Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Шеннона - Уивера




Структура коммуникации.

В литературе выделят множество разных представлений, моделей, характеризующих структуру массовой коммуникации.

 

1. Формула Лассуэлла. Характеризует структуру коммуникативного акта. Для описание этой структуры Лассуэлл предлагает ответить на 5 вопросов:

"Кто?" (КОММУНИКАТОР) - "Что сообщает" (СООБЩЕНИЕ) - "По какому каналу?" (КАНАЛ) - "Кому?" (АУДИТОРИЯ) - "С каким результатом?" (ЭФФЕКТИВНОСТЬ).

 

Несмотря на популярность данной модели, ее часто критикуют за то, что она характеризует коммуникацию как императивный, побудительный процесс, недооценивает роль аудитории в ходе коммуникации и в оценке эффективности коммуникации.

Р. Брэддок предлагает дополнить данную структуру еще 2-мя важными элементами: "при каких обстоятельствах" и "с какой целью" направляется данное сообщение. Но и это не спасает данный подход от упрощенности в понимании коммуникации.

 

Структура коммуникативного акта, по К. Шеннону и Уиверу, включает в себя следующие компоненты:

  1. Адресаты (кому направлено сообщение).
  2. Адресанты (кто передает сообщение).
  3. Каналы коммуникации (радио, телевидение...).
  4. Коды (вербальные, визуальные...).
  5. Сообщения.
  6. Контекст (события, одновременно с которыми может восприниматься данное сообщение).
  7. Шум в цепочке (помехи).

Данная формула учитывает то, что сообщение, переданное источником информации, и сообщение, которое получил адресат как сигнал, обязательно будут иметь разное содержание, вплоть до того, что ингода могут даже не совпадать в смысловом отношении. Это является дополнением к формуле, предложенной Лассуэллом, однако и даная модель не учитывает принципиально важные для властно-управленческих отношений элементы обратной связи.

 


3. Модель У. Шрамма

 

Шрамм критиковал традиционную линейную модель коммуникации с точки зрения отсутствия обратной связи. Если руководствоваться линейными моделями, то нужно признать существование начала и конца коммуникации, в реальности же, по мнию У. Шрамма, это процесс бесконечный. Однако подчеркнув роль обратной связи в коммуникации, У. Шрамм, тем не менее "стирал" различия субъектов коммуникации. Так, в сфере политики, говорить о равенстве участвующих в коммуникации сторон и о симметричности циркулирующих между ними информационных потоков в большинстве случаев не приходится.

 


4. Модель М. Дефлера дополняет и видоизменяет модель Шеннона-Уивера. В эту модель включается процесс обатной связи. Сама коммуникация понимается как результат достижения соответствия между исходным и конечным значениями передаваемого сообщения. М. Дефлер рассматривает проблему промежуточных преобразований исходного сообщения.


Процесс, по М. Дефлеру, протекает так: коммуникатор формулирует смысловое значение в виде сообщения, которое направляется в передатчик, где оно преобразуется в информацию, адаптированную для передачи по каналам связи.. Информация проходит через некий канал (например, СМИ), поступает в приемник, где происходит расшифровка информации: она превращается в сообщение, которое затем преобразуется управляемым адресатом в сообщение. Затем включается процесс обратной связи, имеющий такую же последовательность компонентов. В связи с этим, коммуникатор, имеющий связь с адресатом, может видоизменять первоначальное сообщение и более эффективно управлять процесоом коммуникации.

 

5. Модель Ж.-М. Коттре. Делает акцент на анализе отношений управляющих и управляемых в коммуникативном плане. Коттре выделял следующие отношения:

l отношения идентичности: управляющие идентичны управляемым;

l отношения включения: все управляющие являются членами общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга (эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляемых и управляющих);

l отношения пересечения: складываются в условиях расширения общества: класс управляющих частично отделяется от класса управляемых, и коммуникация между ними все больше приобретает опосредованный характер - через процедуры референдума или выборов, а также через посредство СМИ, политических и неполитических организаций.

6. Модель К. Синна. Данная модель обращает внимание на роль элиты, которая осуществляет свою власть над остальной частью общества не непосредственно, а через промежуточные звенья - бюрократический аппарат и СМК. Между политической элитой, бюрократией и массами происходит непрерывны информационный обмен, причем элиты всегда конструируют и передают "вниз" информацию, которая укрепляла бы их собственную легитимность.

Расширяя представления о различных субъектах коммуникации, и, в частности, политической коммуникации, данная модель (и модель Коттре) все же критикуется некоторыми авторами. Нарпимер, А.И Соловьев отмечает, что в политике никакие социальные общности (как консолидированые акторы) непосредственно не участвуют в информационных обменах. Кроме того, анализировать лишь вертикальные связи в политических коммуникациях в обществе неверно, поскольку в последнее время приобретают все большую значимость и горизонтальные связи между политическими агентами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.