Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс принятия экономического решения как наука




Диффузная теория распространения нового

Изучая распространение идей, товаров в обществе, многие авторы установили, что идеи никогда не захватывают общество целиком в один момент. Они просачиваются «диффундируют» через разные слои населения, каналы коммуникации и т.д.

Поэтому не смысла воздействовать на все общество целиком, необходимо сначала убедить наиболее инноваторскую ее часть (это не более 5% населения), при этом нужен охват не менее 50% аудитории.

Э. Роджерс описал 5 категорий людей по степени принятия новых товаров и идей.

 

1. Инноваторы – 2,5%. Склонны к риску, наиболее мобильны, имеют контакты за пределами своего круга и легче воспринимают абстрактные идеи.

2. Ранние принимающие (ранние последователи) – 13%. Воспринимают новые идеи довольно рано, хотя и с осторожностью, с ними часто советуются прежде чем принять решение, среди них больше всего лидеров мнений.

3. Раннее большинство – 34% Воспринимают новшества раньше среднего потребителя, но лидерами мнений бывают редко. Очень часто их мнение формируется под влиянием предыдущей группы.

4. Позднее большинство – 34%. Скептики по отношению к новому, воспринимают новинку только после того, как ее опробовало не менее половины потенциальных потребителей.

5 Поздние принимающие (отстающие) – 16%. Люди, связанные с традициями, очень подозрительны ко всему новому. Общаются в основном с другими приверженцами традиций и новинку воспринимают только тогда, когда она начинает принимать черты традиций.

 

Итак, как видно из анализа данных моделей массовой коммуникации, их авторы рассматривают массовую коммуникацию как "встроенную" в важнейшие общественные процессы, такие, как процессы управления в экономической, политической сфере. Существуют как универсальные - модель Шеннона-Уивера, модель У. Шрамма, модель Лазарсфельда, так и частные - модель "спираль молчания", модель К. Синна, модели, описывающие массовые коммуникационные процессы.

Прикладное использование различных моделей массовой коммуникации в современных условиях обязательно связано с учетом обратной связи между коммунатором и аудиторией, должно включать анализ вертикальных и горизонтальных связей, в том числе и двуступенчатый (многоступенчатый) характер массовой коммуникации.

 

 

 

Процесс принятия любого экономического решения является сложной уникальной операцией принятия решения и основывается на экспертной, информационной и расчетно-аналитической деятельности.

Экспертная деятельность преобладает при уяснении задач, поставленных заказчиком, определении целей и критериев, возможных вариантов решения, анализе результатов расчетов и окончательном принятии решений. При сборе и накоплении информации, анализе полученных результатов велик удельный вес информационной деятельности. Количественное обоснование решений, разработка математических моделей основывается главным образом на расчетно-аналитической деятельности.

Эффективность принятого решения определяется эффективностью решения частных (этапных) задач, а именно:

полнотой получения информации о рассматриваемой экономической системе и качеством (подробностью, адекватностью, реализуемостью, простотой) построенной на ее основе экономико-математической модели;

грамотный выбор возможных альтернативных решений;

взвешенный подход к выбору возможных экономико-математических методов решения задачи и выбор основного.

Реализация этих этапов на практике зависит от уровня предварительной теоретической проработки методологических и методических вопросов системотехники, включающих в себя следующие аспекты:

системно-компонентный (исследование состава системы);

системно-структурный (исследование структуры и строения системы);

системно-функциональный (исследование функций и функциональных связей элементов системы);

системно-агрегативный (исследование системообразующих факторов)

системно-ситуационный (исследование взаимодействия системы с внешней средой);

системно-эволюционный (исследование динамики поведения и развития системы).

Под принятием решения понимается выбор одной альтернативы (единственного решения) или подмножества альтернатив из некоторого множества способов поведения (стратегий), направленных на достижение определенной цели. От этого в конечном итоге зависит эффектив­ность всей системы, будет ли достигнута поставленная цель и какой це­ной.

Общая постановка задачи принятия решения имеет следующую формулировку. Пусть обоснованность выбора того или иного решения определяется некоторым критерием F. В общем случае все влияющие на него факторы можно разбить на две группы:

контролируемые (управляемые) факторы, воздействием на которые достигается заданная цель, Х1, Х2, …, Хl;

неконтролируемые (неуправляемые) факторы, характеризующие условия, в которых осуществляется выбор, и на которые не может быть оказано влияние.

Неконтролируемые факторы в зависимости от информированности о них подразделяются на три группы:

детерминированные – неслучайные фиксированные величины, значения которых полностью известны, A1, A2, …, AP;

стохастические - случайные величины и процессы с известными законами распределения, Y1, Y2, …, Yq;

неопределенные, для каждого из которых известна только область, внутри которой находится закон распределения, значения неопределенных факторов неизвестны в момент принятия решения, Z1, Z2, …Zr.

В соответствии с выделенными факторами критерий оптимальности можно представить в виде функционала

F = F (Х1, Х2, …, Хl, A1, A2, …, AP, Y1, Y2, …, Yq, Z1, Z2, …Zr, t). (1)

Значения управляемых факторов обычно ограничены рядом естественных причин, например объемом располагаемых ресурсов [1] (финансовых, сырьевых, технологических, информационных, временных, трудовых).

Функционал ограничений имеет следующий вид

gi = gi1, Х2,…, Хl, A1, A2,…, AP, Y1, Y2,…, Yq, Z1, Z2,…Zr, t){£, =, ³} bi, . (2)

Аналогично могут быть ограничены и области возможных значений неконтролируемых факторов. Поскольку критерий (критерии) оптимальности есть количественная мера степени достижения цели управления, математическая цель управления выражается в стремлении к максимально возможному увеличению (уменьшению) значения критерия F, что можно записать в виде:

F ® max (min).

Средством достижения этой цели является соответствующий выбор управлений Х1, Х2, …, Хh из областей их допустимых значений.

Исходя из вышеизложенного, общая постановка задачи принятия решений может быть сформулирована следующим образом:

при заданных значениях и характеристиках фиксированных неконтролируемых факторов A1, A2, …, AP, Y1, Y2, …, Yq с учетом неопределенных факторов Z1, Z2, …Zr найти оптимальные значения Xopt1, Xopt2, …, Xopth из областей их допустимых значений, которые по возможности обращали бы в максимум (минимум) критерий оптимальности F.

Наиболее сложным и ответственным этапом данного процесса является формулировка проблемы, включающая в себя следующие компоненты:

цели (результаты), которые должны быть достигнуты, и их относительную значимость;

условия среды, в которой функционирует система или, факторы, которые должны быть учтены, но на которые влиять нельзя (неуправляемые параметры);

возможные способы действия и факторы, на которые можно влиять (управляемые параметры);

критерий выбора наиболее предпочтительного способа действия (критерий оптимальности).

2. Математический аппарат исследования операций – основа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.