Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 27 страница




Педагогическая технология социального педагога: мастерство, знание воспитательного процесса, важность овладения умениями работы с детским коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Методы изучения ребенка. Умение понять ребенка, знание педагогической психологии, психологии общения, психологии отношений.

Речевые умения социального педагога, культура и техника речи. Умение контролировать и сдерживать себя, владение элементами (театральной педагогики) актерского мастерства.

Проявление организаторских способностей социального педагога, его способность организовать защиту и помощь ребенку, попавшему в беду.

Правовая работа социального педагога, особенности его работы в летний период, в центрах, в летних трудовых лагерях и лагерях отдыха.

Вопросы и задания

1. Что значит профессионализм социального педагога.

2. Охарактеризуйте деятельность социального педагога в современных условиях.

3. Организация социального педагога в реабилитационных центрах.

Литература к теме

· Болотов В., Должность социального педагога скоро станет привычной//Учительская газета. - 1994. - № 9.

· Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в системе общественного воспитаниях/Воспитание школьника. - 1994. - № 2.

· Вулъфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.

· Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.

· Гончарова Т.Н., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель дум. - М., 1991.

· Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения//Учителю о педагогической технике. - М., 1987. - С. 17-19.

· Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. - Орел, 1994.

· Основы педагогического мастерства. - М., 1989.

· Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

· Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителя//Учителю о педагогической техники. - М., 1989.

· Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. - Орел, 1995.

· Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. - М., 1994.

· Теория и методика социальной работы. Часть I. - М., 1993.

· Малышева В.А. Работа с родителями. - М., 1982.

Тема 5. Современная система образования,
ее социальные функции

Существующие учебно-воспитательные учреждения в России: общеобразовательная школа, профессиональные учебные заведения, школы-интернаты, лесные и санаторные школы.

Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей.

Частные учебные заведения общего и коррекционного типа для особо одаренных детей, религиозные учебные заведения, воскресные школы и епархиальные гимназии.

Задачи современной системы образования: дать знания, умения и навыки, подготовить поколение к общественной и трудовой жизни.

Вопросы и задания

1. Существующая система учебно-воспитательных учреждений.

2. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания.

3. В чем кризис современного образования.

Литература к теме

· Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

· Вулъфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.

· Инновационное обучение: стратегия и практика. - М.,1994.

· Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.

· Павлюченко Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. - Запорожье, 1994.

· Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского и Г. Нойнера. - М., 1984.

· Очерки истории школы и педагогики народов СССР. 1961-1981. - М., 1987.

· Россия в цифрах. - М., 1995.

· Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей. Ч. I. - М., 1993.

· Миронов В.Б. Век образования. - М., 1990.

· Воспитательная система школы. Проблемы, поиски. - М., 1989.

· Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1982.

· Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.

· Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. - М., 1989.

Раздел II
Защита детства и социальная педагогика в истории России

Тема 6. Защита детства и социальное воспитание
в истории России с древнейших времен до конца XVIII в.

Забота о детях сиротах и вдовах у славян, скудельницы. "Русская Правда" о защите семьи и опекунстве. Христианские заповеди об укреплении семьи.

Владимир Мономах в "Поучении" о воспитании детей, об отношениях между людьми, о заботе о старых и сирых.

Сиротские дома при Иване Грозном, Стоглавый Собор (1551) о "наставлении детей грамоте". Указ царя Федора Алексеевича (1661) об устройстве за счет казны благотворительных заведений для больных, нищих и сирот.

Заповеди семейного воспитания в "Домострое". Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в.

Указы Петра I. Записка Ф.С.Салтыкова о воспитании, обучении и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот.

Воспитательные дома, созданные во второй половине XVIII в., роль императрицы Екатерины II и И.И.Бецкого в их создании. Содержание воспитательной работы по "Генеральному плану Императорского воспитательного дома".

Вопросы и задания

1. Забота о детях в истории России (исторические документы).

2. Литературные памятники о воспитании детей в семье ("Поучение" Владимира Мономаха, "Домострой").

3. Государственная политика защиты детей в XVIII в.

4. Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по "Генеральному плану императорского воспитательного дома".

Литература к теме

· Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в.

· Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.

· Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993.

· Василъкова Ю.В. Страницы отечественного образования. - М., 1996. Книга 1.

· Об общественном призрении в России. 4. П. - СПб., 1813.

· Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. - Ярославль, 1913.

· Димова И. Русские благотворительницы//Учительская газета. - 1992. - №9.

· Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России//Трудовая помощь. - 1900. - № 1.

· Нещеретный П.И. Исторические корни развития социальной работы в России//Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М., 1992.

· Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. - М., 1973.

· Олъман С. Детская помощь в России//Вестник благотворительности. 1993.

· Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

· Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. - СПб., 1901.

Тема 7. Государственная политика защиты детства
в XIX - начале XX в.

Ведомство императрицы Марии, воспитательные дома. Статья В.Я.Стоюнина о работе воспитателей в Московском воспитательном доме. Воспитание детей-сирот в крестьянских семьях.

Сиротский институт Е.О. Гугеля. Детские приюты, увеличение числа приютов за счет благотворительности.

В.Ф. Одоевский об особенностях разговора воспитательниц с детьми, его статья "Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом".

Виды благотворительности в российском обществе в XIX в. Государственная, приходская и частная благотворительность. Приюты для детей-сирот и приходящих детей. Ясли-приюты для крестьянских детей.

Вопросы и задания

1. Государственная политика защиты детей. Ведомство императрицы Марии.

2. В.Ф. Одоевский о воспитании детей в приютах, его статья: лицам, непосредственно работающим в приютах.

3. Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома".

4. Благотворительность в истории России XIX - начала XX в.

Литература к теме

· Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

· Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993.

· Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного Креста//Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994.

· Благотворительная Россия. - СПб., 1902.

· Благотворительные учреждения России. - СПб., 1912.

· Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993.

· Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. - СПб., 1984.

· Нещеретный П. И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. - М., 1993.

· Об общественном призрении в России. - СПб., 1818.

· Общественная и частная благотворительность в России. - СПб., 1912.

· Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом//Избр. пед. соч. - М., 1955. - С. 61-68.

· Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрения//Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994. - С. 31.

· Розенфельд Б. Р. Первые учреждения для детей народа в царской России//Советское государство и право. - 1991. - № 6. - С. 216.

· Стоюнин В.Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома//Избр. пед. соч. - М., 1991. - С. 104-110.

Тема 8. Семейное воспитание и домашнее образование
в XIX - начале XX в.

М.М. Манасеина о развитии человека от рождения до университетского возраста. Ее исследования о воспитании у детей настроения, особенности воспитания ума.

Ученые-педагоги о воспитании ребенка в семье, издание "Энциклопедии по семейному воспитанию".

Исследование П.Ф. Лесгафта "Семейное воспитание ребенка и его значение", "школьные типы".

Воспоминание П.А. Флоренского о воспитании в семье.

Программа М.С. Лунина домашнего обучения Миши Волконского, сопоставление этой программы с существовавшей в то время программой Царскосельского лицея.

Крестьянская культура XIX в., воспитание детей в крестьянских семьях.

Вопросы и задания

1. Исследования М.М. Манасеиной о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.

2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его "школьные типы".

3. Что означало "прекрасное домашнее образование" по программе М.С.Лунина.

4. Каким было воспитание в крестьянской семье.

Литература к теме

· Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. - М., 1987.

· Антология педагогической мысли в России второй половины XIX - XX в. - М., 1990.

· Громыко М. Честь и достоинство//Родина. - 1995. - № 1.

· Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей//Избр. пед. соч. - М., 1982. - С. 232-258; Основные начала семейного обучения. Дидактика семьи//Там же.

· Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1990.

· Монасеина М.М. Основы воспитания с первых лет жизнь и до полного окончания университетского образования: В 5 т. - СПб., 1894-1899.

· Маслова Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книга социального педагога. Ч. II. - Орел, 1995. - С. 8.

· Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993.

· Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение//Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 272-305.

· Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX в. - М., 1973.

· Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. - М., 1976.

· Панков В. Механика земная и небесная//Родина. - 1994. - № 6.

· Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы//Избр. пед. соч. - М., 1991. - С. 292-296.

· Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

Тема 9. Православие и социальное воспитание
в истории России

Православие в истории образования России. Роль церкви, приходского священника в социальной жизни человека от рождения до смерти.

И.Ильин, Л.Толстой о воспитательной роли христианских заповедей.

Практика религиозного образования в России в XIX в. "Правила о церковно-приходских школах". Татевская школа С.А. Рачинского.

Религиозное воспитание в семье, роль крестных родителей.

К.Д. Ушинский о религиозном воспитании и о народности в воспитании.

"Беседы священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого" о причинах дурного воспитания, о воспитании правдивости, воспитании чувства стыдливости. Социальное значение церковной проповеди.

Вопросы и задания

1. Роль православия в образовании и воспитании человека.

2. К.Д. Ушинский о религиозном и народном воспитании.

3. Воспитательная роль проповеди. Оценка проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

Литература к теме

· Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994.

· Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. - М., 1991.

· Георгиевский В Т. С.А.Рачинский. - СПб., 1912.

· Забелин И.Е. История города Москвы. - М., 1990.

· Ильин И. За национальную Россию//Слово. - 1991. - IV.

· Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского//К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 1994.

· Рачинский С.А. Сельская школа. - М., 1991.

· О религиозном воспитании детей. - М., 1993.

· Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. - М., 1992.

· Христианское воспитание детей. - М., 1993.

· Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. -Л., 1991.

· Церковная музыка в России в конце XIX - начале XX в.//Православная жизнь. - 1962. - № 8-10.

· Тальберг Н. История русской церкви: В 2 т. - М., 1994.

Тема 10. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент
свободного воспитания

Понятие ненасилия в различных философских течениях. Н.К.Рерих о ненасилии.

Теория свободного воспитания в истории отечественной педагогики. Практика свободного обучения в Яснополянской школе Л.Н.Толстого: ненасильственный порядок, новые отношения учеников и учителей, воспитание у учеников стремления к занятиям, к творчеству.

"Дом свободного ребенка" К.Н. Вентцеля - попытка эксперимента свободного воспитания, сотрудничества детей, родителей и воспитателей. Попытка организовать педагогический процесс с учетом задатков и способностей каждого ребенка. Детское самоуправление, обучения без программ и учебников, без планирования уроков и давления педагога на ребенка. Развитие детских талантов.

Вопросы и задания

1. Теория свободного воспитания в начале XX в.

2. Яснополянская школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой о свободном воспитании.

3. Что положительного и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля?

Литература к теме

· Антология ненасилия. - Москва-Бостон, 1991.

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей//Положение детей в мире. - ЮНИСЕР, 1991.

· Вентцелъ К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления//Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974.

· Вентцелъ К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М., 1923.

· Вентцелъ К.Н. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу. - М., 1923.

· Вентцелъ К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. - М., 1918.

· Кабатченко М.В. Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. 1. - М., 1992.

· Киреев Г.И. Сущность ненасилия. - М., 1990.

· Кистяковский М.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Первый опыт свободной трудовой школы//Дом свободного ребенка. - М.; Пг., 1923.

· Михайлова М.В. Дом свободного ребенка//Советская педагогика. - 1984. - № 4.

· Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991.

· Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. - М., 1994.

· Стеклов М. Четыре портрета. - М., 1995.

· Толстой Л. И. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы//Пед. соч. - М., 1989.

· Толстой Л.Н. О народном образовании//Пед. соч. - М., 1989.

Тема 11. Практика социального воспитания
в начале XX в.
Педагогика среды С.Т. Шацкого

Решение социальной проблемы общества - проблемы занятости детей и подростков рабочих городских окраин.

Опыт организации детских летних колоний, московский кружок устроителей детских летних колоний, содержание воспитательной работы в организованных колониях.

Классы для отстающих детей, Ольгинско-Пятницкое училище Е.С. Петуховой, методика работы с отстающими детьми.

Детские объединения, скаутское движение в России.

Летняя детская трудовая колония "Бодрая жизнь" С.Т. Шацкого, его Опытная станция - эксперимент социального воспитания.

Исследование проблем детского коллектива, детского самоуправления, организация детского труда, воспитательное значение совместного участия в производительном труде детей и взрослых.

Статьи С.Т. Шацкого "Задачи общества", "Детский труд и отдых", "Что такое клуб?", их актуальность в современных условиях.

Вопросы и задания

1. Практика социального воспитания в начале XX в., детские объединения, скаутское движение, детские летние колонии.

2. Детская колония "Бодрая жизнь" С.Т. Шацкого.

3. Статьи С.Т. Шацкого "Задачи общества", "Детский труд и отдых", "Что такое клуб?". Как может использовать опыт Шацкого современный педагог?

Литература к теме

· Вспомогательная школа при московском Ольгинском-Пятницком училище. - М., 1914.

· Малинин В.И. К истории московского общества "Сетлемент"//Сов. педагогика. - 1985. - № 4.

· Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1989.

· Шацкий С.Т. "Бодрая жизнь"//Избр. пед. соч.: В 2 т. - Т. I. - М., 1980. - С. 127-134.

· Шацкий С.Т. Мой педагогический путь//Указ соч. - С. 25-41.

· Шацкий С.Т. Задачи общества "Детский труд и отдых"//Указ. соч. - С. 121-127.

· Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение//Указ. соч. - С. 112-121.

Тема 12. Государственная политика защиты детей
в годы советской власти

Защита детей-сирот в первые годы советской власти. Детские дома, школы-коммуны, детские трудовые колонии, усыновление и опекунство.

Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны. Детские дома.

Организация детского досуга как социальная проблема. Государственная политика в организации детского досуга, общественное

движение привлечения населения к воспитанию детей и подростков.

Роль пионерской и комсомольской организаций в социальном воспитании детей и подростков.

Защита детей-сирот в современных условиях. Детские дома, приюты и школы-интернаты.

Вопросы и задания

1. Политика Советского правительства защиты детей в первые годы.

2. Забота о детях в годы Отечественной войны.

3. Современная государственная система защиты детей-сирот.

Литература к теме

· Архангельский П.В. Организация детской жизни. - Самара, 1928.

· Беликов В.В. Забота о детях в годы войны. 1941-1945//Воспитание школьника. - 1988. - № 1.

· Директивы ВКПб и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917-1947 гг. - М.; Л., 1947.

· Детская беспризорность. - М., 1923.

· Детская беспризорность и детский дом. - М., 1926.

· Дюшен В. Пять лет детского городка им. III Интернационала. - М., 1924.

· Иорданский И.Н. Основы социального воспитания в народной школе. - М., 1919.

· Куманев В.А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.

· Кондаков А.И. Школа-коммуна: опыт учебно-воспитательной работы Знаменской школы-коммуны Вятской губернии. 1918-1925. - М., 1961.

· Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. - М., 1974.

· На пороге второго десятилетия: Практика социального воспитания. - М.; Л., 1927.

· От школы учебы к школе общественно-полезного труда: Год работы по социальному воспитанию на Трехгорной мануфактуре в Москве. - М., 1927.

· Попова Н.И. Школа жизни. - М., 1925.

· Pueec C.M., Шульман Н.М. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции. - М., 1924.

· Тостов А.С. 25-я образцовая школа. - М., 1935.

· Школа-коммуна Наркомпроса. - М., 1924.

· Шульгин В.Н. Общественная работа школы и программа ГУСА. - М., 1929.

· Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1978-1980.

· Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976.

Тема 13. Опыт социального воспитания личности
в коллективе

Опыт социального воспитания личности в коллективе в практике воспитательных учреждений 20-30-х гг. Внедрение и апробация новых методов обучения и воспитания в опытных школах и станциях Наркопроса.

Первая опытная станция Наркомпроса на базе детской колонии "Бодрая жизнь" в Калужской губернии под руководством С.Т. Шацкого.

Опытная школа-коммуна Наркомпроса П.Н.Лепешинского в Москве, статья "Школьный день" из книги "Школа-коммуна Наркомпроса" (М., 1990).

В.Н. Сорока-Росинский и его школа им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых, "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.

Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".

Вопросы и задания

1. Педагогика среды. Опытные станции Наркомпроса.

2. Опыт воспитания личности в коллективе В.Н. Сороки-Росинского в школе для трудновоспитуемых. "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.

3. Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".

Литература к теме

· Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом наследии А.С.Макаренко. Т. 8. - М., 1986. - С. 187-210.

· Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В. 2 т. - М., 1979.

· Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М., 1991.

· Макаренко А. С. Педагогические сочинения.: В 8 т. - М., 1983-1986.

· Шацкий С. Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. Школа-коммуна Наркомпроса. - М., 1990.

· Фрадкин Ф.А., Плохова М.Т., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995.

Тема 14. Педагогика сотрудничества в практике
педагогов-новаторов 80-90-х гг.

Понятие сотрудничества в педагогике М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Т.И. Гончаровой.

Уроки творчества для младших школьников учителя рисования и черчения реутовской школы № 2 И.П.Волкова.

Уроки творчества и поиска истины, уроки нравственного воспитания в практике ленинградской учительницы истории Т.И. Гончаровой.

Воплощение воспитывающего обучения на уроках Е.Н. Ильина.

Индивидуальный подход в работе народного учителя, директора школы г. Владивостока Н.Н. Дубинина.

Работа педагогического коллектива под руководством директора Азовской школы Краснодарского края М.П. Щетинина, направленная на развитие задатков и способностей ребенка.

Вопросы и задания

1. Какие проблемы социальной педагогики решали в своей практике педагоги-новаторы.

2. И.П.Волков и его опыт "учить творчеству".

3. Как может использовать социальный педагог в своей работе опыт педагогов новаторов?

Литература к теме

· Занков Л.В. Беседы с учителями: Работаем по системе Л.В. Занкова. - М., 1991.

· Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., 1982.

· Дубинин Н.Н. Если не я, то кто же?//Учительская газета. - 1987. - 10 октября.

· Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.

· Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1980.

· Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986.

· Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов//Учителю о педагогической технике. - М., 1987.

· Педагогический поиск. - М., 1987.

· Гончарова Т.Н. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986.

· Вулъфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. - М., 1983.

· Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школа. - М., 1986.

· Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.

· Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М. 1980.

· Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1989.

· Шаталов В.Ф. Объять необъятное: записки педагога. - М., 1986.

· Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль, 1990.

Раздел III
Социальное воспитание в современных условиях

Тема 15. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

Семья как социальная ячейка общества. Типы современных семей. Социальная функция семьи, отношения в семье, отцовство и материнство.

В семье конфликт, семейная жестокость.

Кризис семьи. П.А. Сорокин о кризисе семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Что угрожает современной семье.

Современная помощь семье. Опыт центра социальной помощи "Семья" г. Клин.

Вопросы и задания

1. Семья как социальная ячейка общества, кризис современной семьи.

2. Типы семей.

3. Современная государственная политика помощи семье.

Литература к теме

· Антология социальной работы: В 3 т. - М., 1995. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М., 1992.

· Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности//Вестник социальной работы. - 1993. - № 3.

· Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. - М., 1996.

· Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе "Раменки". - М., 1996.

· Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин, детей. Нормативные акты. - М., 1993.

· Панов A.M. Социальная работа в России. - М., 1995.

· Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. 1. - М., 1991.

· Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

Тема 16. Детство. Защита детей в современных условиях

Как следует рассматривать детство. Статья Ш.А. Амонашвили "Что такое детство" из книги "В школу с шести лет".

Социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения. Родительская жестокость.

Дети-инвалиды. Дети из семей алкоголиков. Особенности развития детей, которые воспитываются в детских домах, школах-интернатах.

Современная защита детей. Конвенция ООН "О правах ребенка". Охрана здоровья детей.

Сложившийся современный опыт защиты детей. Президентская программа "Дети России", Российский Детский фонд, его программы. Опыт создания приютов. П.П. Блонский о детской сексуальности.

Вопросы и задания

1. Что такое современное детство. Ш.А. Амоношвили о детстве.

2. Государственная социальная политика защиты детей.

3. Сложившийся современный опыт защиты.

Литература к теме

· Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. Что такое детство//Педаго-гический поиск. - М., 1997.

· Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России//Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.

· Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.

· Лиханов А.А. Возвысим голос и дела//Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.

· Конвенция о правах ребенка//Советская педагогика. - 1991. - № 10.

· Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. - М., 1995.

· Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

· Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. 1. - М., 1991.

· Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

Тема 17. Работа социального педагога с семьей

Изучение социальным педагогом семьи, составление "карты семьи".

Ребенок в семье. Методы работы социального педагога с семьей, создание в семье новых отношений, создание клубов, групп здоровья, различных объединений, советов, делового сотрудничества и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.