Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В гносеологии одной из важных проблем является проблема истины

Знание, соот­ветствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил про­блему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необхо­димость, но сама истина субъективна, поскольку является формой де­ятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предме­та. Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе по­знания.

Истина бывает относительной и абсолютной.

Относительной исти­ной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютной ис­тиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т. п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с понима­нием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях. В теории познания обсуждается так­же соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и все­гда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятель­ствам.

Кроме вышеуказанных существуют еще другие формы истины:

· предметная — знания физики, химии, биологии;

· экзистенциальная — знания о духовно-жизненных ценностях и идеалах: любви, справедливости, добра, красоты;

· концептуальная — религиозная концепция, концепция эволюционного развития жизни;

· операциональная — о методах, средствах познания;

· научная — истина, добытая наукой в целом;

· обыденная — повседневная.

В современной философии выделяются три концепции истины:

♦ концепция соответствия, согласно которой истинными являют­ся высказывания, соответствующие действительности;

♦ когерентная концепция истины, в соответствии с которой выска­зывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

♦ прагматическая концепция истины, в которой истинность и лож­ность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

Противоположным знанием, антиподом истины является заблуждение. Это иллюзорное осознание реальности, знание, не соответствующее действительности (преувели­ченное или преуменьшенное соответствие знаний дейст­вительности).

Следует отличить друг от друга ложь и заблуждение: ложь — это преднамеренная неправда; осознанное, проду­манное и целенаправленное возведение заведомо непра­вильных представлений в истину. А заблуждение не явля­ется преднамеренным.

 

5. Познание и практика. Принцип единства теории и практики.

Как проверяется достоверность истины?

 

Некоторые философы полагали, что достоверность всего человеческого знания можно доказать методом их выведе­ния из определенного числа всеобщих положений, истин­ность которых самоочевидна в силу их ясности. Противоречие им немыслимо. Но такой критерий истины очень слаб. Он не выдерживает критического анализа в ходе познания и проверки истинности всего знания.

Также не может служить критерием истины чувствен­ное наблюдение. То есть поиски критерия истинности знаний в самом знании не дали результатов.

Маркс заметил, что нужно найти такой критерий исти­ны, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной дейст­вительностью.

Таким феноменом оказалась практика.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Истина и заблуждение. Объективность и конкретность истины | ПРАКТИКА – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.