Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и отличия управленческого решения от других видов ре­шений

 

Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы дея­тельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления. Управленческое решение:

- формирует управляющее воздействие, связывая таким образом субъект и объект управления;

- становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное ис­пользование объективных законов, привлечение личного опыта;

- определяет круг действий субъекта и объекта управления для до­стижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам.

Таким образом, управленческое решение — это творческий акт це­ленаправленного воздействия субъекта управления на объект, основан­ный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практиче­ским результатам.

Определить управленческое решение как творческий акт позволяет то обстоятельство, что выработка и принятие решения — это ориги­нальный процесс даже в случае использования для выработки формаль­ных моделей, так как полученный с помощью модели вариант решения не окончателен. Перед утверждением полученного варианта и переда­чей на исполнение его обсуждают и анализируют с точки зрения факто­ров, не учтенных в формальном описании проблемы.

Указывая, что в ходе процесса выработки и реализации решения менеджер осознанно (творчески) применяет свои научные знания и опыт на практике, мы тем самым отмечаем наличие субъективного момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое человеком.

Присутствие субъективного в управленческом решении — не отри­цательное явление при условии преобладания в нем объективного мо­мента, о чем можно судить по тактическим результатам реализации ре­шения, поскольку только практикой человек доказывает правильность своих гипотез, справедливость понятий, точность знаний. Максималь­ная объективизация представлений субъекта о решаемой проблеме до­стигается посредством использования в ходе ее решения научных ме­тодов, поэтому в определении подчеркивается, что управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менед­жером на основе знания объективных законов и научного предвидения их действия и развития в будущем.

Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно выделить следующие их аспекты:

1) экономический:

- эффективность использования всех видов ресурсов;

- материальная заинтересованность персонала;

- обоснованность управленческих решений;

- максимизация экономического эффекта;

2) социальный:

- неформальная структура рабочих групп;

- качество трудовой деятельности;

- развитие системы участия в управлении;

- внепроизводственная деятельность неформальных групп;

3) организационный:

- делегирование полномочий;

- локализация и устранение конфликтов;

- разделение труда;

- структуризация функций управления;

4) правовой:

- соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реа­лизации управленческих решений;

- придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта;

- соблюдение и соответствие компетенции персонала по при­нятию решения;

- распределение ответственности за выполнение принятого ре­шения

5) психологический:

- учет инновационной готовности персонала;

- оценка социально-психологического климата;

- профессиональные качества руководителя;

- деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;

6) педагогический:

- воспитательный характер управленческих решений;

- квалификационный рост персонала;

- формирование позитивных моральных установок (формиро­вание корпоративной культуры).

Отличие управленческих решений, например, от инженерно-техни­ческих заключается в объекте управления (разработчик принимает ре­шения о механизмах, деталях, менеджер — об организации производ­ства этих деталей). Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздей­ствия.

Управленческие решения, принимаемые на различных уровнях, име­ют свои особенности:

1) государственный уровень:

- широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или затрагиваемых этим решением);

- масштабность решаемых проблем;

- ответственность перед обществом —финансовая, социально-политическая, нравственно-этическая, экологическая.

2) top-management (уровень высшего руководства) — стратегические, высокоответственные;

3) middle-management (уровень функциональных начальников) —
тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргу­ментации;

4) уровень супервайзеров (младших начальников) — оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ факторов, влияющих на организацию процесса разработки решения | Дополнения к лекциям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.