Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истина и заблуждение. Объективность и конкретность истины

Объяснение и понимание взаимосвязаны. Для пони­мания явления следует это явление объяснить. Но, с дру­гой стороны, объяснить можно лишь то, что понятно. На­пример, для понимания древних текстов нужно знать зна­ки и понятия, использованные в тексте. А для объяснения следует понять язык текста. Получается сложная взаимосвязь и взаимозависи­мость. Такая ситуация в науке называется «герменевтиче­ский круг».

Таким образом, для того, чтобы познать явление, вещь полностью, необходимы оба этапа процесса познания, чувст­венный и рациональный этапы познания.

Мышление есть процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами предметов. А также мышление есть способность, которая обеспечива­ет трансформацию чувственно-сенсорных способностей человека в способность к абстрактному мышлению.

Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика и рациональные способы познания в некоторых случаях оказываются недостаточными для ре­шения научных проблем. Особое место в этом процессе за­нимает такая нерациональная способность человеческого сознания, как интуиция, сообщающая новый импульс и направление движения мысли. Она образовывает механизм творчества, то есть создания новых интеллектуаль­ных, художественных и других ценностей. Интуиция (взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, понимание, приобретённое непосредственно, а не эмпирически или путём размышления, озарения.

В дополнение к сказанному об интуиции можно сказать еще и следующее:

Интуициясостоит из нескольких этапов:

1.Накопление и бессознательное распределение обра­зов и абстракций в памяти.

2.Неосознанное комбинирование и переработка на­копленных абстракций образов и правил.

3.Чёткое осознание задачи.

4.Неожиданное для данного человека нахождение ре­шения. Причём часто это решение приходит в самое нео­жиданное время.

Также в процессе познания большую роль играют такие позна­вательные процедуры, как объяснение и понимание.

Объяснение — это переход от более общих знаний к бо­лее конкретным и эмпирическим. Объяснение устанавли­вает более глубокие связи и позволяет осуществлять пред­видение и предсказание будущих ситуаций и процессов. В процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других.

Объяснения бывают структурные и функциональные, то есть выясняющие вопросы: как устроен, какова структура изучаемого объекта и как действует, функционирует объект.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подумайте, почему в познании недопустим разрыв его чувственных и рациональных моментов (ступеней, сторон)? | В гносеологии одной из важных проблем является проблема истины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.