Такая школа должна иметь особую программу, настолько гибкую и подвижную, чтобы модифицироваться в каждом отдельном случае. Повторяем, современная общая школа - для учеников со средними способностями, но не для одаренных.

...Сколько талантов погибает в пучине случайностей русской жизни. Положим, Ломоносов, Горький, Шаляпин выбились из этой пучины, но ведь им помог случай, который не всегда приходит и приходит вовремя....

То положение, что гений всегда пробьется, в корне неверно. Между тем на этом пути даровитому приходится затрачивать, может быть, лучшие элементы своего дарованиями, и он подчас губит их безвозвратно.

Далее противники приводят такое возражение, что не следует удалять даровитых детей из общей школы, так как этим последняя как бы лишается ее лучших элементов, которые оказывают плодотворное влияние на остальных средник... Но позвольте, что же это за аргумент? За что вы хотите приносить в жертву даровитых детей посредственности? Это, по меньшей мере, оригинальное использование не развернувшихся дарований на пользу процветания среднего индивида. Можете чем хотите, поднимать дух соревнования в классе, но только не глушите зачатков великих, быть может, дарований, которым вы должны дать возможно развернуться во всю ширь и мощь. Они с лихвой возместят вам принесенную им жертву.

Что касается до таких аргументов... что I. в классах специальных школ было бы больше опасности переутомления ввиду большого разнообразия дарований учеников или что II. для характера ребенка было бы вредно сознание, что он принадлежит к избранным. Оба эти аргумента также несостоятельны.

Переутомление устраняется уменьшением до минимума числа учащихся в классе, сознание же превосходства над остальными больше угрожает в общей школе, ибо там данный ученик постоянно убеждается в этом превосходстве над своими посредственными товарищами; в специальной же школе преимущество одного ученика будет уравновешиваться преимуществом другого.

Слышим мы соображения - и такого рода, что, мол, как же отобрать таких детей, где данные, на которых при этом надо базироваться? Эти соображения не должны нас останавливать. В истории лечебной

педагогики можно найти очень ценные указания и факты по этому поводу.

С другой стороны, и в настоящее время, еще без разработанной методики, есть возможность в известных случаях бесспорно сказать, что данный ученик представляется даровитым.

В.Освальд в своей книге "Великие люди", психологически разобрав биографии нескольких известных исследователей, не без основания указывает, что характерным свойством великих людей наряду с самостоятельностью и оригинальностью мышления является раннее созревание. В наличности этого фактора мы действительно убеждаемся на многих примерах. Не говоря уже о таких известных, как Дж. Ст. Милль, уже в 9-летнем возрасте владевший латинским и греческим языками, как Лермонтов, начавший писать стихи с 10 лет, и т.п., при более внимательном наблюдении за даровитым ребенком мы очень часто более или менее правильно можем представить себе, куда направлено его дарование.

Как должна быть устроена специальная школа, кому это поручить, откуда взять учителей и учеников, как выделять их из общей массы школьников, с какого возраста, какую установить программу, учебный план - эти вопросы считаю важными, но не останавливаюсь на них, чтобы не уклониться в сторону. Пока важно осознать необходимость такой дифференцировки и создания специально организованных школ.

Итак, интересы даровитого ребенка требуют, чтобы его взяли из неблагоприятной для его развития общей школы и поместили в специально созданную для него школу. Надо помнить, что всякое великое дарование, получившее правильное и максимальное развитие, представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу.

..."Человечество движется вперед благодаря избранным", - говорит Бине, поэтому обществу выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом. Ребенок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть.

Печатается по изд.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М, 1990. - С.480-487.

Вопросы и задания

1. Что такое талантливый ребенок?

2. Талантливый ребенок в семье.

3. В.П. Кащенко о "даровитых детях".

Литература к лекции

1. Одаренные дети. - М., 1991.

2. Как подготовить вашего ребенка к жизни. - М.,1991.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.,1973.

4. Семейное воспитание (Краткий словарь). - М., 1990.

5. Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология пед. мысли России. Вторая половина XIX - начало XX в. - М.,1990.

1 Юркевин В. Иллюзии. Реальность//Семья и школа. - 1996. № 8. - С. 5.

1 Юркевич В. Указ. соч. - С. 8.

1 Гумбольдт Александр (1769-1859) - немецкий естествоиспытатель.

ЛЕКЦИЯ 22. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США

Работа социального педагога в Германии, Великобритании и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрослыми-безработными, родителями.

Материал об опыте социального воспитания в европейских странах может быть отдельным курсом лекций, где предполагается рассмотрение особенностей социального воспитания в каждой стране. Эти особенности представляют интерес для социального педагога, так как в разных странах создана своя система социальной работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт работы с больными детьми и семьями "риска", работы социального педагога в школе и микрорайоне.

В этой лекции предпринят краткий обзор ряда публикаций, с тем чтобы частично составить представление о рассматриваемой проблеме.

Социальная работа в европейских развитых странах направлена на оказании помощи нуждающимся.

Так, в Швеции в учреждениях здравоохранения оказывают больному помощь в выполнении режима лечения, в подготовке к операции, его душевного состояния, помогают родственникам умерших, решают судьбу детей, которые остались без родителей.

В психиатрических больницах Швеции социальный работник продолжает работать с пациентом и после прохождения курса лечения.

В Великобритании социальный работник работает в роддомах, психиатрических больницах. Социальный педагог входит в состав социальной службы, где помогают преподавателям школы в работе с трудными подростками. Помогают родителям и ученикам

налаживать отношения в семье, отношения родителей и учеников с преподавателями, которые мешают в образовании. Выявляют семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, где ребенок отстает в развитии. Социальный педагог занимается с детьми, которые временно исключены из школы или временно ее не посещают по болезни, организовывая занятия с ребенком дома. Оказывают помощь в пользовании социальными привилегиями, в процессе адаптации детей национальных меньшинств, поддерживают детей, которые получают образование вне школы.

В Германии социальный педагог включается в штат школы, работает с трудными подростками, занимается организацией их свободного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками и до возбуждения уголовного дела, и после решения суда. Занимается предупреждением детской преступности, привлекает детей и подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах.

В тюрьме социальный педагог составляет план обучения и работы осужденного на весь срок, помогает организовывать отдых, регулировать финансы, а после выхода из тюрьмы - устроиться на работу.

На ряде предприятий Германии социальный педагог занимается проблемами непрерывного обучения и повышения квалификации взрослых рабочих.

В Северной Ирландии существует специальная служба, так называемая коллегия пробации, где офицер с командой в 4-5 человек анализируют перед судом положение несовершеннолетнего, надзирает за ним во время отбывания срока наказания, помогает после выхода на волю с тем, чтобы подросток не встал на прежний преступный путь.

Об опыте работы социального педагога пишет в своей книге "Социальная работа с семьями в Англии" Джил Горелл Барис1. Наряду с широким сектором семейных проблем и различных подходов к их решению, автор выделил особенности работы с детьми в семьях, переживающих внутренний кризис.

Семейный кризис - состояние семьи, когда она не может справиться с навалившимися трудностями. Чаще всего при повторном браке ребенок не принимает отчима или мачеху. Автор показывает, что если дети маленькие, то конфликта не бывает, раскрывает, почему родители теряют контакт с детьми. На помощь приходит социальный педагог, который, проанализировав ситуацию в семье,

моделирует изменение отношений между ее членами. Он останавливается подробно на особенностях поведения детей, которые раньше не жили в семье, отношения к родителям, взявших их на воспитание. Автор дает советы родителям, как найти правильный подход к ребенку. Это наблюдение за его поведением, разговоры с ним, чтобы помочь ему адаптироваться, чувствовать комфортно в новой обстановке.

Важным является приобретение родителями навыков самоконтроля, умение ставить перед собой и ребенком ближайшие и долговременные задачи, о вреде физических наказаний. Важно изучение обстановки в семье, где воспитывается ребенок.

Анализируя работу социального работника с подростком автор обращает внимание на кризисные в этом возрасте ситуации: попытки самоубийства подростков, которые "переросли" своих родителей - остались одни после их смерти. Кризис в семье, неудавшееся опекунство приводят к уходу ребенка из такой семьи.

О специфике такой работы с детьми, о традициях социальной помощи детям в Америке пишет в книге "Социальная работа и социальные программы в США" С.И. Чорбинский1.

Еще в 1921 г. в США была создана Американская ассоциация социальных работников. Но одной из старейших организаций, точнее, объединений социальных работников является Американская лига помощи детям, созданная в 1920 г. В современных условиях Лига разрабатывает различные программы помощи детям.

Одной из основных является Программа нуждающимся семьям с детьми на иждивении. Программа была создана в 1935 г. и главным было оказание помощи вдовам с детьми. Так, в 90-х гг. помощь по ее каналам получили 11 млн человек, 90% из них были матери-одиночки2.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в которых небольшой доход, несовершеннолетние матери, матерям-одиночкам, с тем чтобы они смогли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение содержать детей полагается уголовная ответственность, вплоть до тюремного заключения.

В ряде штатов функционирует программа "Хелп", по которой матерям до 20 лет предоставляется место в специальных приютах, где детям обеспечен присмотр и уход, а мать может учиться и работать. Приюты содержат частные лица и некоммерческие организации,

их финансирует Федерально-штатная программа детской помощи (АФДС).

Социальная помощь оказывается детским учреждениям: детским садам (дневным и круглосуточным), группам продленного дня, приютам для трудных детей и подростков, школам для детей-инвалидов и умственно отсталых, различным исправительным учреждениям.

Федеральное законодательство перед учебно-воспитательными учреждениями ставит задачи: дать полноценное обучение в соответствии с возрастом, способностями и интересами; полноценное питание; медицинское обслуживание; социальное и эмоциональное развитие детей; просвещать родителей в педагогических знаниях; оказывать социальные услуги детям и родителям1.

Существуют дошкольные учреждения, в большинстве коммерческие, в которых для детей из бедных семей выделяются деньги из федерального бюджета. По нормам в детском садике один воспитатель приходится на пять ребят 4-5 лет.

Детям из бедных семей программа школьных завтраков обеспечивает ежедневное питание.

С 1996 г. осуществляется программа "Хендстарт" по воспитанию и развитию детей с замедленным развитием из бедных семей. Программа охватывает в среднем до 450 человек в год2.

Функции реабилитационных центров выполняют приюты на 8-10 ребят, где с ребенка снимают стресс. Для умственно отсталых детей созданы специальные школы, 80-90% детских домов и больниц содержатся за счет частных пожертвований.

В специальных колониях для малолетних преступников и в тюрьмах работают социальные педагоги.

Систематические учебные занятия для родителей (СУЗР) - популярная программа, созданная Д. Динкмейером и Г. Маккеем (1976), предлагала модель учебы на основе взаимного уважения между родителями и детьми.

СУЗР выделяет четыре цели, которых ребенок хочет достичь своим неправильным поведением: привлечь внимание, получить власть, отомстить и подчеркнуть неадекватность ситуации. Причинами неправильного поведения могут быть также возбуждение, стремление стать вровень с окружающими и чувство превосходства. Программа СУЗР учила отцов и матерей уяснять для себя мотивы поведения детей и выбирать наиболее подходящие методы исправления ситуации. Так же как и на курсах родительских

знаний, предполагалось участливое выслушивание ребенка и демократическое принятие решений. В соответствии с этим родители должны делать выбор из широкого круга возможных решений, когда им приходится иметь дело с проблемами поведения детей. СУЗР рекомендовал опираться на естественные и логические последствия поступков детей, требуя от них изменить свое поведение.

Другой отличительной чертой программы СУЗР являлось использование встреч в кругу семьи в воспитательных целях для профилактики и урегулирования трудностей. Родителям предлагался план подобных встреч с тем, чтобы они способствовали общению между членами семьи и разрешению семейных проблем.

Взрослые в воспитательном процессе Взрослые - лица в возрасте после 18 лет, достигшие возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особых социальных задач в обществе и семье. Современный юноша не признается взрослым, если не достиг возраста 18 лет, хотя трудовую жизнь он может начать с 16 лет, а общегражданский паспорт теперь подростки получают в 14 лет. Считается, что взрослые способны экономически, социально и психологически функционировать независимо от своих родительских семей.

Трудно определить, когда заканчивается период взрослости. Обычно он отмечается переходом в категорию пожилых. Юридический статус пожилого связан с выходом на пенсию. Пенсионный возраст в разных странах неодинаков. Документы ООН и МОТ рассматривают как пожилых лиц от 60 лет и старше.

Взрослость - относительно здоровый период жизни, редко подверженный хроническим или неизлечимым заболеваниям. Взрослость - это время расширения социальных горизонтов, когда много энергии затрачивается на образование и профессиональную подготовку к работе, образование семьи и выполнение социальных обязательств. Подавляющее большинство взрослых состоят в браке.

Характерной чертой семейной структуры России остается сравнительно высокий процент живущих вне семьи. Число одиноких и отдельно проживающих членов семьи составляет около 17,1 млн человек, или почти 12% населения страны.

К 25-летнему возрасту 99% россиян имеют высшее и среднее образование, причем 46,4% - среднее специальное и высшее образование. На тысячу работающих женщин приходится 925 женщин с высшим и средним образованием, а мужчин - 906; из них с высшим образованием - 154 женщины и 138 мужчин; со средним

специальным образованием - 298 и 191 соответственно. Это показывает, что уровень образования женщин выше, чем мужчин.

Развитие в период взрослости не проходит плавно, здесь и стабильность, и случайные скачки вперед, и регресс. Ранний взрослый возраст - это время, когда рискованные опыты подросткового периода "переплавляются" в устойчивый и продуктивный образ жизни. Столкнувшись с выбором стиля жизни из множества вариантов и быстро меняющейся моды, молодые люди испытывают замешательство. Особенно важен в это время выбор профессии, поскольку именно в трудовой деятельности и мужчины, и женщины стремятся реализовать свой жизненные цели, найти свое место в жизни. Поэтому ранний взрослый возраст характеризуется как наивысшим уровнем физического здоровья, так и стрессами, происходящими на почве жизненных событий, таких, как борьба за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и эмоциональную самореализацию. Увеличение стресса у лиц 26-45-летнего возраста ведет к росту душевных расстройств в этой возрастной группе.

Средний взрослый возраст - четвертое десятилетие жизни - можно рассматривать как переход к кризису середины жизни. Индивидуальный доход в это время обычно максимальный, однако увеличение семьи может свести на нет прирост доходов. Возрастает вовлеченность в политическую жизнь. Исследователи установили, что 30-40-летние мужчины более часто меняют работу, будучи неудовлетворенными теми возможностями в реализации своих сил, которыми они располагают. Отсюда увеличивается потребление алкоголя мужчинами, что влияет как на внутрисемейные отношения, так и на производственную деятельность. На четвертом десятке лет пьющие женщины нередко начинают потреблять алкоголь в чрезмерных дозах и злоупотреблять предписанными лекарствами.

В начале пятого десятилетия взрослый человек достигает пика личной способности зарабатывать деньги и реализовывать свои проекты с максимальной эффективностью. Люди указанного возраста во многих случаях являются носителями социальных норм. Вместе с тем наступает период критической самооценки: неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих их детях, недовольство уровнем профессиональных достижений.

Кризис среднего возраста связан со страхом старения, осознанием того, что достигнутое иногда значительно меньше ожидаемого. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения переживаются как утрата привлекательности,

физических сил, сексуальной энергии, растет беспокойство по поводу того, что молодое поколение, получившее профессиональную подготовку в соответствии с новыми образовательными стандартами, может оказаться "на шаг впереди". Бытовой комфорт и семья - наиболее привлекательные факторы удовлетворенности жизнью у этой возрастной группы. Семейный статус особенно важен для женщин, мужчины же более озабочены трудовыми достижениями.

Взрослый человек, объективно изменяющийся в результате собственной деятельности и обстоятельств, оказывающий своею личностью, деятельностью, отношениями воздействие на детей, на окружающих, является и сам объектом воспитания. Формирование личности взрослого происходит под влиянием тех условий, при которых ему надо сделать свой нравственный выбор, определить свое поведение.

Когда взрослые люди осознают смысл и цель своей жизни, долг и ответственность за свое влияние на подрастающее поколение, на окружающих, когда целенаправленно занимаются своим нравственным и физическим совершенствованием, они становятся субъектом воспитательного процесса. Родители, представители общественности, производственные мастера, в этом случае являются потенциальными воспитателями.

Долгое время в социальной работе со взрослыми социальная педагогика ориентировалась на концепцию Э.Эриксона. Он считал, что взрослая жизнь зависит от успешности более ранних стадий. Поэтому для оказания социальной помощи требуется предварительный анализ биографии взрослого человека, воссоздание всех этапов его жизненного цикла, предшествующих кризисному состоянию. Это необходимо для того, чтобы найти единую, сквозную "линию" в его жизни и тот критический ее поворот, который привел к личным затруднениям. Для этого социальному работнику требуется уяснить для себя самого то, что становление личности - пожизненный процесс, участником которого становится и сам социальный работник. Вовлечение взрослого в процесс самоанализа; определение психосоциального отклонения при разрешении кризисов роста; поиск путей и способов восстановления социальных функций; нормализация контакта с внешней средой; выявление социальных институтов и структур, которые могут способствовать стабилизации личности.

В последние годы все большее распространение наряду с этой концепцией получает экологический подход, учитывающий давление окружения на индивида, рассматривающий последнего как элемент различных систем и подсистем. Стресс оценивается как

результат трех взаимосвязанных факторов: перехода из одного жизненного состояния в другое, различных воздействий среды и межличностного взаимовлияния. В социальной работе должны учитываться также особенности каждой возрастной группы.

Принципы обучения взрослых Первый принцип обучения состоит в том, что основная ответственность за обучение лежит на самом учащемся. Взрослый учащийся-профессионал рассматривается как добровольный субъект, что ведет к перераспределению ролей, обязанностей и воззрений между учащимися и преподавателями. Добровольный учащийся-профессионал, продолжающий обучение, уже обладает определенными навыками, знаниями и опытом. С другой стороны, для успешного выполнения установленных функций и тем более при изменении характера работы может возникнуть нужда в новых навыках и знаниях.

Второй принцип основывается на том, что личные или профессиональные потребности стимулируют у специалиста желание учиться. Преподаватель должен быть в курсе потребностей учащегося и стараться наиболее оптимально их удовлетворить. Другими словами, преподаватели должны быть готовы изменить методику обучения и способы подачи материала, исходя из характера взаимодействия с учащимся. Учащийся уже владеет определенными знаниями, опытом и понимает, какими навыками он обладает и каких ему не хватает, а преподаватель должен быть готов дать необходимые ему новые навыки и знания. Следовательно, от обучающихся требуется активность при разработке программ и методики обучения.

Третий принцип исходит из необходимости применения многообразия образования. Самые обычные формы - обучение в классе, участие в профессиональных конференциях и симпозиумах - являются наиболее применяемыми. Наряду с этим полезны чтение профессиональной литературы, консультации и выступления на собраниях. Используется также создание совместных комитетов планирования, проведение совещаний без посторонних лиц и т.п. Когда учащиеся и преподаватели относятся к делу серьезно, вдумчиво и без излишней торопливости, это способствует значительному улучшению качества обучения и повышению актуальности предлагаемых программ и увеличивает взаимную ответственность сторон. Обучающиеся участвуют и в разработке индивидуальных программ и учебных моделей для специализированных групп, организаций и учреждений.

Четвертый принцип состоит в том, что изменение условий, при которых предполагается продолжение образования взрослых, требует

разработки и утверждения новых форм признания и поощрения. Наградой обыкновенному студенту служит диплом и, можно надеяться, работа. Что же касается форм поощрения взрослых учащихся, то к их числу относится овладение новыми знаниями и навыками, способствующими улучшению работы, получению более престижной работы и личному росту. Преподаватели в социальной области приспособили свою работу к принципам образования взрослых и стремятся обеспечить учащихся как общими, так и специализированными программами с целью повышения уровня социального обслуживания, компетентности практических работников.

Пятый принцип исходит из того, что обучаемые часто поднимают проблемы активного, творческого подхода и качества обучения. Такие подходы законны. Однако важно, чтобы преподаватели сохраняли гибкость, способность откликаться на нужды и проблемы, возникающие в рамках обучения взрослых.

Работа социального педагога с родителями В США в период 40-70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по вопросам, представляющим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, аудитория была по преимуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-правонарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к семейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы - выпускники колледжей. Руководили подобными программами главным образом социальные работники, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поучение Владимира Мономаха 24 страница | Поучение Владимира Мономаха 26 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.