Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 26 страница




В современных условиях подготовка взрослых к семейной жизни осуществляется в учебных группах, где даются необходимые знания, навыки и анализируется их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным изменениям. Такая помощь полезна и людям, столкнувшимся с неожиданными ситуациями: временные кризисы, ухудшение здоровья или хронические заболевания.

В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит 6-12 человек, хотя их количество может достигать 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжительность занятий - 1,5-2 часа. Как правило, курс состоит из шести-восьми занятий. Наряду с этим распространены разовые группы, группы, рассчитанные на длительный срок обучения и постоянно действующие группы. Их возглавляет профессионал,

имеющий степень магистра социальной работы, получивший специальную подготовку по составлению учебной программы, процессу проведения групповых занятий и ситуационным методам обучения. В состав групп входят участники, различающиеся по социальному происхождению, религиозной принадлежности и уровню образования. Различны также их жизненные ситуации. Это - родители, недавно расставшиеся, или разделенные супруги, родственники людей, страдающих хроническими заболеваниями, и т.д.

Цель большинства групп подготовки к семейной жизни - углубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации личности к жизненным изменениям. Обучение как главная цель подготовки к семейной жизни, включает также и задачи лечебных групп. Однако в лечебных группах главная цель - определить причины неадекватного поведения и посредством группового обучения способствовать корректировке эмоционального восприятия действительности. Лечебные группы и группы подготовки к семейной жизни имеют ряд общих черт, одна из которых - обмен опытом. В группах подготовки к семейной жизни чрезмерный обмен опытом не поощряется и нуждающиеся в нем направляются в психотерапевтические службы. Эмоциональная поддержка имеет важное значение для создания в группах подготовки к семейной жизни атмосферы сплоченности, которая способствует успешному проведению занятий. В лечебных группах подобная поддержка направлена на корректировку эмоционального восприятия.

Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на четыре категории.

Группы нормального развития предназначены для всех категорий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изменения. Это группы для родителей, дошкольников, подростков, людей, намеревающихся вступить в брак, и пенсионеров.

Кризисные группы предназначены для тех, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Люди обычно недостаточно ориентированы в чрезвычайной ситуации: какова продолжительность реакции, как преодолеть кризис и вернуться к привычному образу жизни. В группы этого типа входят недавно расставшиеся и разведенные супруги, вдовы, вдовцы и безработные. Руководители групп помимо обучения оказывают эмоциональную поддержку и поощряют коллективную помощь. Большинство обучаемых успешно преодолевают кризисы и возвращаются к нормальной жизни.

Группы индивидуального развития нацелены на обучение людей, хотя и не переживающих кризис или серьезные жизненные

испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке поведения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки и коммуникабельности. Участники групп этого типа хотят улучшить качество своей жизни. На занятиях не исследуются причины, объясняющие тот или иной тип поведения, а посредством специальных методов обучения формируются стремления изменить его. В результате обучаемые обретают уверенность в себе, повышается их самооценка, возрастает контроль над стрессовой ситуацией, развиваются навыки общения.

В группах адаптации занимаются лица, которые постоянно подвергаются воздействию отрицательных факторов, связанных с болезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улучшению, или же они живут с людьми, которые находятся в подобном состоянии. Особенность таких групп в том, что состояние обучаемых требует длительного периода адаптации. Эффективность занятий в значительной степени зависит от руководителя и от коллективной поддержки участников группы. Обучение предусматривает получение специальной медицинской информации, направлено на индивидуальное развитие и повышение качества жизни. Это группы для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, для родственников лиц, страдающих хроническими заболеваниями.

Современная практика подготовки к семейной жизни значительно изменилась с начала 70-х гг. Можно выделить ряд характерных тенденций. Программы занятий претерпели значительные изменения. Увеличилось преподавание дисциплин в самой разнообразной обстановке. Практика охватывает не только вопросы воспитания детей, но и проблемы всех членов семьи в целом. Если ранее в группы для родителей включались преимущественно матери, то современная практика принимает во внимание обоих родителей, причем значительно возросло участие отцов. Ведь ответственность за воспитание детей несут оба родителя, и они оба могут извлечь пользу из учебных программ. Мужчин, посещающих группы подготовки к семейной жизни, интересуют проблемы отцовства, контроль над стрессами, повышение самооценки и т.д. Растет число групп и для детей, в том числе групп по развитию навыков общения и уверенности в себе, групп для подростков и подготовки к браку.

Первоначально группы были ориентированы на различные стадии жизненного развития и не выходили за рамки ответов на вопросы, касающиеся определенной тематики. Их участники действительно получали определенные знания. Наметившаяся тенденция - расширить

подготовку к семейной жизни от простого обучения к развитию навыков и анализа поведения - повлекла за собой изменение методологии. Огромное воздействие оказали на этот процесс теория обучения взрослых М. Ноулза (1973, 1975) и ее практические приложения. Наряду с этим публиковались учебные программы, учитывающие различные типы переходных периодов в жизни человека. Серии публикаций по программам подготовки к семейной жизни оказали огромное воздействие на изменяющуюся практику, давая возможность руководителям групп ставить перед собой более широкие задачи. В большинстве групп проводятся лекции, практические занятия и работа с учебными материалами.

Если ранее занятия по работе с семьей проводились в библиотеках и общественных центрах, то теперь группы действуют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в государственных учреждениях. На промышленных предприятиях и в строительных организациях популярны такие темы, как контроль над стрессам, тренировка уверенности в себе, сбалансированность работы и семейной жизни, проблемы работающих супругов. Службы подготовки к семейной жизни стали главным компонентом популярных программ по оказанию помощи рабочим и служащим. Были разработаны и опубликованы учебные программы для этой аудитории. Приоритетными считаются группы повышения самооценки, тренировки и уверенности в себе и укрепления дружеских отношений, подготовки к браку для старшеклассников. Интерес местных властей привлекают программы для рабочих и служащих всех возрастов, в частности для готовящихся к выходу на пенсию. В государственных школах занятия часто проводятся в рабочее или учебное время, на промышленных предприятиях и в строительных организациях - в обеденный перерыв. Занятия имеют цели - образовательную и психотерапевтическую. Обучение предусматривает краткие и полные курсы по развитию навыков общения, тренировке уверенности в себе и самооценке. В дальнейшем ожидается усиление этой тенденции и превращение ее в общепринятую модель социальной работы.

В последнее время в практике подготовки к семейной жизни концентрируется внимание на работе с группами населения, стоящими в стороне от общества и ранее пренебрегавшими социальными службами. Разработаны программы для проституток по вопросам воспитания детей; для заключенных - по проблемам воспитания, общения и самооценки; для матерей, оставивших своих детей, по подготовке к возвращению им родительских прав. Существуют также службы для иммигрантов, знакомящие со страной,

помогающие приобщиться к ее культуре. Особенно для иммигрантов из Юго-Восточной Азии и России.

Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Эффективность работы групп подготовки к семейной жизни, главной целью которых является профилактика, с трудом поддается анализу, так как оценка результатов профилактики требует времени. Кроме того, существует тенденция относить положительные результаты к влиянию других факторов. Результаты научных исследований деятельности групп второго и третьего типов более доступны для анализа и для использования в опыте работы.

Благодаря развитию учебной программы подготовки к семейной жизни занятия проводят и другие специалисты - психологи, медсестры, врачи, учителя. Эта программа стала составной частью ряда социальных и медицинских профессий. С момента своего возникновения службы подготовки к семейной жизни получили широкое признание. В настоящее время они переживают период популярности и интенсивного развития.

Педагогическое просвещение родителей Общество предъявляет все более высокие требования к родителям в отношении воспитания детей, хотя оно и не ориентировано преимущественно на удовлетворение нужд детей. Большое значение придается тому, чтобы отцы и матери создали оптимальные условия для роста и развития младшего поколения. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения процесса воспитания детей, но нет разногласий относительно необходимости помощи родителям.

Специалисты характеризуют воспитание в семье как, возможно, самую трудную в мире работу и выражают убеждение в том, что необходимы широкомасштабные мероприятия для обучения родителей.

Педагоги перешли от попыток преодолеть родительское влияние на детей к оказанию помощи семье. Они объясняют это изменение тем, что появилось множество исследований, которые в 60-х гг. подтвердили воздействие родителей на самосознание и языковое развитие детей. Из этого признания родительского влияния логично вытекает необходимость создания широких учебных программ для родителей. В течение последних двух десятилетий социальные работники за рубежом включили этот вид помощи в число услуг первостепенной важности. Такие учреждения, как школы, психиатрические заведения, агентства и департаменты социальных услуг и больницы, в своей практической и исследовательской

деятельности стали уделять первостепенное внимание работе с родителями.

Наибольшее распространение получили программы, в которых делается акцент на помощь в установлении правильных взаимоотношений с ребенком и разрешение возникающих проблем. Практическая направленность социальной работы оказывается весьма полезной при составлении программ и выработке методики обучения. Социальные работники во всех учреждениях с большой пользой участвуют во всех типах родительской учебы.

В курсы родительских знаний заложена идея оценки проблемы, позволяющая родителям понять разницу между допустимым и недопустимым поведением. Эта разница определяет выбор приемов для разрешения возникающих трудностей.

Когда дело касается проблем самих детей, то здесь искусство заключается в том, чтобы участливо выслушать ребенка и этим поощрить его готовность поделиться своими чувствами и заботами в атмосфере благожелательных, ненавязчивых отношений с родителями. Этот метод позволяет точно сформулировать проблему и стимулирует самостоятельные усилия ребенка по ее разрешению. Родителей обучают расшифровывать исходящую от детей информацию и сообщать о своем понимании мыслей и чувств ребенка. Ожидается, что в результате ребенок станет более самостоятельно анализировать причины своих поступков. Это создаст условия для самомотивированного разрешения им возникших проблем.

Родителям советуют отвечать на неправильное поведение ребенка, сообщая ему о своих чувствах в связи с его поступками и разъясняя последствия этих поступков. Т. Гордон называет этот способ общения методом "Я", поскольку в нем делается упор скорее на ощущения родителей ("Я"), чем ребенка ("ТЫ"). Но при этом инициатива изменения поведения остается за детьми. Родители же должны внимательно анализировать их реакцию в ходе конфликта. Действия по методу "Я" считаются эффективными, когда нужно поощрить хорошее поведение ребенка.

На курсах родительских знаний даются рекомендации на изменение внешней среды в качестве способа разрешения конфликтов, на отказ от принятия авторитарных решений в случае расхождения во взглядах. Преподаваемые на курсах методы основаны на достижении согласия и выгоды для обеих сторон.

Социальные работники, использующие модели курсов родительских знаний, прибегают к различным формам и методам обучения, включая магнитофонные записи, короткие лекции, инсценировки, дискуссии, моделирование ситуаций руководителем

группы, тетради с упражнениями для проработки дома и непосредственное применение полученных знаний в реальных ситуациях.

Во-первых, родителям предлагается рассматривать своих детей (и всех людей) как изначально хороших в своей сущности; во-вторых, программа указывает на две основные потребности детей - любовь и уважение - в качестве мотивов их поведения, и, наконец, предполагается, что дети действуют в соответствии с тем образом самих себя, какой они рисуют.

Рассмотрим поэтапно процесс родительской помощи детям в удовлетворении их потребностей. 1) Родители путем личного участия создают позитивную атмосферу отношений с ребенком.

2) Родителям предлагается обратить внимание ребенка на его поведение и помочь ему осознать тот выбор, который он делает.

3) Родители помогают ребенку вынести ценностное суждение о своем поступке, задав ему вопрос: "То, что ты делаешь, полезно для тебя в данный момент?" 4) Ребенок составляет план выправления ситуации. 5) Родители принимают меры к тому, чтобы ребенок привлек их к выполнению своего плана. 6) Родителям рекомендуется не принимать извинений, а сосредоточиться на том, что должно быть практически сделано. 7) Родители должны стараться, насколько это возможно, избегать наказаний и настойчиво вести дело к личному соучастию в интересах утверждения своего авторитета.

Установка на проведение встреч в семейном кругу рассчитана на создание атмосферы взаимной любви и сердечности. Обучение по этой программе носит в основном дидактический характер с использованием преимущественно письменных материалов, фильмов и групповых дискуссий.

Все три популярные программы, упомянутые выше, в теоретическом плане исходят из предположения, что изменения в позициях и поведении родителей косвенно вызывают изменения в позиции и поведении ребенка. Эти программы ассоциируются также с теоретической и практической деятельностью определенных авторов, которые на коммерческой основе передают свои работы учреждениям социальных услуг, участвуя в обучении и материальном оснащении.

Работа социального педагога с инвалидами Работа социального педагога с инвалидами чаще сводится к их обучению. Обучение инвалидов ведется по специальным образовательным или общим образовательным программам. Эти программы предназначены для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами, или лиц с ограниченными

возможностями. Для успешной реализации этих программ необходимо совершенствование всей системы профессионального обучения и профориентации инвалидов. В начале 90-х гг. в России действовало свыше 50 учебных заведений для инвалидов, где они обучались 21 профессии, основными из которых являлись портной (39,1%), бухгалтер (17,9%), механик (13,4%), обувщик (4,7%), часовщик (3,7%). Согласно психологической классификации Е.А. Климова, эти профессии принадлежат к типам "человек-знаковая система" и "человек-техника".

Однако установлено, что многие инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа "человек-человек". Серьезную проблему представляет комплектование учебных заведений для инвалидов. До начала 90-х гг. этот процесс осуществлялся стихийно, в результате чего в одном классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающие различными формами патологии - сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др. При этом часто не учитывались особенности старшей возрастной группы, представители которой чаще всего нуждаются не в обучении, а в переобучении.

Специфика различных нарушений требует и соответствующих программ, и специализированных учебных заведений. Совершенствование дифференцированной системы обучения инвалидов может осуществляться за счет реализации принципов: учет структуры нарушений психической и интеллектуальной деятельности; опора на сохраненные психические и физические функции; использование прошлого профессионального опыта инвалидов. В 1991 г. на очных отделениях 136 вузов насчитывалось 648 студентов-инвалидов. Первые специальные вузы для инвалидов открыты в Москве: Институт искусств, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы1.

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия воспитательного характера в отношении больного взрослого, направленные на то, чтобы он овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Очень важно выработать у взрослого психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. В отношении взрослых инвалидов осуществляются мероприятия, предусматривающие их подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность

в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям организма больного или инвалида на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, которая основана на тонизирующем и активирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, работа поднимает жизненный тонус. В результате долго текущего заболевания у человека снижаются энергетические возможности не только вследствие болезни как таковой, но и вследствие бездеятельности. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция неработающего человека.

Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, особенно при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. В годы Великой Отечественной войны трудовая терапия широко применялась во фронтовых и тыловых госпиталях, что способствовало быстрому возвращению в строй значительного числа раненых.

Особое значение трудовая терапия приобрела в лечении психических заболеваний, при которых часто и надолго изолируют заболевшего от общества и близких. Такие симптомы душевного расстройства, как эмоциональные нарушения, галлюцинации, различные формы бреда, затрудняют человеческие отношения - поддержание прежних и установление новых контактов. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, отвлекая от болезненных переживаний.

Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов посредством совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована психиатрами. Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести достаточную квалификацию.

Уникальный в мировой практике эксперимент по реабилитации группы слепоглухих был проведен в Советской России. Он посвящен всестороннему (трудовому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому и физическому) развитию человека в условиях полного отсутствия и зрения, и слуха.

Как показывает практика, одним из наиболее важных и в тоже время проблемных вопросов в жизни людей является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного выбора профессии. Часто затруднения человека в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах. Здесь особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих способностей, их профессиональной значимости. Важна информация о профессиях, в которых качества данного человека могут обеспечить успешность деятельности.

Вопросы и задания

1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Англии.

2. Опыт социальной защиты детей в США.

3. Особенности работа со взрослыми в европейских странах.

4. Работа с родителями.

Литература к лекции

1. Джил Горем. Борис. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993.

2. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальная программа в США. - М., 1992.

3. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М., 1996.

4. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М., 1987.

5. Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. - М., 1988.

6. Настольная книга специалиста: социальная работа с инвалидами/ Холостова Е.И. и др. - М., 1996.

7. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. - М., 1997.

8. Санин М.Я., Лыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - М., 1984.

9. Сироткин С.А. В мире слепо-глухих//Вопросы философии. - 1975. - № 6.

10. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холостовой. - М., 1997.

11. Энциклопедия социальной работы: В З-хт./Пер. с англ. - М., 1994.

1 См.: Джил Горелл Барис. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993.

1 См.: Чорбинский С.И. Социальная работа и социальная программа США. - М., 1992. - С. 25.

2 Там же. - С. 25.

1 Чорбтский С.И. Указ. соч. - С. 31-32.

2 Там же. - С. 32.

1 Настольная книга специалиста: социальная работа с инвалидами/ Холостовой Е.Н. и др. - М., 1996. - 210 с.

ПРОГРАММА КУРСА "СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА"1

Раздел 1
Теория социальной педагогики

Тема 1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции

Педагогика как наука о передаче опыта одного поколения другому, о процессе воспитания и обучения детей и взрослых, о процессе просвещения народа и самовоспитания личности.

Ключевые понятия педагогики: просвещение, образование, обучение и воспитание, система воспитания и система обучения, развитие, воспитание и формирование личности, педагогический процесс.

Социальная педагогика как часть педагогики. Предмет и методы социальной педагогики. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа.

Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Изучение ребенка и самоорганизация личности. Прикладные задачи социальной педагогики.

Вопросы и задания

1. Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обучение, образование, система образования и т.д.

2. Предмет социальной педагогики.

3. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа и т.д.

4. Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная.

5. Прикладные задачи социальной педагогики.

Литература к теме

· Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.

· Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

· Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М., 1992.

· Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт социальной педагогики//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.

· Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.

· Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике//Педагогический поиск. - 1993. - № 2.

· Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.

· Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.

· Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

· Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр. - 1991. - №11.

· Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск, 1989.

· Социальная психология: История, Теория. Эмпирические исследования. - Л., 1993.

· Теория и методика социальной работы. Часть I. / Под ред. П.Д. Павленок. - М., 1993.

· Теория и методика социальной работы. Вып. I. / Под. ред. И.Г. Зайнышева. - М., 1996.

· Филиппов В.Р. Социология образования. - М., 1980.

· Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. - 1994. - № 6.

· Янцева Г. Наш путь к социальной педагогике. - М., 1996.

Тема 2. Социальная педагогика как часть
социальной философии

Социальная философия - наука о проблемах человека и общества. Человек в социальной среде, проблемы социальной справедливости, защита личности в современном обществе.

Новое осмысление положения и воспитания личности в современном обществе: личность и общество, личность и среда, личность и семья. Духовная культура личности и подготовка подрастающего поколения к труду, личность и природа, человек и вера.

Детство как социальная проблема, кризис образования и проблемы воспитания и всеобщего образования в новых социальных и экономических условиях, новые отношения. Положение детей и семьи, возможности образования.

Социализация личности как социальная проблема, проблемы самообразования, самовоспитания, самоорганизации.

Задачи и цели социальной педагогики в период кризисного состояния общества.

Вопросы и задания

1. Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество.

2. Социальная педагогика как часть социальной философии.

3. Детство как социальная проблема.

Литература к теме

· Социальная работа и социальная философия. - М., 1996.

· Основы современной философии. - СПб., 1997.

· Филонов Т.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. - 1994. - № 6.

· Василъкова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. - М., 1991.

· Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

Тема 3. Личность ребенка, его развитие,
зависимость от среды

Становление личности, ее развитие как закономерный рост, изменение биологических, психических и социальных свойств человека.

Развитие задатков и способностей личности. Социализация, социальный становление личности как процесс воспитания, обучения и самовоспитания, познание окружающей среды.

Процесс социализации, фазы социализации по С.И. Гессену. Социальное воспитание как процесс социализации личности.

Формирование личности как процесс воспитания и особый процесс для воспитателя. Возрастные этапы.

Изучение ребенка и окружающей среды: семьи, его поведения в школе, с друзьями, его отношения во дворе и т.д. Изучение задатков и способностей личности.

Вопросы и задания

1. Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности.

2. Что значит социализация личности.

3. Важность самовоспитания в развитии личности.

4. В.П. Кащенко о талантливых детях.

5. Статья П.П. Блонского "Очерки детской сексуальности".

Литература к теме

· Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

· Донцов И.А. Самовоспитание личности. - М., 1984.

· Кан-Калик В.А. Учителю о психологии общения. - М., 1988.

· Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1990.

· Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск, 1991.

· Кони И. Ребенок и общество. - М., 1968.

· МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.

· Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.

· Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. - М., 1991.

· Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

· Поташник М.М. Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М., 1983.

· Петровский А.В. Личность, Деятельность, Коллектив. - М., 1982. Права ребенка. Основные международные документы. - М., 1992. Положение детей в России. 1992 г. - М., 1993.

· Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

Тема 4. Социальный педагог, его профессионализм

Особенности работы социального педагога, его назначение в социальной работе.

Профессиональные знания социальным педагогом педагогики, психологии, физиологии ребенка и методики воспитательной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.