Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подумайте, почему в познании недопустим разрыв его чувственных и рациональных моментов (ступеней, сторон)?

В самом процессе познания учёные-философы выделяют две формы: чувственное, эмпирическое (опыт­ное) познание и рациональное (логическое) познание.

Диалектика про­цесса познания

Чувственная и рациональная ступени познания.

Эмпирическое и теоретическое познание называ­ют ступенями познания. А чувственное и рациональное — это способности человека, на базе которых формируется эмпи­рическое и теоретическое. Хотя я не считаю ошибкой упо­требление понятий «чувственное и рациональное позна­ние».

Вопрос аудитории:

Начальным этапом всякого познания является чувст­венное, эмпирическое познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств.

Различают три формы чувственного познания: ощуще­ние, восприятие, представление.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кис­лый или сладкий).

Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимают­ся нами все качества яблока).

Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления — образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чув­ственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полу­денной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Говоря о значении чувственного познания, коротко можно сформулировать следующие положения:

- органы чувств связывают человека с внешним миром;

- без органов чувств человек не способен ни к позна­нию, ни к мышлению. Более того, потеря части органов чувств осложняет познание;

Вопрос аудитории:

Каковы границы чувственного познания? Что может человек познать на этом этапе познания?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратим вни­мание на свойство восприятия. Человек может воспринимать единичное, конкретное, но не общее и не сущность. Чувственными органами мы познаем внешние, поверхностные стороны предмета и явления. Чувственное познание не дает возможности заглянуть в глубь явления, познать внутренние законы существования явлений и предметов. Это означает, что для создания целостной картины мира, для процесса познания недостаточно одного чувственного созерцания мира. Чувственный уровень освоения дейст­вительности является необходимым, но недостаточным условием в процессе познания.

Второй этап познания — это (рациональное познание), оно неможет состояться, если он не базируется на материале, полученном от органов чувств; органы чувств дают необходимый минимум первич­ной информации, переработка и осмысление которой даёт научное знание, научную теорию.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключе­ния.

Элементарной единицей рационального мышления является по­нятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выра­жается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающего­ся в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индиви­дуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение.

Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между пред­метами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все уча­щиеся в университете — студенты».

Третьей ступенью рационального познания является умозаключе­ние. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло­гики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет, например, такое рассуждение: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — это система знаков, передающих информацию. Знак является средством познания, а иногда онможет быть и объектом познания.

Итак, можно подытожить сказанное: в процессе познания одинаково важны и рациональное и чувственное познание субъектом объекта исследования. Причём, внешние характеристики объекта познаются чувственным путём, а внутренние — при помощи понятий, мышлением.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъект и объект познания | Истина и заблуждение. Объективность и конкретность истины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.