Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 28 страница




Работа социального педагога с семьей, где есть дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А. Дубровского, его основные принципы работы с больными детьми.

Опыт социально-психологической помощи семье в центре "Доверие" в г. Клин.

Вопросы и задания

1. Особенности современной семьи. П. Сорокин о кризисе семьи.

2. Работа социального педагога в семье с детьми и взрослыми.

3. Лечебная педагогика А.А. Дубровского.

4. Как может социальный педагог использовать опыт работы центров "Доверие" и "Радуга".

Литература к теме

· Азаров Ю. Семейная педагогика. - М., 1993.

· Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. - М., 1988.

· Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М., 1991.

· Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.

· Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

· Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

· Карклин С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.

· Малышева В.А. Работа с родителями. - М., 1982.

· Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

· Прихожан A.M., Толстых И.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

· Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1987.

· Ковалев С.В. Подготовка старшеклассника к семейной жизни. - М., 1991.

· Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.

· Сенько В.Г. Учителя и родители. - Минск, 1988.

· Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. - М., 1988.

· Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1987.

· Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. - М., 1986.

· Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.

· Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев, 1987.

· Дубровский А.А. Жемчужина России//Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 501-540.

· Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. - Краснодар, 1989.

Тема 18. Работа социального педагога в школе
и микрорайоне

Работа социального педагога в школе, особенности его работы.

Помощь детям, нуждающимся в социальной защите, организация досуга, координация социальной работы педагогического коллектива.

Социальные задачи школы, социальные функции директора школы, классных руководителей, заместителей директора, службы здоровья.

Работа социального педагога в микрорайоне. Опыт создания социально-педагогических комплексов в 60-х гг. в г. Свердловске. Структура социально-педагогических комплексов.

Эксперимент по организации социально-педагогического комплекса в школе № 59 в г. Ярославле, учебно-воспитательный комплекс

микрорайона "Марьина роща" в Москве, школы № 26 г. Ставрополя.

Вопросы и задания

1. Социальные задачи школы в современных условиях.

2. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне.

3. Работа социального педагога в социально-педагогическом комплексе

4. Эксперимент социально-педагогического комплекса и школы № 59 г. Ярославля.

Литература к теме

· Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.

· Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986.

· Воспитание учащихся по месту жительства. - М., 1987.

· Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. - М., 1986.

· Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.

· Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

· Закатов И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.

· Проблемы эстетического воспитания подростков. - М., 1994.

· Развитие творческой активности школьников. - М., 1991.

· Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

· Тихомирова Н.K. Система воспитательной работы в школе на основе программы. - М., 1996.

· Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. - М., 1990.

· Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.

· Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 3.

· Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. - М., 1996.

· Маанди Н. Школа моей мечты//Народное образование. - 1995. - № 5, 6.

Тема 19. Работа социального педагога с трудными
подростками

Трудные подростки, их физические и психические особенности. Их положение в современном кризисном состоянии общества.

Особенности отклонения в поведении подростков. Типы подростков с различными отклонениями в поведении.

Перевоспитание как педагогический процесс. Изучение подростка. Подготовка психологической готовности изменить поведение, накопление подростком положительных качеств, процесс самовоспитания.

Опыт работы с трудными подростками в центре реабилитации "Надежда" (г. Клин).

Статьи В.Н. Сороки-Росинского "Трудновоспитуемые" и П.П. Блонского "О так называемой моральной дефективности".

Вопросы и задания

1. Характеристика трудных детей и подростков.

2. Методы перевоспитания трудных подростков.

3. Опыт работы социального педагога в центрах "Надежда" и "Радость".

Литература к теме

· Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

· Гуров В.И., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.

· Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М., 1986.

· Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

· Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

· Социальная помощь семье и детям. - М., 1994.

· Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. - М., 1994.

· Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

· Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики. - М., 1994.

· Тархова Л. Мальчик, мужчина, отец. - М., 1992.

· Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Москва-Тула, 1993.

· Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990.

· Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированным подростком в процессе реабилитации//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации в современных условиях. - М., 1994.

· ХрипковаА.Г., КолесовД.В. Девочка. Подросток. Девушка. - М., 1981.

Тема 20. Работа социального педагога
с одаренными детьми

Что такое одаренный ребенок. Особенности детской одаренности: лидерская, художественная, психомоторная, академическая, интеллектуальная, творческая.

Общие качества личности для всех одаренных детей, скрытая, одаренность. Талантливый ребенок в семье. Отношения родителей к одаренному ребенку, отношения воспитателя и талантливого ребенка.

Статья В.П. Кащенко "Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников".

Вопросы и задания

1. Что такое одаренный ребенок. Типы одаренности.

2. Одаренный ребенок в семье.

3. В.П. Кащенко о "даровитых детях".

Литература к теме

· Одаренные дети. - М., 1991.

· Как подготовить вашего ребенка к жизни. - М., 1991.

· Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973.

· Семейное воспитание/Краткий словарь. - М., 1990.

· Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология педагогической мысли России. Второй пол. XIX- начало XX в. - М., 1990.

· Хромова Т. Одаренные дети//Воспитание школьника. - 1997. - № 4.

· Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.

· Освальд В. Великие люди. - СПб., 1910.

· Фримен Джоан. Ваш умный ребенок. - М., 1996.

· Эфроимстор В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности ВИНИТИ. - М., 1982.

· Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.

Тема 21. Опыт социального воспитания в странах
Европы и США

Опыт работы социального педагога в Англии излагает Джил Горелл Барис в книге "Социальная работа с семьями в Англии",

в которой анализируются особенности подхода к детям из различных семей, а также к детям-сиротам. Рассказывается об особенностях работы с подростками-сиротами, ставшими рано самостоятельными.

О социальной работе с детьми, о традициях социальной помощи семье и детям в США пишет в своей книге С.И. Чорбинский "Социальная работа и социальные программы в США". Он рассказывает об опыте программ "Хелп" и "Хедстарт", о работе социального педагога в приютах, с детьми-инвалидами и умственно отсталыми детьми, а также о работе в исправительных воспитательных учреждениях. Анализируются задачи учебно-воспитательных учреждений, социальная политика Федерального правительства, практика существующих реабилитационных центров, а также социальная политика в отношении многодетных и малообеспеченных семей.

Вопросы и задания

1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Англии.

2. Опыт социальной защиты детей в США.

3. Особенности работы со взрослыми в европейских странах.

4. Работа с родителями.

Литература к теме

· Джил Горелл Борис. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993.

· Чорбшский С.И. Социальная работа и социальная программа в США. - М., 1992.

· Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М., 1996.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для студентов дневного отделения, курс на 40 лекционных часов, самостоятельная работа предполагает подготовку студентом рефератов и их защиту на экзаменах или зачете.

№ п/п Тема Количество часов
I
  Социальная педагогика, предмет, задачи, функции  
  Социальная педагогика как часть социальной философии  
  Личность ребенка, развитие, формирование, зависимость от среды  
  Социальный педагог, его профессионализм  
  Современная система образования, ее социальные функции  
II
  Защита детства и социальная педагогика в истории образования России с древнейших времен до конца XVIII в.  
  Государственная политика защиты детей-сирот в XIX - начале XX в.  
  Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX в.  
  Православие и социальное воспитание в истории России  
  Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания  
  Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды С.Т. Шацкого  
  Государственная политика защиты детей в годы советской власти  
  Опыт воспитания социальной личности в коллективе  
  Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80- 90-х гг.  
III
  Современная семья, ее проблемы, кризис семьи  
  Детство. Защита детей в современных условиях  
  Работа социального педагога с семьей  
  Социальный педагог в школе и микрорайоне  
  Социальная проблема - трудные подростки  
  Работа социального педагога с одаренными детьми  
  Работа социального педагога со взрослыми  
    Всего 40 часов

Учебно-тематический план для заочного отделения рассчитан на 18-20 лекционных часов, при самостоятельной работе студента над рефератом с его защитой на экзамене или зачете.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ
И КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА"

1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.

2. Забота о детях-сиротах у древних славян.

3. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси "Русская Правда", "Поучение Владимира Мономаха" и др.

4. Реформы Петра I и "Пропозиции" Ф. Салтыкова о воспитании и обучении детей-сирот.

5. "Ведомство императрицы Марии", его деятельность в XIX в.

6. Приюты в России в XIX в. В.Ф. Одоевский о воспитании детей в приютах.

7. Личность ребенка. М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.

8. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по литературным и историческим памятникам.

9. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

10. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

11. Практика социального воспитания в начале XX в. С.Т. Шацкого.

12. Детские летние колонии, детские объединения в начале XX в. Скауты.

13. Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.).

14. Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны.

15. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт А.С. Макаренко. В.И. Сорока-Росинский, его "Республика ШКИД".

16. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.

17. Социальные функции современной системы образования.

18. Современная государственная социальная политика защиты семьи и детства.

19. Личность ребенка, зависимость от среды.

20. Социальный педагог, его профессия.

21. Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт.

22. Работа социального педагога с семьей.

23. Работа социального педагога с трудными детьми.

24. Работа социального педагога в летний период.

25. Кризис современной системы образования.

26. Детство как социальная проблема.

27. Неформальные объединения подростков.

28. Работа с талантливыми детьми.

29. Современная семья, типы семей.

30. Работа социального педагога с "семьей риска".

31. Воспитание в семье верующих (воспитание христианина).

32. Кризис современной семьи.

33. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.

1 Программа рассчитана на слушателей курса общей педагогики. Для слушателей, которые начинают изучение педагогики, дается вводная тема: "Педагогика: предмет, задачи, функции" (4 ч).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.