Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема 8. Политическое консультирование

Тема 8. Политическое консультирование.

Лекция 8.

Политическое консультирование является одной из новых технологий в коммуникации. Предметом для анализа в данной теме является определение сущности политического консалтинга, выявление специфики сложившихся национальных моделей консалтинга и проблем его становления в России.

Раздел 8.1. Политическое консультирование, его сущность и функции.

Цели изучения раздела.

Выявление сущности и роли политического консультирования в политической деятельности.

Одним из лидеров применения политических технологий в ХХ веке стал Э. Бернейс. Для успеха в политической борьбе в ХХ веке потребовались теоретические и практические разработки новых политических технологий. Их родиной стали США. Характерными чертами новых политических технологий является:

- возрастание роли политической рекламы;

- широкое использование возможностей СМИ;

- привлечние различных институтов, изучающих общественное мнение.

Одни из основателей политического консультирования американец М.Риз охарактеризовал тенденции развития политического консультирования и суть профессии: «Консультанты все больше воспринимались как неотъемлемый атрибут всех крупных кампаний, средства массовой информации стали полагаться на нас как на источник информации о политике, включая перспективы и тенденции ее развития.

До настоящего времени не сложилось однозначного мнения в определении понятия «политическое консультирование». Существует множество дефиниций понятия «политический консалтинг». Ситников А.П. и Морозов Е.Г. определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и симоволизирующей функций кампаний».

Пушкарева Г.В. под политическим консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».

Соловьев А.И. считает, что политическое консультирование – это «разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в профессиональном решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности».

Род политическим консалтингом также понимается профессиональная работа по мониторингу, анализу и аудиту политической ситуации, а также подготовке, реализации и оценке политических проектов и политических решений, - направленная на защиту властных, репутационных (имиджевых) или бизнес-интересов.

Ряд специалистов относят к политическому консалтингу весь комплекс отношений с органами власти. Политический консалтинг не всегда обслуживает интересы действующей власти, а работает и с оппозицией.

Выделяют два вида политического консультирования: внутреннее и внешнее. Внутренне консультирование означает, что помощь политическому или государственному деятелю оказывают штатные работники его аппарата, а также специализированные структуры (пресс-службы, отдел PR и др.). Внешнее консультирование состоит в том, что услуги оказывают на платной основе независимые агентства, к помощи которых прибегают тогда, когда возможностей штатных работников недостаточно. С понятием политический консалтинг вязано понятие политический консультант. Оно предполагает наличие профессионализма, а также владение соответствующими коммуникативными технологиями.

С 70-хх гг. ХХ века использование политконсалтинга на Западе является стандартом проведения любых выборов. Число консультантов растет. Политическое консультирование оформилось в профессиональное сообщество. Один из лидером французсконо консалтинга Мишель Бонгран создал Международную ассоциацию консультантов политических кампаний. Роль политического консалтинга возрастает по мере развития демократии, вовлечения масс в политику и проведения демократических выборов.

На политическом рынке, где политические деятели предлагают свои услуги, программы, стремятся получить доступ во власть во время выборов, возникает необходимость профессионального позиционирования их самих, идей и программ, что под силу лишь профессиональным консультантам. Агентства политконсалтинга, международные организации консультируют политических лидеров по поводу создания привлекательного имиджа, овладения соответствующими технологиями политической деятельности, проводят конференции, учебные и научные семинары, посвященные проблемам консалтинга, законодательному регулированию этой деятельности, социологическому сопровождению, медиапланированию. В се эти направления деятельности повышают роль политконсалтинга в политической борьбе.

Раздел 8.2. Национальные модели консалтинга.

Цели изучения раздела.

Ознакомление с особенностями национальных моделей консалтинга, сложившихся на Западе в контексте нового стиля политической жизни.

Сложившиеся на Западе модели политического консалтинга предопределяются новым стилем политической жизни. Его характеризует:

- выдвижение в центр кампаний не партии, а конкретного кандидата, запоминающегося избирателям не его идеями, а индивидуально-личностными качествами, имиджем;

- подготовка кампаний посредством серьезных маркетинговых исследований, адаптация к полученным данным первоначального варианта стратегии и тактики кандидата, проведение мониторинга, позволяющего выявить степень влияния кампании на избирателей;

- широкомасштабное использование СМИ;

- специфика телевизионного жанра коренным образом меняет классический политический стиль, сегодня побеждает кандидат не доминирующий, а умеющий общаться.

В ходе политических кампаний формируется национальное самосознание.

В основе доминирующей сегодня модели политического консультирования находится опыт США. Существует ее версия с учетом специфики политической жизни во Франции. Французская модель существенно отличается от американской. На президентских выборах 1965 г. М.Бонгран, создавая образ представителю центристских сил, Ж.Леканюэ, впервые сделал ставку на имидж кандидата. В отличие от США во Франции политические консультанты были восприняты иначе – как продавцы живого товара, манипуляторы. Предубеждение против профессиональных консультантов во Франции существует и сегодня в общественном мнении. Покидая в 1995 г. пост президента В.Миттеран с сожалением говорил л том, что ныне кандидат в президенты должен быть знатоком рекламного бизнеса, трибуном, писателем, артистом. – короче, всем чем угодно, только не государственным деятелем.

Следует напомнить, что еще в древний период истории римский политический деятель и ученый М.Т.Цицерон, рисуя образ добродетельного правителя, полагал, что политический лидер должен обладать таким качеством, как красноречие, даром убеждения, т.е. развитым ораторским искусством, что отсутствует у многих современных политиков, и поэтому они проигрывают. Поэтому трудно согласиться с мнением Ф.Миттерана. Помочь политику при создании позитивного имиджа овладеть ораторским искусством и другими необходимыми навыками во взаимодействии с аудиторией – одна из задач современного политического консалтинга.

Опыт Франции показывает, что отказ от профессиональной организации избирательной кампании, даже на местном уровне, означает неминуемый провал для любого кандидата, потому что изменился сам избиратель с его притязаниями в отношении умений кандидата, возросла конкуренция. Без профессиональной помощи не обойтись. Масштабы политконсалтинга во Франции иные, чем в США. Это обусловлено: общеполитическим контекстом, в котором велика значимость политических идей и программ: менее важная по сравнению с США роль контролируемых государством СМИ в избирательном процессе; нехватка финансовых средств на проведение регулярных социологический исследований.

В то же время французский опыт консалтинга содержит много оригинальных черт. Франция имеет сильную систему партий, базирующихся на социокультурном расколе нации и устойчивой партийно-политической самоидентификации граждан. Во Франции, как и в России, недостаточно развита культура политического консенсуса, преемственности. Спецификой политической жизни является неуступчивость и непримиримость, а признаком хорошего тона считается неустанная критика правительства. Избирательные кампании здесь носят преимущественно политический, а не технологический характер, и наряду с имиджем кандидатов важную роль играют их программы, партийная принадлежность.

Организация политических кампаний здесь осуществляется не только силами политконсультантов, но и партийных организаций. В отсутствие партийной поддержки во Франции практически невозможно выиграть выборы даже при наличии сильной команды консультантов. Многие партии, чтобы победить, используют тактику блокирования. Именно благодаря такой тактике в 1981г., объединившись на выборах во втором туре с коммунистической партией Франции и демократической партией, победил на выборах, став президентом лидер новой социалистической партии Ф.Миттеран.

Главная особенность французской и европейской модели политконсалтинга – это партийно-политическое обеспечение кампаний, которое существует наряду с технологическим обеспечением, осуществляемым профессиональными консультантами.

Таким образом, в отличие от американской модели политконсалтинга, где ставка делается на политтехнологи и раскручивание имиджа кандидата, во Французской модели ставка делается на партийную принадлежность, раскручивание политических идей и программ.

Раздел 12. 3. Особенности политического консультирования в России.

Цели изучения раздела.

Ознакомление с опытом и тенденциями формирования политического консалтинга в России.

Особенностью политического консалтинга в Росси является то, что формируется в системе координат «власть-экономика». Политическим партиям, их лидерам и обслуживающим их политическим консультантам приходится учитывать сложившийся в 90-е гг. ХХ века феномен раздвоения сознания электората. Часть граждан на выборах готова была голосовать за партию, потому что нравился ее лидер, а не сама программа деятельности, а часть за партию, программу деятельности, но при этом не нравился ее лидер.

Реформа 2004 г. стала Рубиконом для политического консалтинга в России. Сворачивание институтов прямой демократии – фактическое назначение губернаторов, отмена выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам, обязательное введение смешанной системы комплектования представительных органов власти субъектов Федерации, ужесточение регистрации политических партий и доминирование в информационном пространстве партии власти – все это заставило экспертов говорить о девальвации политконсалтинговой индустрии в стране и «закате» профессии.

Между тем в России за последние годы сформировалось профессиональное сообщество, масштаб которого составляет несколько тысяч человек. На портале избирательной ассоциации России приводится список тысячи наиболее известных и влиятельных консультантов. Большая часть этих специалистов работает в известных консалтинговых структурах. Ряд агентств занимается преимущественно только политическими проектами.

Основные направления консалтинга – это:

Формирование и поддержка национального имиджа, имиджа органов власти, общественных объединений, программ. Персональный политический брендинг – это работа, связанная с позиционированием и продвижением имиджа конкретной персоналии-политика в политическом и информационном поле. Превращение человека в политический бренд. Как пример можно привести деятельность лидера ЛДПР В.В. Жириновского. Характерный пример, когда глава крупной бизнес-структуры идет в политику, либо региональный политический деятель планирует федеральное паблисити. Уместно привести пример с бизнесменом Прохоровым, который был инициатором создания новой партии «Правое дело», которая потерпела поражение на выборах 2011 г. в Государственную Думу, немалая заслуга в этом Прохорова, занявшего неверную позицию, его сместили с поста председателя партии, но имиджу уже был нанесен существенный ущерб. Одно из направлений деятельности – политический лоббизм. Под текущим политическим консультированием понимается работа по широкому спектру вопросов, начиная с проведения местного и регионального референдума и заканчивая созданием общественно-политического движения, формирование публичного имиджа.

Основные заказчики – чиновники высшего звена, должностные лица министерств и ведомств. Специальными политическими проектами могут быть креативное, организационное и информационное сопровождение кампании по сбору подписей граждан в поддержку социально значимой инициативы, проведение акций протеста. В этом случае консультант выполняет комплексную работу на всех этапах разработки, проведения и оценки эффективности мероприятия, выступая в роли аналитика, социолога, специалиста по работе со СМИ.

Львиную долю работы занимает выборный консалтинг. В российском политическом консалтинге просматриваются тенденции снижения капитализации рынка консалтинга за счет выборного сегмента. Происходит перераспределение заказов в смежные отрасли. Уменьшается количество профессиональных политконсультантов, их переход в бизнес- Pr и смежные отрасли консалтингового рынка.

В России заявили о себе несколько десятков фирм, занятых изучением политического рынка, подготовкой аналитических материалов. Это «Николо М», Центр прикладных избирательных технологий, Институт политических исследований, Фонд «Политика», Фонд «ИНДЕМ» и др. Годовой оборот средств в российском электоральном бизнесе составляет 1 млрд долл.

В целом становлению отечественного консалтинга способствуют:

- размытость социальных границ и нестабильность партийно-политической системы, а в последние годы сокращение числа партий;

- значительная численность «плавающего» электората, не имеющего стабильных идеологических симпатий;

- обретение представителями политической элиты навыков самосохранения и самовоспроизводства;

- наличие политико-консультационных структур.

Противодействуют становлению политического консалтинга в России:

- усиливающееся вмешательство власти в электоральное пространство, использование административного ресурса;

- высокая степень управляемости российского электората;

- несовершенство избирательного законодательства;

- использование политическими стратегами грубого манипулирования мнением и поведением граждан.

Что касается оценки формирующейся модели российского политконсалтинга, то ее можно считать эклектичной, она опирается и на европейский и на американский опыт. Это отчасти объясняется отсутствием достаточного собственного опыта, нестабильностью политической обстановки, отсутствием традиций политической жизни и другими причинами. В то же время востребованность в политическом консультировании достаточно велика.

Выводы

Политическое консультирование является неотъемлемым атрибутом современной политической деятельности. Для этого существуют причины, рассмотренные выше. Результатом внедрения политконсалтинга в политический процесс стало формирование национальных моделей консалтинга. Речь идет о двух сложившихся моделях: - это американская и западноевропейская модель, имеющих свою специфику. Российская модель политического консалтинга находится в стадии становления, развивается противоречиво, имеет эклектичный характер. В России развитие политконсалтинга становится существенным фактором эффективности политического государственного управления.

Вопросы для самоконтроля.

1. Определите понятия «политическое консультирование», «политический консультант.

2. Покажите отличия американской и европейской моделей политического консалтинга.

3. В чем особенности формирующейся в России модели политического консультирования?

4. Какие факторы способствовали зарождению современного политконсалтинга?

5. Назовите известные вам фирмы в области политического консалтинга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия. Существенным изменениям подверглись основные понятия, используемые в Законе, в т.ч | Введение. Тема 9. Модульные технологии в реализации PR-проектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.